Доклад на тему "Организация внеурочной деятельности в малокомплектной школе"
материал по теме

Никульская Елена Владимировна

В данном докладе представлен опыт работы малокомплектной школы по программе внеурочной деятельности "Дорога открытий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti.rar2.56 МБ

Предварительный просмотр:

             Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.    Слайд 1.

        Программа «Дорога открытий»  составлена  на основе рекомендаций Управления образования  администрации Тайшетского района по оптимизационной модели. Авторы программы: Никульская Е.В., Мальцева М.А., Лень И.В.  Слайд 2.

       Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учитель, социальный педагог, учителя дополнительного образования,  старший вожатый).

       В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками,  а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности  общешкольного коллектива;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

      Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Слайд 4.

       Цель программы:   Создание  условий для достижения  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося  в свободное от учёбы время.  Слайд 5.

     Внеурочная деятельность призвана:

- обеспечить благоприятную адаптацию младшего подростка в школе;

- оптимизировать  учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития младшего подростка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Слайд 6.       Основные направления:

  1. Спортивно-оздоровительное
  1. Духовно-нравственное
  1.  Общеинтеллектуальное направление
  1. Социальное направление
  1. Общекультурное

Слайд 7.  Спортивно-оздоровительная деятельность должна способствовать:

- освоению детьми основных социальных норм, необходимых им  для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения  и поддержания физического, психического и социального здоровья;

- развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного  российского общества – в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;

- приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного  социального опыта, на основе которого  они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

Работа по данному направлению реализуется через: Слайд  8.  

  1. Деятельность  кружка «Спортландия».
  2. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
  3. Проведение бесед по охране здоровья.
  4. Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.  Слайды 9,10,11.

Слайд 12.  Духовно-нравственное и общекультурное:

      Духовно-нравственное и общекультурное направления связаны между собой близкими по смыслу целями – воспитание у школьников способности к нравственному выбору и эстетическому самоопределению.  

Для реализации: Слайд 13.

  1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся
  2. Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
  3. Занятия объединений художественного творчества
  4. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
  5. Занятие студии «Вдохновение».   Слайды 14,15,16.
    Слайд 17. Социальное
    Задача внеурочной деятельности социальной направленности – формирование субъекта социального творчества, которое является высшей формой социальной деятельности. Слайд 18.
  6. Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (концерты, и т.д.)
  7. Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)
  8. КТД (коллективно-творческое дело).
  9. Трудовые десанты (субботники, работа на пришкольном участке.
  10. Занятие в кружке «Умелые ручки», «Оригами», «Моя  первая клумба». Слайды 19,20, 21,22.

Общеинтеллектуальное. Слайд 23.

Овладение познавательно-исследовательской и проектной деятельностью необходимо детям для понимания социальной реальности и повседневной жизни, позитивного отношения к базовым ценностям общества, получения опыта самостоятельного социального действия.  Слайд 24.

  1. Познавательные беседы, предметные недели, библиотечные уроки.
  2. Занятие в математическом кружке.
  3. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.),
  4. Школьный музей.
  5. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
  6. Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
  7. Заседание кружка «Занимательная геометрия», «Юные исследователи», «Юные экологи». Слайды 25,26,27.

Слайд 28 – 29.  Календарно-тематический план.

  На основе данной программы составлен календарно-тематический план,  который включает работу всех структур и помогает координировать деятельность. Представляем фрагмент плана.

Программа предусматривает три уровня результатов внеурочной  деятельности обучающихся.

     Слайд 30.  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

     Слайд 31. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.    

       Слайд 32.  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Слайд 33. Проблемы. Однако, наряду с положительными моментами,  существует и немало проблем:

  1. Малая наполняемость в классах.
  2. Недостаточная материально-техническая база.
  3. Отсутствие базовых предприятий.

Несмотря на трудности, коллектив нашей школы стремиться к реализации данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Доклад на тему "Peaлизация внеурочной деятельности в начальной школе" с презентацией.

Данный материал кратко характеризует основные особенности  внеурочной деятельности в начальной школе и будет полезен учителям , работающим по ФГОС НОО....

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

Доклад на педагогическом совете на тему:"Организация внеурочной деятельности в начальной школе"

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...

Доклад на педсовете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе"

Материал по организации внеурочной деятельности в начальной школы...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...