Формирование читательского интереса у детей.
статья по теме

Шахова Наталья Алексеевна

Знакомство с этапами работы с текстом для развития познавательного интереса к книгам и чтению вообще. Что нужно сделать чтобы интерес к чтению развивался? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskogo_interesa_u_detey.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование читательского интереса у детей»

Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам,  и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым социальным положением в обществе. Но не секрет, что многие дети  из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Необходимо признать, что во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни.

Работая в учреждении, начальная школа детский сад, данная проблема особенно ярко выделяется. Как же сохранить естественный интерес у ребёнка к книге в период его обучения? Ответ на данный вопрос пришёл не сразу. Педагоги провели большой анализ методик работы с текстом на уроках чтения, и пришли к выводу.

Во-первых, нужно учить медленному чтению художественного текста, ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также выполнять элементарный анализ прочитанного.

Во-вторых, нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя. Нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)

Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.Светловской. Такой подход, как показывает опыт и наблюдения, является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

1.         Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)

1)                     Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают сои предположения о героях, теме, содержанию.

2)                      Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение- это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено тем, что в тексте есть знаки препинания, но отсутствуют интонация и логическое ударение. Также отмечается то, что последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

2.         Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

1)                     Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.

2)                      Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, задаваемые учителем,  это вопросы к «автору», ответы на них нужно искать или в прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.

3)                     Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

4)                      Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читает учитель, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Но обязательно нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом до чтения и во время чтения. Опыт показывает, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5)                     Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?

В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

3.         Работа с тестом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)

1)                     Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между сток»

2)                       Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3)                      Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4)                     выполнение творческих заданий.

Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.)

Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.

Учащиеся знакомятся с историей создания литературного произведения, с биографией автора, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному. Достигается понимание основной мысли текста.[3. с.6]

Наблюдения уроков показали, что дети познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу, усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Данная технология отличается от традиционной работы с текстом и её реализация на уроках позволяет отметить:

 возросший интерес детей на уроках чтения, этому способствует первый этап технологии.  Деятельность детей становиться мотивирована. Правильно поставленные вопросы учителя заставляют ребёнка задуматься, о чём же будет рассказ или стихотворение. Ребёнок с увлечением начинает читать, отыскивая свои предположения.

Приобретает навык работы с текстом, ведь текст может быть не только художественным. Понять, осмыслить прочитанное, это одно из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области.

Развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.

 Осмысленное чтение позволяет развивать навыки выразительности устной речи, чем умело и с удовольствием пользуются дети при выполнении творческих заданий (инсценирование, чтение по ролям)

 Высокие результаты по технике чтения.

По данной технологии можно работать и с детьми дошкольного возраста:

 Детям дошкольного возраста доступна работа по рассматриванию иллюстраций книжки, их простейшего анализа. Они могут высказать предположения,  о ком будет рассказ или сказка.

 В процессе чтения также уместна будет словарная работа, комментарии, вопросы на понимание содержания.

 Творческие задания: рисование, лепка, инсценировки по прочитанному

Ребёнку дошкольного возраста недоступно самостоятельное чтение. Это единственный пункт технологии, который не может быть выполнен воспитателем, тем не менее, основные этапы технологии можно использовать и в работе с детьми дошкольного возраста, тогда естественный интерес дошкольника к чтению ещё более развивается.

Педагоги нашего учреждения постоянно находятся в творческом поиске, поэтому данная работа продолжается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательского интереса через уроки внеклассного чтения.

формирование читательского интереса на уроках внеклассного чтения...

Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.

Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...