Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка (1 класс)
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 303.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя.
С.Я. Маршак
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 «Д»
Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба» | |||
Цель: создание условий для знакомства со сказкой | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: Рассмотреть иллюстрации к сказке восстановить последовательность событий. | Метапредметные УУД: Регулятивные: определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими | Личностные: формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Межпредметные связи: русский язык | |||
Ресурсы урока: для учителя: технологическая карта урока | |||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя (в зависимости от типа урока) | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Мотивация познавательной деятельности | |||
Прозвенел уже звонок, Путешествие в сказочную страну Ребята! Вы оказались в непростом классе. Это ворота в сказочную страну (открываются створки доски) Звучит музыка «В гостях у сказки» Сказка по лесу идет — Сказку за руку ведет, Из реки выходит сказка, Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка — умница и прелесть С нами рядышком идет. В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит! Сказка- умница и прелесть! Ей повсюду путь открыт. | Психологический настрой на урок. | ||
2. Актуализация необходимых знаний | |||
Ребята, вы очень много знаете, вы большие молодцы! Для того чтобы узнать с какой сказкой мы сегодня познакомимся, Вам необходимо отгадать загадку. Внимательно послушайте. Яйцо курочка снесла, Абсолютно верно, а вот и главная героиня сегодняшнего урока (учитель показывает мягкую игрушку «Курочку Рябу»). Вижу, Вы немного устали, давайте выполним физминтку. Вышла курочка гулять (Взрослый изображает маму- курицу.) Свежей травки пощипать. (Идет высоко поднимает колени.) А за ней ребятки, (Малыши идут за курицей) Желтые цыплятки (Повторяют движения.) Ко – ко - ко, ко –ко -ко, ( «Грозят» пальчиком.) Не ходите далеко, Лапками гребите, (Присесть и «грести лапками».) Зернышки ищите! Съели толстого жука, (Показываем, какого жука съели.) Дождевого червяка, Показываем длинного червяка – (Руки в стороны) Выпили водицы (Наклоняемся, руки отводим назад.) Целое корытце. Стимулирование учащихся похвалой: Молодцы ребята! Всех цыплят накормили, напоили. И курочка очень довольна. | В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычайные приключения. Всегда хороший конец. Народ мечтал о свободной, счастливой жизни. В сказках побеждает добро. Дети отвечают. «Курочка Ряба» Выполняют физминтку вместе с учителем | ||
3.Организация познавательной деятельности | |||
Отлично, молодцы! Прежде чем мы приступим к чтению, давайте выполним дыхательную гимнастику: Сидя на своих местах, делаем глубокий вдох, затем выдох Встаньте, ноги на ширине плеч, «Надуваем шарик», руки разводим в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно выдыхаем. «Шарик лопнул» - хлопаем в ладоши, «из шарика выходит воздух» - произносим: «шшш», вытягивая губы хоботком, опускаем руки. Выполняют вместе с учителем несколько раз. А теперь подготовьте свои карточки для чтения скороговорок. (Приложение 1) . По цепочке читаем скороговорку, кто может, тот произносит наизусть. Несколько учеников читают: тихо, громко, шепотом. Отлично, у вас здорово получается! Теперь выполним гимнастику для глаз: «Круг» Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, что вы отдыхаете, а я медленно посчитаю до 10. Открываем глаза и хорошенько моргаем! Курочка считает, что теперь вы готовы прочитать сказку самостоятельно. Все внимательно следят за текстом. Каждый читает по два предложения. Приложение 2 Теперь в парах я предлагаю Вам выполнить задания, от Курочки Рябы. Откройте учебник на стр. 30 Внимательно рассмотрите картинки и восстановите последовательность событий в сказке. Отлично, все справились! | Смотрят мультфильм. Отвечают на вопросы учителя. Повторяют за учителем Читают по указанию учителя Выполняют гимнастику для глаз. Дети читают сказку Выполняют задания в парах. | ||
4.Подведение итогов: | |||
-Понравилась сказка? Почему? -Чему учит сказка? Рефлексия. (на партах лежат три картинки яиц разной величины) -Если на уроке было все понятно, вы справились со всеми заданиями возьмите большое яйцо. Если испытывали небольшие затруднения, но с заданиями справились, возьмите среднее яйцо. Если на уроке вам было непонятно, с заданиями вы не справились, возьмите маленькое яйцо. -Вы хорошо поработали, можно отдохнуть. | Доброте, хозяева заботились о курочке, и она отвечает им тем же. Успокаивала их, что она снесет другое яичко. |
Приложение 1
Приложение 2
Технологические карты уроков
Приложение А
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 «Д»
Тема: Русская народная сказка «Гуси лебеди» | |||
Цель: создание условий для знакомства со сказкой | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: Познакомиться с волшебной сказкой | Метапредметные УУД: Регулятивные: определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими | Личностные: формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Межпредметные связи: русский язык | |||
Ресурсы урока: для учителя: технологическая карта урока | |||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя (в зависимости от типа урока) | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Мотивация познавательной деятельности | |||
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку. Ребята, что светит и всех нас любит и греет? Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. Для того, чтобы все получилось и каждый из вас смог добиться успеха, сядьте правильно и красиво. | Психологический настрой на урок. | ||
2. Актуализация необходимых знаний | |||
Путешествие в мир сказок Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
В мир волшебный унесет. В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них… Бери с собой в дорогу Своих любимых сказочных друзей. В заветный час они тебе помогут Найти мечту и сделать жизнь светлей. Ребята, посмотрите на слайд, кто прилетел к нам в гости? Кто догадался, с какой сказкой мы познакомимся на уроке? Ребята, а кто сочинил эту сказку? А где мы можем встретить волшебство? Стимулирование учащихся похвалой: Молодцы, у вас отлично получается! Ребята, в конце урока, вы мне ответите на один вопрос, является ли сказка, с которой мы поработали на уроке волшебной? Всем желаю удачи! Будьте внимательны. | Гуси Народ В сказке | ||
3.Организация познавательной деятельности | |||
Давайте послушаем аудиосказку «Гуси-лебеди». Слушайте внимательно, чтобы вы смогли ответить на вопросы. Проверка первичного восприятия, анализ произведения Что же случилось с мальчиком? А почему так произошло? Что можете сказать о девочке? А может она не слышала, что просили родители? Поработаем по содержанию сказки, для этого нам понадобится учебник. Откройте учебник на стр.32-33 Как художник показал переживания девочки? А как сестра нашла братца? Нравятся ли вам эти птицы? - Кто приказывал им творить зло?
Физминутка Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками) Анализ произведения - Что повстречалось девочке в начале пути? - Почему печка не помогла девочке? - Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой? - Что повстречалось девочке после печки? - Почему яблонька не помогла девочке? - Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею? - Что повстречалось девочке после яблони? - Почему речка не помогла девочке? - Каким тоном разговаривала девочка с речкою? - Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин) - Сколько волшебных предметов в этой сказке? - В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие они стали грустные. - Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку? - Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца. - Кого повстречала девочка? - Почему еж помог девочке? - Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее. - Где нашла девочка своего братца?- Страшно ли было девочке? - Почему девочка пересилила свой страх? - Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меняют свое отношение к девочке, они становятся другие. - Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой? - Как она обращалась к ним? - Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков. - Что же девочка испытала и поняла? - О чем же эта сказка? - Когда все откликаются на беду? - Приведите примеры из жизни. - Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа. | Украли гуси-лебеди Забыла наказ, не послушала родителей Хотела играть с подружками Забыла, отнеслась не серьёзно. Рассказы детей. Быстро бежит, руки сложила. Отвечают на вопросы учителя - Эти злые силы вредят людям. Только ли гуси-лебеди и Баба-Яга виноваты в том, что произошло с братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти вопросы мы и попробуем ответить. Отвечают на вопросы учителя | ||
4.Подведение итогов: | |||
|
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 «Д»
Тема: Сказка Е. Чарушина «Теремок» | |||
Цель: создание условий для знакомства со сказкой | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: Знакомство со сказкой «Теремок», раскрытие творческих способностей учащихся через коллективную работу, работа по формированию читательского интереса и связной речи | Метапредметные УУД: Регулятивные: определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими | Личностные: формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Межпредметные связи: русский язык | |||
Ресурсы урока: для учителя: технологическая карта урока | |||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя (в зависимости от типа урока) | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Мотивация познавательной деятельности | |||
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели! Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Улыбка – залог успеха в любой работе. Так давайте, наш урок начнём с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. - Боитесь ли вы трудностей? - С каким настроением трудности преодолеть легче? - Какое настроение у вас сейчас? Покажите своё настроение. У вас на столе 2 карточки: на одной – солнышко, на другой – тучка. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат. Контролировать свою готовность к уроку. | Психологический настрой на урок.
солнышко или тучку. | ||
2. Актуализация необходимых знаний | |||
Создание проблемной ситуации - Составьте из данных слов предложение: учимся читать сказки Мы - Что такое сказка? - А какие бывают сказки? - Кто автор народной сказки? - Чему учат сказки? - Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро. Шесть мышат в шалаше шуршат. - В каких сказках действующее лицо – мышка? Отгадайте загадку, и тогда вы сможете сказать, с какой сказкой мы поработаем сегодня. Домик выстроен в лесу. Мышку он вместил, лису, и лягушку, зайку, волка. А медведь пришёл без толку – Мишка в домик влезть не смог – развалился … («Теремок»). Стимулирование учащихся похвалой: Отлично, молодцы! | Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. - Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают. - Сказки о животных не уступали: они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки. - А бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными. Споры велись очень долго, но дети любят сказки. Сказки делятся на авторские и народные . Справедливости, находчивости, дружбе, скромности, желанию чего - то добиться, умению ждать, доброте, уважению к старшим, почтению к родителям, трудолюбию, любви к родной земле, умению прощать, любви, мудрости, взаимовыручке. Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее. «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Теремок | ||
3.Организация познавательной деятельности | |||
Сядьте удобно, попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое дыхание. Вдох-выдох (2 раза) Теперь вдыхаем на три счета Вдох. Раз-два-три. Выдох Раз-два-три. И еще раз. Вдох. Раз-два-три. Выдох. Раз-два-три. А теперь немного поиграем, повторяйте за мной.
Широко открыть рот – «жарко»; Закрыть рот – «холодно».
Улыбнуться, открыть рот; Кончиком языка с внутренней стороны «Почистить» поочередно верхние и нижние зубы;
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты). Стимулирование учащихся похвалой: Отлично, молодцы. Ребята, кто может назвать тему сегодняшнего урока? Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и Маршак. А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг. ( на доску прикрепляю иллюстрацию его книги ) Выразительное чтение, как средство формирования читательского интереса Откройте учебник на стр. 33 Распределяют роли, дети читают произведение. Анализ произведения: А теперь пришло время ответить на вопросы: Где стоял теремок? Кто первый прибежал к теремку? Какой высоты теремок? Кого первым мышка позвала в теремок? Кто пришел к теремку за лягушкой? Сколько зверей собралось в теремке , когда к нему пришел медведь? Кто разрушил теремок? При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок? В чистом поле теремок Формирование читательского интереса через творческую деятельность: А теперь мы сами создадим свой собственный «Теремок» Учитель выдает заранее подготовленный домик и персонажей из сказки. Дети работают самостоятельно и по группам. Вам нужно раскрасить героев и домик и заселить всех персонажей в теремок. Инсценирование сказки «Теремок» способствуют формированию читательского интереса Дети своими словами рассказывают сюжет сказки. Стимулирование учащихся похвалой: Вы большие молодцы, отлично справляетесь с непростыми заданиями! | Повторяют за учителем Выполняют артикуляционную гимнастику вместе с учителем «Чтение сказки Теремок». Чтение сказки. Отвечают на вопросы. Создают «теремок» Инсценируют сказку | ||
4.Подведение итогов: | |||
– С какой сказкой мы сегодня познакомились? – Кто автор этой сказки? – Чему учит нас эта сказка? -Молодцы. Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня на уроке я научился… - Ребята, а теперь покажите класс, если вы хорошо работали на уроке, читали, обсуждали произведение. А если вы не работали на уроке, то покажите противоположный знак. | Отвечают на вопросы. Подведение итогов. |
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 «Д»
4.Подведение итогов: | |
-С какой сказкой познакомились? - Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
Оценка деятельности Оцените свою работу на уроке. Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте! Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо. | Отвечают на вопросы |
Приложение
Сказка «Теремок» | Мышка Лягушка Заяц Лисичка |
Сказка «Рукавичка» | дед мышка лягушка зайка лисичка волк кабан медведь
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...
Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...
Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».
Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...
Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""
Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...
Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...
«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...