Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
статья

Садикова Ия Владимировна

"Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.

Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается в практике и какие УУД формирует; научить разрабатывать уроки, следуя данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc1.22 МБ
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Садикова Ия Владимировна, у читель начальных классов МБОУ СОШ №48 г. Кемерово Чтение без принуждения

Слайд 3

Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное

Слайд 4

Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон, в котором различают тело клетки и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда в одном направлении: по дендритам к телу клетки, по аксону – от тела клетки. Таким образом нейрон – система, имеющая множество «входов» (дендриты) и лишь один «выход» (аксон). Такая закономерность свойственна нервной системе в целом. В функциональном отношении нейроны можно различать на афферентные, доставляющие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные в которых происходит предварительная промежуточная переработка импульсов и организующая коллатеральные связи.

Слайд 5

Чего человек не понимает, тем он не владеет. Чего человек не понимает, тем он не владеет, то он и не любит.

Слайд 7

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач : 1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; 2. одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 3. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 4. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 5. приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 8

«Рефлексивное дерево» Я знаком(а) с технологией продук - тивного чтения и применяю её в педагогической деятельности Я знаком(а) с технологией продук - тивного чтения, но в педагогической деятельности не применяю Я не знаком(а) с технологией продуктивного чтения

Слайд 9

Технология продуктивного чтения Читаем… … и представляем картины, героев … и ставим себя на место героев … и переживаем … и участвуем в действии … и задумываемся над содержанием … и предполагаем конец истории … и реагируем на прочитанное: смеёмся, грустим, удивляемся – испытываем эмоции

Слайд 10

Три уровня информации То, о чём в тексте говорится в явном виде То, о чём в тексте говорится в неявном виде, между строк Основная идея, замысел автора

Слайд 11

Технология продуктивного чтения 1 этап: Работа с текстом до чтения 2 этап: Работа с текстом во время чтения 3 этап: Работа с текстом после чтения

Слайд 12

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Задача: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст. Антиципация Постановка целей урока

Слайд 13

1 этап. Работа с текстом до чтения Евгений Пермяк школьники учительница собачонка обижали «Двойка»

Слайд 14

2 этап. Работа с текстом во время чтения Цель: восприятие и понимание текста, созда - ние его читательской интерпретации. Задача: обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания ( фактуальной и подтекстовой информа - ции ) Первичное чтение текста Перечитывание текста Беседа по содержанию текста в целом

Слайд 15

2 этап. Работа с текстом во время чтения «Диалог с автором» Комментированное чтение

Слайд 16

2 этап. Работа с текстом во время чтения Вопросы к тексту: 1) Кто жил на школьном дворе? 2) Где жила собачонка? 3) Какая собачонка жила на школьном дворе? Вопросы к автору: 1) Почему собачонку звали Двойка? 2) Интересно, кто дал ей такую кличку?

Слайд 17

2 этап. Работа с текстом во время чтения «Диалог с автором» Комментированное чтение Сигналы: В - вопрос к автору текста, возникающий после чтения определённых фраз. О - предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос. П - предложение ученикам проверить предположения. З - зеркало Приёмы прерывания чтения обучающихся: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся "включение воображения" детей словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?.." формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?"

Слайд 18

3 этап. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне концептуаль - ной информации Концептуальная (смысловая беседа по тексту) Знакомство с писателем Работа с заглавием, иллюстрациями Выполнение творческих заданий

Слайд 19

3 этап. Работа с текстом после чтения Этап творческих заданий Евгений Пермяк «Двойка»

Слайд 20

Кубик Блума Придумай продолжение истории Составь план рассказа Напиши письмо детям этой школы

Слайд 21

Выбери пословицу к этому тексту и объясни её значение. Живи добрее, будешь умнее. Красив тот, кто красиво поступает. И собака ласковое слово знает. Какая на собаке шерсть, такая и честь.

Слайд 22

Технология продуктивного чтения Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД

Слайд 23

Правильный ответ: 1 – Б 6 – И 2 – В 7 – Е 3 – З 8 – А 4 – Д 9 – Ж 5 – Г

Слайд 24

«Рефлексивное дерево» Я углубил(а) свои знания о технологии, получила полезную информацию. Возникло желание применить её в своей деятельности Я осознала сущность основных приёмов технологии продуктивного чтения Я бы хотела подробнее разобраться с технологией продуктивного чтения

Слайд 25

М ы знаем: труд учителя непрост. У чить учиться – трудная работа! Д етей вести через литературный мост Р искнёт учитель в звании высшего пилота. О дно с уверенностью можем мы сказать: С воих порывов творческих не бойтесь, Т ворите и детей учите создавать. Пуст Ь творчество достигнет множества высот, Но на достигнутом не успокойтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буктрейлер как способ формирования читательского интереса.

   Я, как и наверно большинство учителей столкнулась с проблемой, дети абсолютно не любят читать. Читают только то, что задают на уроке. Чтобы привлечь детей к чтению на уроках я испо...

Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода

Статья и презентация "Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода"...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...