Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
статья
"Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.
Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается в практике и какие УУД формирует; научить разрабатывать уроки, следуя данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 1.22 МБ |
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное
Основной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон, в котором различают тело клетки и отростки: дендриты и аксон. Нервный импульс распространяется всегда в одном направлении: по дендритам к телу клетки, по аксону – от тела клетки. Таким образом нейрон – система, имеющая множество «входов» (дендриты) и лишь один «выход» (аксон). Такая закономерность свойственна нервной системе в целом. В функциональном отношении нейроны можно различать на афферентные, доставляющие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные в которых происходит предварительная промежуточная переработка импульсов и организующая коллатеральные связи.
Чего человек не понимает, тем он не владеет. Чего человек не понимает, тем он не владеет, то он и не любит.
Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач : 1. формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; 2. одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 3. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 4. развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 5. приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
«Рефлексивное дерево» Я знаком(а) с технологией продук - тивного чтения и применяю её в педагогической деятельности Я знаком(а) с технологией продук - тивного чтения, но в педагогической деятельности не применяю Я не знаком(а) с технологией продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения Читаем… … и представляем картины, героев … и ставим себя на место героев … и переживаем … и участвуем в действии … и задумываемся над содержанием … и предполагаем конец истории … и реагируем на прочитанное: смеёмся, грустим, удивляемся – испытываем эмоции
Три уровня информации То, о чём в тексте говорится в явном виде То, о чём в тексте говорится в неявном виде, между строк Основная идея, замысел автора
Технология продуктивного чтения 1 этап: Работа с текстом до чтения 2 этап: Работа с текстом во время чтения 3 этап: Работа с текстом после чтения
1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Задача: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст. Антиципация Постановка целей урока
1 этап. Работа с текстом до чтения Евгений Пермяк школьники учительница собачонка обижали «Двойка»
2 этап. Работа с текстом во время чтения Цель: восприятие и понимание текста, созда - ние его читательской интерпретации. Задача: обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания ( фактуальной и подтекстовой информа - ции ) Первичное чтение текста Перечитывание текста Беседа по содержанию текста в целом
2 этап. Работа с текстом во время чтения «Диалог с автором» Комментированное чтение
2 этап. Работа с текстом во время чтения Вопросы к тексту: 1) Кто жил на школьном дворе? 2) Где жила собачонка? 3) Какая собачонка жила на школьном дворе? Вопросы к автору: 1) Почему собачонку звали Двойка? 2) Интересно, кто дал ей такую кличку?
2 этап. Работа с текстом во время чтения «Диалог с автором» Комментированное чтение Сигналы: В - вопрос к автору текста, возникающий после чтения определённых фраз. О - предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос. П - предложение ученикам проверить предположения. З - зеркало Приёмы прерывания чтения обучающихся: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся "включение воображения" детей словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?.." формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?"
3 этап. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне концептуаль - ной информации Концептуальная (смысловая беседа по тексту) Знакомство с писателем Работа с заглавием, иллюстрациями Выполнение творческих заданий
3 этап. Работа с текстом после чтения Этап творческих заданий Евгений Пермяк «Двойка»
Кубик Блума Придумай продолжение истории Составь план рассказа Напиши письмо детям этой школы
Выбери пословицу к этому тексту и объясни её значение. Живи добрее, будешь умнее. Красив тот, кто красиво поступает. И собака ласковое слово знает. Какая на собаке шерсть, такая и честь.
Технология продуктивного чтения Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Правильный ответ: 1 – Б 6 – И 2 – В 7 – Е 3 – З 8 – А 4 – Д 9 – Ж 5 – Г
«Рефлексивное дерево» Я углубил(а) свои знания о технологии, получила полезную информацию. Возникло желание применить её в своей деятельности Я осознала сущность основных приёмов технологии продуктивного чтения Я бы хотела подробнее разобраться с технологией продуктивного чтения
М ы знаем: труд учителя непрост. У чить учиться – трудная работа! Д етей вести через литературный мост Р искнёт учитель в звании высшего пилота. О дно с уверенностью можем мы сказать: С воих порывов творческих не бойтесь, Т ворите и детей учите создавать. Пуст Ь творчество достигнет множества высот, Но на достигнутом не успокойтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буктрейлер как способ формирования читательского интереса.
Я, как и наверно большинство учителей столкнулась с проблемой, дети абсолютно не любят читать. Читают только то, что задают на уроке. Чтобы привлечь детей к чтению на уроках я испо...
Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода
Статья и презентация "Способы формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода"...
Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...
Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читатель...
ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Работа с текстом в начальной школе как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности учащихся
Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности. Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком являются читательская грамот...