Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
статья (1, 2, 3 класс)
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны краткие рекомендации по использованию и подбору материала для уроков литературного чтения у детей с ТНР, которые позволят достичь необходимого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
“Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.
В.А. Сухомлинский
Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка дар слова, помогает познать мир и самого себя.
Но дети стали меньше читать. Почему? Компьютер, телевизор и телефон заняли важное место в жизни ребенка, с развитием общества стал прогрессировать упадок читательского интереса учащихся, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении
и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Важно отметить, что письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах.
Отсутствие читательского интереса стало актуальной проблемой в начальной школе на сегодняшний день. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Школа, а не сам ребенок определяет необходимость чтения и его репертуар. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Важным вопросом в нашем исследовании является: как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, смогли не только ее прочитать, но и осознать всю значимость прочитанного, тем более книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Таким образом, методические приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения должны быть особыми и выступать, как средство формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из главных задач педагога коррекционной школы является формирование читательского интереса и осознанного чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Чтение является одной из форм развития устной речи, и ее развитие включает в себя четкое произношение и различение звуков, владение артикуляционным аппаратом, правильное выстраивание предложений, умение слушать и понимать вопросы, правильно выражать свои мысли.
Актуальность данной темы, определена тем, что чтение представляет существенную роль в развитии личности и моральном её воспитании, содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является еще фактором формирования познавательной активности, а, следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося.
Именно в младшем школьном закладываются главные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение ребенка к книге деятельным или инертным. Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у детей анализируется не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования личности ребёнка посредством вовлечения его в мир чтения, литературы, художественного слова и физическими и психологическими возможностями детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Наблюдения за детьми показывают, что использование различных методических приемов работы с текстом на уроках литературного чтения выступает средством формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.
Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...
Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...
Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...