Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса « Окружающий мир»
для 2 класса
на 2012 – 2013 учебный год
составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования,
Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова
«Окружающий мир».1 – 4 классы (УМК» Школа России»).
Содержание программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам ГБОУ ЦО №2051.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование представлений о картине мира и осознание места в нём;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации данного курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет интегративный характер, соединяет в себя природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
В ходе его изучения курса школьники овладеют основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, будут учиться осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, экскурсии и учебные прогулки.
Место курса. На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2ч. в неделю.
Программа рассчитана на 68ч. (34 учебные недели).
В ходе изучения курса «Окружающий мир» 2 класс будут формироваться личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение основных способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет);
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2.Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни;
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Просвещение.2011г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Просвещение 2011.
- Диск « Окружающий мир 2 класс»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
- Распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- Правилам поведения в природе;
- Называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;
- Называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- Распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- Называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия ,приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- Называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки, названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Планируемые результаты освоения предмета.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки объектных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобранны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижения более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы заданий различно уровня сложности.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ
( промежуточных, итоговых), направленных на определения уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- Является современным педагогическим инструментов сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- Реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения-формирования универсальных учебных действий;
- Позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- Предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования в ФГОС
- Динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Виды работы | Тема |
2 | Стартовая диагностика | Входная |
7 | Практическая работа №1 | Измерение температуры |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени |
11 | Практическая работа №2 | Знакомство с горными породами и минералами |
14 | Практическая работа №3 | Распознавание деревьев, кустарников и трав |
14 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за 1 четверть |
17 | Практическая работа №4 | Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений |
19 | Практическая работа №5 | Отработка приемов ухода за комнатными растениями |
20 | Практическая работа №6 | Отработка приемов ухода за животными живого уголка |
24 | Тест № 1 | Природа |
29 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
31 | Экскурсия №2 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе |
33 | Тест № 2 | Жизнь города и села |
38 | Практическая работа № 7 | Отработка правил перехода улиц |
43 | Тест № 3 | Здоровье и безопасность |
47 | Практическая работа №8 | Отработка основных правил этикета |
50 | Проверочная работа. Тест № 4 | Качество усвоения программного материала за 3 четверть. Общение |
53 | Практическая работа №9 | Определение сторон горизонта по компасу |
56 | Экскурсия № 3 | В гости к весне |
58 | Практическая работа № 10 | Освоение основных приемов чтения карты |
64 | Тест № 5 | Путешествия |
64 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за год |
66 | Экскурсия № 4 | Впереди лето |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- DVD-проектор
- видеомагнитофон
- средства фиксации окружающего мира
- фото и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
Содержание программы
Где мы живем? (4 часа)
Где мы живём? Наш «адрес» в мире: планета — Земля. Страна — Россия, название нашего города (села). Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, обработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Экскурсия. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...