Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса « Окружающий мир»
для 2 класса
на 2012 – 2013 учебный год
составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно – нравственного развития и
воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования,
Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова
«Окружающий мир».1 – 4 классы (УМК» Школа России»).
Содержание программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам ГБОУ ЦО №2051.
Изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование представлений о картине мира и осознание места в нём;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации данного курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет интегративный характер, соединяет в себя природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
В ходе его изучения курса школьники овладеют основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, будут учиться осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, экскурсии и учебные прогулки.
Место курса. На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2ч. в неделю.
Программа рассчитана на 68ч. (34 учебные недели).
В ходе изучения курса «Окружающий мир» 2 класс будут формироваться личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение основных способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет);
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2.Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни;
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Просвещение.2011г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Просвещение 2011.
- Диск « Окружающий мир 2 класс»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
- Распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- Правилам поведения в природе;
- Называть свой адрес в мире и в своем населенном пункте;
- Называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- Распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- Называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия ,приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- Называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки, названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Планируемые результаты освоения предмета.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки объектных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобранны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижения более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы заданий различно уровня сложности.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ
( промежуточных, итоговых), направленных на определения уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- Является современным педагогическим инструментов сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- Реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения-формирования универсальных учебных действий;
- Позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- Предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- Соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования в ФГОС
- Динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Виды работы | Тема |
2 | Стартовая диагностика | Входная |
7 | Практическая работа №1 | Измерение температуры |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени |
11 | Практическая работа №2 | Знакомство с горными породами и минералами |
14 | Практическая работа №3 | Распознавание деревьев, кустарников и трав |
14 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за 1 четверть |
17 | Практическая работа №4 | Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений |
19 | Практическая работа №5 | Отработка приемов ухода за комнатными растениями |
20 | Практическая работа №6 | Отработка приемов ухода за животными живого уголка |
24 | Тест № 1 | Природа |
29 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
31 | Экскурсия №2 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе |
33 | Тест № 2 | Жизнь города и села |
38 | Практическая работа № 7 | Отработка правил перехода улиц |
43 | Тест № 3 | Здоровье и безопасность |
47 | Практическая работа №8 | Отработка основных правил этикета |
50 | Проверочная работа. Тест № 4 | Качество усвоения программного материала за 3 четверть. Общение |
53 | Практическая работа №9 | Определение сторон горизонта по компасу |
56 | Экскурсия № 3 | В гости к весне |
58 | Практическая работа № 10 | Освоение основных приемов чтения карты |
64 | Тест № 5 | Путешествия |
64 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за год |
66 | Экскурсия № 4 | Впереди лето |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- DVD-проектор
- видеомагнитофон
- средства фиксации окружающего мира
- фото и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
Содержание программы
Где мы живем? (4 часа)
Где мы живём? Наш «адрес» в мире: планета — Земля. Страна — Россия, название нашего города (села). Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя).
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, обработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Экскурсия. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...