Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие
статья на тему
Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grebenkova_n.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Гребенькова Н.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №17»
г.Старый Оскол
Белгородской области
Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие
В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивать ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались о том, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) деятельностное пространство.
Единство урочной и внеурочной деятельности исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
· целостность формируемой личности школьника;
· единство жизнедеятельности человека и его образования;
· целостность научно-педагогического знания;
· единство процессов развития, воспитания и обучения;
· целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
· единство образования и самообразования.
Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Именно поэтому реализуемые проекты должны носить социальный характер, вовлекать в реализацию не только родителей, но и других социальных партнеров школы, создавать условия не только для придания личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования.
В свою очередь, результаты образования (в урочной и внеурочной сферах) должны предполагать развитие социальной и гражданской идентичности обучающегося. Это можно реализовать, заложив в результаты образования следующую уровневую структуру:
- первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
- второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает), первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К.Мамардашвили) ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) полноправным членом общества.
Важность и необходимость осуществления внеурочной деятельности школьников для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по-прежнему особо подчёркивается создателями ФГОС.
А.Кондаков, руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов, считает, что «введение внеурочной деятельности является реакцией на запрос семьи, общества и государства к результатам образования, прежде всего личностным. Во внеурочной деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее…. Раздел «Внеурочная деятельность» призван обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи…»
Ещё до введения Стандартов Л.Буйлова и Н.Клёнова, специалисты по дополнительному образованию, чётко обозначили актуальность взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности школьников: «Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе…
Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей.
Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения…
Дополнительное образование помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием…
Таким образом, дополнительное (внеурочное) образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка.
Сегодня совершенно очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного (внеурочного) образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка».
Учителя-практики, которые уже включились в реализацию требований ФГОС, отмечают, что целенаправленное включение внеурочной деятельности в образовательный процесс способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, т.к. ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитаться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Литература
- Буйлова Л., Клёнова Н. Дополнительное образование детей в современной школе. - http://www.ucheba.com/
- Горолевич Л.В., Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса.// http://idunaurok.ucoz.ru/load/edinstvo_urochnoj_i_vneklassnoj_raboty_vazhnejshee_uslovie_kachestvennogo_obrazovatelnogo_processa/1-1-0-13
- Казаренков В., Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/kazar/01.php
- Соколова Л.А., Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов. // http://www.fgos-urgan.narod.ru/Material/Sokolova_01.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый ребенок имеет право
Классный час посвященный правам ребенка...
Тематический классный час "Каждый ребенок имеет право"
Проводится ко дню подписания "Конвенции по правам ребенка"...
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка"
Система работы классного руководителя по курсу "Создание мотивации для творческой деятельности каждого ребенка""Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника"В.А. Сухоминс...
духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...
Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»
Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы о...