духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности
материал на тему
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
Усть - Абаканского района
Доклад
Духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности
младших школьников.
(из опыта работы)
Учитель начальных классов Киштеева М.В
а.Сапогов,2018
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
народная мудрость.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…»
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе? Это, прежде всего учебная деятельность.
На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Русский язык литературное чтение. окружающий мир – это предметы, которые позволяют уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Так при знакомстве с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, былины, пословицы и поговорки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми, несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской направленностью. Совместный с детьми анализ ситуаций и характеров героев способствует формированию правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки «Иван – царевич и серый Волк», «Сивка – Бурка», «И вспомнил Олег коня своего, и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Христианский смысл русского фольклора находит своё продолжение в сказках литературных Сказки учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, ко живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй.
На уроках русского языка провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. При изучении темы «Фразеологизмы» «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести.
На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:
• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;
• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;
• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;
• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.
Приведу пример работы над задачей.
В задаче говорится о том, как бабушка и внучка садили тюльпаны. Бабушка посадила больше в 4 раза. Катя полола грядки, а Коля поливал огород.- Что можно сказать о Коле и Кате? Кто из вас помогает своим родителям? и д.р
Приведённый пример задачи действительно можно использовать в воспитательных целях, что такого характера задачи ориентированы на духовно-нравственное развитие младших школьников.
Важным источником нравственного опыта школьников является внеурочная деятельность и внеклассная работа.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки, факультативы, научно-практические конференции, защита проектов, массовые праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д.
Уже традиционными стали КТД «Золотая осень», Акция»Мы уважаем старших»Акция» Покормите птиц зимой» КТД»Новогодняя мозаика» Акция »Посылка солдату» «День именинника», «День Защитника отечества», «Праздник мам», Проект »Школьная клумба» Акция »Подарок ветерану» Проект »Наши руки не знают скуки» и т.д
Праздники, где принимают участие как сами учащиеся, так и их родители. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем класс, приглашаем гостей.
Уже второй год веду кружок «Школа добрых дел» .В процессе реализации предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
- ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
В заключении хочется сказать что, важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...
Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...
Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...
Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Предлагаемые в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...
Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...