Описание опыта работы по "Начальная школа 21 века"
статья по теме
С 2000 года я работа. по УМК " Начальная школа 21 века". Чем же привлекает этот комплекс? И почему так интересно работать по нему?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ped_opyt-_banshchikova_iv.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья учащихся;
- сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков.
В начальную школу дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Цель начального образования заключается в создании условий для реализации способностей каждого ребенка.
Для этого необходимо:
- создание доброжелательной атмосферы на уроках;
- учитывать темп продвижения каждого ребенка в развитии и обучении, опираясь на его индивидуальные возможности;
- опора на «сильные» стороны в развитии ученика.
Актуальность моего опыта вытекает из анализа противоречий:
- между потребностью в крепком здоровье и неэффективностью используемых традиционных педагогических методов в обучении;
- между индивидуальным способом усвоения знаний и массовым характером обучения.
Исходя из противоречий, возникает проблема: Какие необходимо создать условия для обучения и развития личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и сохранения здоровья?
Педагогических условий, способствующих развитию учащихся много и теория, и практика это доказывает. Но по моему педагогическому опыту ведущим и основным условием является ситуация успеха. Разрешить эту проблему мне позволила работа над темой: «Создание ситуации успеха как ведущее условие развития личности ребенка».
Успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех - это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Успех – это удача в достижении чего – либо, хорошие результаты в работе и учебе.
Успешность школьника напрямую связана с его успеваемостью. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать комфортные условия для получения образования, реализует личностно – ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
Ситуация успеха у детей вызывает радость, оптимизм, интерес к учебе. Исходя из темы своего педагогического опыта, я ставлю перед собой цель: «Выявить педагогические условия, способствующие развитию учащихся и сохранению их здоровья».
Основными задачами в работе считаю:
- изучить психофизиологические особенности ребенка;
- отобрать содержание, средства, методы и приемы обучения;
- создать комфортные условия, необходимые для осознания детьми продвижения в саморазвитии;
- способствовать раскрытию качеств личности ребенка путем вовлечения его в общешкольную детскую организацию «Звездочка»;
- отследить уровень развития учащихся, качество предметной подготовки, здоровье.
В обосновании своего опыта использовала:
- технологию разноуровнего обучения (Б. Блум), согласно которой каждому ребенку необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям;
- теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся (П.Я Гальперина);
- технологию совершенствования общеучебных умений в школе (В.Н. Зайцев);
- технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина.
- науку о движении тела, о влиянии социального и физического окружения на учение (К. Ханнафорд.)
- систему безотметочного обучения (Г. Цукерман.)
- здоровьесберегающую технологию, которая является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.
Мой педагогический опыт позволяет получить высокие результаты в обучении и развитии учащихся за счет отбора методик, средств, приемов и форм работы, способствующих сохранению здоровья учащихся. Успешность обучения детей зависит от учета индивидуальных особенностей и подбора индивидуальных методик. Педагогическая диагностика с использованием тестов( входящих, промежуточных, итоговых) дает возможность вовремя выявить проблемы детей и скорректировать дальнейшую индивидуальную работу с ними. Разноуровневые контрольные работы дают учащимся возможность выбора, а значит, дают детям ощущение свободы и самостоятельности в работе. Задания позволяют учащимся самостоятельно оценить свои возможности, увлекают их, они не отвлекаются, радуются своим успехам.
Совместная работа с психологом позволяет гармонизировать работу полушарий, развивать все каналы восприятия и как следствие, сохранить здоровье учащихся и быть успешными.
Я, как учитель, стремлюсь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности, и возможности, учитываю индивидуальный темп его работы, наблюдаю за его ростом и развитием, сравниваю результаты работы ребенка с его собственными продвижениями, а не с успехами других детей, уровнем класса. Адекватно оцениваю личность ребенка и высказываюсь только относительно результатов его работы, поддерживаю его самоуважение, сохраняю и повышаю его самооценку. Я стараюсь понять личностные проблемы учеников, заметить тревожность, страхи, помочь и поддержать детей на пути их личностного роста. Важно видеть и ценить в каждом ребенке единственную и неповторимую личность, не маленького ребенка, не ученика, а самоценную свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.
Через создание ситуации успеха в реальной деятельности учебного процесса можно успешно достигать воспитывающих, развивающих целей с большой эффективностью.
Технология создания ситуации успеха в учебе позволяет:
- сохранить здоровье учащихся в учебной и внеурочной деятельности;
- создать комфортные условия на уроках;
- учитывать психологические особенности.
С поступлением ребенка в школу у родителей возникает много вопросов и проблем. Спонтанные и плохо организованные консультации – родительские собрания, встречи с семьями, индивидуальные беседы – ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей. Я считаю, что в своей работе учитель должен придерживаться мнения В. А. Сухомлинского: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если и дальше так будет продолжаться…» - и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения – это уродливое воспитание.
Свои встречи с родителями и детьми я начинаю задолго до поступления в школу – в детском саду. На этих встречах я рассказываю о психологических особенностях детей 6 - 7 лет, даю рекомендации, как правильно развивать познавательные процессы у детей. Последняя встреча с родителями до поступления в школу проходит в конце мая. Это обсуждение содержания «портфеля» будущего школьника, так как здесь имеет место здоровьесберегающий фактор.
Опрос детей, поступающих в школу, показал, что ребята не хотят жить без проблем, беззаботно и бездумно. Они хотят познавать, общаться, действовать и требуют выполнения только одного условия – чтобы их любили.
По результатам своих наблюдений я пришла к выводу, что наиболее оптимальным для обучения детей с различным уровнем подготовленности к восприятию учебного материала является учебно – методический комплект «Начальная школа 21 века», разработанный под руководством Н.Ф. Виноградовой.
Учебно - методический комплекс «Начальная школа 21 века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет мне учесть индивидуальный темп и успешности обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Разработанные по основным предметам коррекционно – развивающие рабочие тетради «Учусь считать», «Учусь писать и читать», «Дружим с математикой», «Учусь писать без ошибок» позволяют мне отойти от традиционно принятой ориентировки на «среднего» ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника.
Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения.
В учебно методическом комплексе реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Система упражнений обеспечивает возможности для уровней дифференциации процесса обучения. И в учебниках, и тетрадях выделены три уровня:
-базовый;
-материал, не включенный в образовательный стандарт;
-материал повышенной трудности.
В учебниках содержатся задания, связанные с историей языка, этимологические сведения, сведения из истории математики и старинные задачи. Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения кругозора и арсенала новых способов рассуждения.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных проблем.
с психологами, которые заинтересованы в ситуации успеха работы по данной проблеме.
Все описанные методические приемы позволяют строить обучение, в котором ребенок более свободен, личностно увлечен, заинтересован, может проявить собственную инициативу.
Создание ситуации успеха поможет вам обеспечить в классе атмосферу творчества, поиска и исследования, а как следствие – обеспечить эффективность обучения младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»
В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...
Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы
В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....
Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе
Из опыта работы Т.А. ДомасевичОписание опыта работы с ментальными картами в начальной школеМы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацие...
Описание опыта работы по теме : " Технология критического мышления" в начальной школе. Выступление на методическом семинаре на Всероссийском конкурсе " Учитель года 2017" муниципальный этап
Презентация к методическому семинару, описание к презентации...
Проектная деятельность в начальной школе: описание опыта работы над проектом " Безопасный мир".
Основы безопасности – один из наиболее актуальных и важных вопросов для младших школьников. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного пове...
Описание опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"
Описание опыта работы учителя начальных классов с применением ИКТ-компетенций на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира....