Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»
статья (4 класс) по теме

В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века"  под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интересных методических приемах этой системы, о результатах моих учеников, которых они добились .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Шеина Людмила Михайловна

ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер» г.о. Кинель Самарская область

Учитель начальных классов

Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»

Проект «Начальная школа ХХI века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО , а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы. Руководителем этого проекта является Н.Ф.Виноградова. Предпосылками для его создания стали : основные положения теории Л.С.Выготского , научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина , В.В.Давыдова , А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М.Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова) .Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу : найти более целесообразный путь устранения противоречий , характерных  сегодня для начальной школы .  Л.Н. Толстой говорил «Знание только тогда знание , когда оно приобретено усилиями своей мысли , а не памяти» . Мой опыт работы в начальных классах подтолкнул меня к этой программе , тем более ,что  мною было выявлено , что учебная мотивация моих учеников занижена .Я считаю , что школьник , переходящий в среднюю школу , должен отличаться от себя самого – того, который пришел в первый класс. Принципиально важно, чтобы в ребенке произошли изменения , которые определяются не только приобретенным жизненным опытом , не только теми знаниями , которые он усвоил в процессе обучения , но и характером его деятельности , отношением к ней , уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию , т.е. теми новообразованиями , которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника . Л.С Выготский об этом говорил : «Развитие есть результат обучения , не совпадающий с его содержанием» .

К концу обучения в начальной школе ребенок должен отличаться от своих сверстников своей индивидуальностью  - т.е. передо мной стоит задача сохранения и поддержания особенностей, интересов , склонностей, способностей каждого , а главное – формирование ведущей деятельности младшего школьника . На первый план выходит  наличие таких качеств , как самостоятельность , инициативность , деловитость , ответственность , готовность к дальнейшему образованию.  Д.Б.Эльконин подчеркивал , что своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том , что ребенок изменяет «сам себя». Чтобы получить хороший  уровень обучения младшего школьника по данной программе предлагаются специальные методики изучения учебных предметов .При этом очень важным условием является учет возрастных и  психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Я часто пользуюсь рекомендациями нашего школьного психолога, советами разработчиков данной технологии. Психологи доказали,  что дети 6 – 7 лет не могут в течение целого урока заниматься только одним видом деятельности . Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки , где в рамках одной  темы используются разные виды деятельности .

 Интеграция – важнейший принцип  начального образования , интеграции уделяется огромное значение в учебно – методическом комплекте «Начальная школа ХХI века» .Уроки «Окружающего мира» объединяют знания учащихся по естествознанию и обществознанию , уроки «Русского языка»   - содержат  учебный материал по чтению и языку. Основная задача интегрированного курса – научить детей учиться .

Ознакомившись  с программой  и учебным материалом  этого комплекта , я  выделила для себя то новое и интересное , чего не было в традиционной системе  обучения.

Обучение письму :

  1. Увеличение высоты рабочей строки .
  2. Упрощенное начертание некоторых курсивных букв .
  3. Увеличение  времени на написание печатных букв.
  4. Отказ от безотрывного письма .
  5. Наличие единого  соединительного штриха  в качестве соединения букв .

Математика :

  1. Введение алгоритмов  решения примеров на сложение и вычитание , умножение и деление .
  2. Введение действий умножения и деления  в 1 классе .
  3.  Решение уравнений и примеров с помощью графов .
  4. Изучение темы «Высказывания».
  5. Изучение темы «Осевая симметрия» в 1 классе.

Окружающий мир :

  1. Использование  ролевых  игр.
  2. Наличие большого количества разнообразных экскурсий.
  3. Знакомство  с правилами управления  своими чувствами , посредством  познания «самого себя» .
  4. Работа в картинной галерее.

Литературное чтение :

  1. Введение уроков  слушания.
  2. Наличие рекомендательных списков для внеклассного чтения .
  3. Использование уроков обобщения «Проверь себя».
  4. Использование хрестоматии для внеклассного чтения.

Русский язык:

  1. Деление учебного материала на блоки , где даются основы лингвистических знаний , формируются навыки грамотного письма , развитие речи. Все блоки очень интересные , но «Развитие речи» хотелось  бы выделить  особо . Мои ученики не боятся слова «сочинение» , для них эти уроки в радость. В традиционной системе мы учим писать изложения по картинкам, по прослушанному тексту … А здесь совершенно другой подход . Скрупулезно , доходчиво объясняются все признаки текста :  заголовок , окончание текста .  Активно используем  работу  с деформированными текстами . Дети с интересом и удовольствием играют в журналистов. Мы сами издаем специальные самодельные журналы , где  помещаем  работы учеников по  определенной  теме.  Оформлением журнала, набором текстов занимается пресс- центр нашего класса .

Приложение № 1 ( журнал № 4 «Волшебное перышко»)

  1. Раздел «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) представлен интересными новшествами , например, введение транскрипции слов помогает лучше и быстрее справляться с фонетическим анализом слов.

В УМК «Начальная школа ХХI века» в большем объеме включен раздел «Лексика». Теперь мы часто работаем с различными словарями , что существенно обогащает словарный запас учеников. Я и мои ученики придумали игру «Угадай-ка » .  Во время прогулок на динамических переменах мы садимся в кружок , ведущий (ученик) произносит мудреное слово , а дети и я предлагаем толкование этого слова . Эту игру  мы всегда проводим перед написанием каких – либо творческих работ , тематика которых предлагается заранее.

Помимо традиционных для изучения в начальных классах частей речи , в учебно – методическом комплекте под редакцией Н.Ф.Виноградовой раздел «Морфология» представлен гораздо шире:  более глубоко даются понятия о наречии , числительном , глаголе  .

Сейчас у меня 2 класс. Не так давно мы  изучали тему «Состав слова». Мои ученики делали книжки – самоделки «Волшебный лес». Каждый день я предлагала ученикам определенный корень слова , а они должны были написать не менее 5 слов с этим корнем . Данная работа позволяет обогатить лексикон учеников , способствует  совершенствованию  знаний частей слова.

Приложение № 2 ( книжки – самоделки «Волшебный лес»).

  1. О блоке «Правописание» :

В учебнике «Русский язык» этого комплекта даются орфографические правила , но не в готовом виде , а в качестве подготавливающих вопросов. Ответив на эти вопросы , ученики сами могут сформулировать орфографическое правило .  Затем предлагаются алгоритмы  использования  правила и тренировочные задания . Основной же тренинг ведется  в тетради с печатной основой «Пишем грамотно».

Тетради с печатной основой по русскому языку – наши замечательные помощники. . Работая в них , ученик может и себя контролировать , и себя оценивать , и воспользоваться в трудных случаях подсказкой .

Ценно и важно , что задания в учебниках и тетрадях отмечены специальными значками – выделяются особо трудные .

Отдельно хочется отметить предложенные в методических пособиях для учителя диагностические задания для учеников. Это не стереотипные контрольные работы , рассчитанные на «среднего» ученика . Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учебного материала . Ребенок самостоятельно находит способ решения задания , выполняя при этом мыслительные операции анализа , синтеза , сравнения, .

Полезность же тетрадей «Учусь писать без ошибок», «Дружим с математикой», на мой взгляд, неоценима. Детям с высоким уровнем готовности к обучению предлагаются задания, способствующие углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития , успешному формированию элементов учебной деятельности задолго до того момента , как этот материал будет предложен остальным детям . Тем самым снимается и существенный психологический барьер  - работа в таких  тетрадях воспринимается как награда .При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать состояние тех психологических и психофизических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой и математикой – зрительное и пространственное восприятие, мышление , память , воображение , речь, внимание , зрительно – моторные координации .

Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка , один из принципов , который заложен в УМК «Начальная школа ХХI века». Разноуровневость всех предлагаемых детям заданий подобрана  не по принципу «больше – меньше» , а по принципу «труднее – легче»  - т. е. хорошо усваивающий ребенок раньше решает учебные задачи , способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают другие дети . Особенностью тетрадей  коррекционного характера является и то , что  они устраняют причины возникших у неуспевающих учеников трудностей , а для сильных учеников создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.

Если система обучения по традиционной программе основана на репродуктивных методах , то УМК «Начальная школа ХХI века» ориентирована на развитие воображения и мышления , принципиально изменяющая позицию ученика – существенное место начинает занимать роль творца(организатора ) своей деятельности .Ученик активно участвует в каждом шаге обучения , принимает учебную задачу , анализирует способы ее решения , выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок .

Работая по учебно- методическому комплекту «Начальная школа ХХI века» , обучение строится на дифференциации , позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка , корректировать возникающие трудности , обеспечивать поддержку его способностей . В моем классе доброжелательный психологический климат . Дети активно участвуют в различных конкурсах . Второй учебный год  подряд  успешен  для моих учеников в плане заработанных ими дипломами , грамотами различных уровней , начиная с международного. Это призовые места в Международной научно – практической конференции учащихся и студентов «Умникум», в Международном конкурсе рисунков «Моя малая родина», в Международном конкурсе рисунков «Осень, осень золотая», в 4 Всероссийском конкурсе детских исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия», в Международном интернет – конкурсе рисунка «Портрет живого слова», во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта «Инфоурок.ру», во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Юный математик» образовательного портала «Продленка», во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс»,в нескольких Всероссийских конкурсах Академии  Развития Творчества «Арт – талант»,в Международных  детских творческих фестивалях «Апельсин» и «Южный полюс» и многих других конкурсах регионального и окружного значения.

Я стараюсь   «не отставать» от своих учеников, принимала участие в Международном интернет – конкурсе для педагогов «Здравствуйте , дети!», во Всероссийском конкурсе методических разработок  «Мой лучший урок» , являюсь автором статей , публикуя их на Всероссийском фестивале «Открытый урок», где стала обладателем карты члена педагогического клуба «Первое сентября» , на портале «Менеджер образования», в социальной сети «Инфоурок» и  «нспортал», в СМИ «НУМИ», «Педагогическая газета»,  «Педагогический мир».Создала сайт педагога в социальных сетях «нспортал», детский сайт в клубной сети детских коллективов (КСДК), имею благодарности за работу на этих сайтах. Я приняла участие в 5 Международной научно – практической конференции «Инфо – стратегия 2013», во Всероссийской телеконференции «Современный урок в школе с использованием образовательных комплексов и творческих сред»,   в 3 Всероссийских педагогических видеоконференциях на портале «Завуч.инфо»,в 4 всероссийских семинарах, проводимых специалистами издательского центра «Вентана  - Граф», была участницей большого количества вебинаров , проводимых на интернет – портале «Сетевое образование. Сетевая экспертиза в образовании.Учебники. («Нетеду»)». В 2010 году я принимала участие в Самарском региональном конкурсе профессионального мастерства «Учитель начальной школы 21 века»(очный) , где стала лауреатом . Все это для меня  является еще одним подтверждением успешности  УМК «Начальная школа ХХI века» под редакцией  Н.Ф.Виноградовой . Успехи моих учеников – это и мои успехи.

Хочется еще сказать  об успехах и достижениях разработчиков УМК  «Начальная школа ХХI века». Популярность этого комплекта выражается и в росте тиражей , и в выражении общественного мнения и признания. Комплект  стал победителем в номинации «Учебник ХХI  века» и обладателем книжного «Оскара» на ХVI Московской международной ярмарке, а в 2002 году учебный комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования .

Список литературы

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., АСТ, «Астрель» 2011, с.235

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология, Изд. З.М.,1996, с.334

3.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.,2003, с.319.

4.Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов.  Смоленск: СГПУ, 1998, с.136

5.Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М., 1966, с.201

6. Перспективы развития общего начального образования в России / Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, А. М. Пышкало. — М., 1994, с.186


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф»Отзыв составлен по результатам работы по УМК «Начальная школа XXI века» ...

Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе

Из опыта работы Т.А. ДомасевичОписание опыта работы с ментальными картами в начальной школеМы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацие...

Рабочая программа учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век» 3 класс

Рабочая программа по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, физ...

Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 век » 3 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам, учебно-методического комплекта «Начальная школа 21век»: математика, изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык, окружающий ми...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века»:

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденн...

рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века:

Настоящая рабочая программапо русскому языку для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   с ос...