Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы
статья на тему
В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанская Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №504 с углубленным изучением английского языка
г. Санкт-Петербург
Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальных классов.
Оказывается самое сложное – это описать то, что делается каждый день, то о чем иногда думаешь бессонными ночами, подыскивая слова, фразы, выражения или просто сюжетный ряд, который затронет ученика, воспитанника, маленького человечка, который тебе доверяет и верит.
Воспитать человека? Можно обратиться к толковому словарю В.И. Даля и посмотреть значение слова человек, кого же мы должны воспитать, а потом уже отвечать на следующий вопрос как?
«Человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою – это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени…».
Как верно подмечено разум, воля, нравственность и совесть. Все слова настолько взаимосвязаны, что убрать лишнее невозможно, поэтому и воспитывать надо, опираясь именно на эти понятия, слова. И что самое интересное, мы не можем сказать, что в данный момент будем воспитывать нравственность, а в следующее мгновение волю и так далее. В процессе воспитания все тоже взаимосвязано, все переплетено между собой.
В мою жизнь 3,5 года назад вошли маленькие дети – первоклассники, сейчас они уже выросли, поумнели и о них можно с гордостью сказать выпускники начальной школы. За этот период пройден нелегкий путь в становлении маленькой личности, где-то трудный, но я смею надеяться не напрасный. Ведь то, чему мы их учим, что развиваем и воспитываем откладывается в их душах, а результат можно будет увидеть только спустя годы, хотя и сейчас, когда появляются маленькие росточки их мыслей, поступков и действий, когда они думают не только о себе, но и об окружающих их людях – это согласитесь маленькая, но победа, к которой мы все идем.
Нам с ними повезло, они пришли в школу в Год Семьи и первым уроком, который у нас прошел – был урок, посвященный семье. В конце, которого мы пришли к выводу, что наш класс – это тоже маленькая семья, где друг другу помогают и заботятся друг о друге. Именно с этого момента началось воспитание нравственных чувств и этического сознания. И первое задание, которое получили первоклассники, было нарисовать свою семью. Этот рисунок стал первым в портфолио, которое ведет в нашем классе каждый ребенок.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. В моем классе ученическое портфолио ведется фактически с 1 сентября первого класса. При его ведении акцент ставится на творческие работы учащихся, способствующие повышению их самооценки, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей. Девизом работы с портфолио, который я для себя определила, стала фраза: «Творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
На тот момент, когда я предложила родителям в 1 классе вести портфолио, жестких требований к его ведению не существовало, поэтому то, что у нас получилось – наше совместное творчество, тандем учителя, родителей и детей. Несомненно, в основном это моя инициатива, которую родители поддержали, оказывая посильную помощь.
Портфолио состоит из нескольких разделов:
Титульный лист – содержит основную информацию об ученике.
Раздел «Мой мир» – именно он стал началом нашего портфолио, потому что содержит информацию, которая интересна и важна для ребенка: его имя, семья, друзья и увлечения.
Раздел «Моя учеба» – с двумя подразделами: «Окружающий мир» и «Литературное чтение». В него помещаются все доклады детей по предмету, иллюстрации к произведениям, отзывы о прочитанных книгах.
Особо хочется отметить раздел посвященный нашему городу, который так и называется «Мой город». В нем собирается вся информация о Санкт-Петербурге, его истории. Раздел «Русский музей» – содержит детские работы, выполненные по заданию сотрудника Русского музея, в котором мы обучались на протяжении двух лет.
Раздел «Мои достижения» – в нем размещаются грамоты, дипломы, полученные детьми не только в школе, но и во внеурочное время спортивных секциях и творческих объединениях.
В разделе «Творческие работы» и «Художественный труд» хранятся все работы учащихся, которые они делали в классе на уроках труда и рисования.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Поэтому одним из приоритетных направлений моей воспитательной деятельности является воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма. В 2008 году мною создана программа «Растим патриота и гражданина!», направленная на формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России, которую на протяжении трех с половиной лет я реализую. Ведь только зная историю своей страны, ее прошлое, человек может гордиться и любить свою Родину.
Программа реализуется с учетом возрастных особенностей, через систему традиционных мероприятий посвященных памятным датам и предполагает усложнение материала о событии из года в год с использованием новых форм его подачи.
Системообразующие памятные даты:
8 сентября – День начала блокады Ленинграда. Начиная со 2 класса, в этот день мы ходим возлагать цветы к стеле Зины Портновой, готовим устный журнал, проводим в 4 классе митинг.
19 октября – Лицея день заветный. Неделя, посвященная А.С. Пушкину. В 1 классе проходит конкурс рисунков и поделок по сказкам А.С. Пушкина, старшие для первоклассников показывают инсценировки отрывков из сказок. Во 2 классе мы продолжаем рисовать иллюстрации, учим стихи и знакомимся с ранним детством А.С. Пушкина (долицейским периодом). Маленьким детям интересно узнавать, какими были взрослые в детстве. Именно на этом их любопытстве и основан классный час, я им рассказать про маленького Сашу, каким он был в детстве, о его взаимоотношениях с родителями, бабушкой. Заканчивается наша беседа тем, что Саша вместе с дядей В.Л. Пушкиным едет в Лицей. И я с ребятами еду в Лицей на экскурсию только в 3 классе. На Пушкинской неделе проходит конкурс чтецов, после которого мы вспоминаем нашу поездку, говорим о том, что интересного они запомнили и узнали. Затем подарок – просмотр маленького слайд-фильма о нашем пребывании в Лицее. В 4 классе проходит торжественная линейка «Державинский экзамен». Как же волнительно и трудно выступать перед самим Г.Р. Державиным. Все волнение мальчиков, их переживания, сомнения вспоминаются в этот день. В конце линейки дети видят слайд-фильм интерьеров Лицея, созданного из фотографий, на которых, иногда они видели себя.
9 декабря – День героев Отечества. Во 2 классе проводится классный час, на котором мы выясняем, кому посвящен этот день и рассказываем о великом князе Александре Невском. И как всегда разговор начинается с его детства. На уроках окружающего мира мы потом не раз еще будем возвращаться к его подвигам, но сейчас самая главная задача заинтересовать детей историей, чтобы у них появилось желание узнать о нем больше. В классной библиотеке появляется книга, посвященная Александру Невскому, и дети сначала смотрят ее, а через некоторое время начинают читать. В 3 классе знакомимся с детьми – героями Великой Отечественной войны. В 4 классе темой для беседы становятся герои Отечественной войны 1812 года. Меня как-то спросили, почему война 1812 года, ведь это было давно? На этот вопрос можно дать два ответа. Во-первых, в нашем районе есть Нарвские триумфальные ворота, построенные в ознаменование победы, которую одержали русские солдаты и мы должны знать свою историю, историю своей страны. Во-вторых, рассказ об исторических события, смысл которых так велик, может длиться века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. Эта тема мной в 4 классе была выбрана интуитивно, т. к. на мой взгляд, она важна и необходима. И какого же было мое удивление и радость от того, что так считают люди, создающие концепции государственного уровня. В методических рекомендациях по духовно-нравственному воспитанию младших школьников под редакцией А.Я. Данилюка тема Отечественной войны 1812 года рекомендована к ознакомлению, именно в 4 классе.
27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это первая серьезная тема, посвященная истории нашей страны, которой уделяется внимание в первом классе. Мы назвали ее «Это страшное слово «Блокада». В этот день детям рассказывается легенда, которую когда-то поведал один из блокадников – «Легенда об апельсинах» и всем детям предлагается принять участие в акции «Апельсин ветерану». Беседу, которую мы проводим в этот день, впервые заканчивается минутой молчания. Во 2 классе мы продолжаем тему и говорим о «Дороге жизни», ее значении и о трудностях, которые пришлось пережить ленинградцам. В 3 классе – «Дневник Тани Савичевой», дети уже выросли и могут понять всю боль и страх маленькой девочки, которая теряла всю свою семью. В 4 классе проводится «Поэтический вечер» основанный на стихах тех, кто жил и работал в Блокадном городе.
20 февраля – день рождения Зины Портновой, именем которой названа улица, где расположена школа, в которой я работаю. Три года назад был создан уголок памяти Зины Портновой. Каждый год в день ее рождения проводятся торжественные линейки, на которых я рассказываю детям о ее подвиге. В этот день к нам в школу вот уже несколько лет приходит сестра Зины Портновой Галина Мартыновна Мельникова-Портнова, с ней мы поддерживаем теплые отношения. Мои дети были первоклассниками и о ней ничего не знали и помочь в создании уголка Памяти не могли, через год во 2 классе они уже подросли и стали оказывать посильную помощь. Именно во 2 классе они узнали, что в партизанском отряде у Зины Портновой было кодовое имя Ромашка и кто-то из детей, спустя год, вспомнил об этом, и у нас возникла идея сделать множество ромашек, чтобы украсить ими уголок памяти. В 2011 году Зине Портновой исполнилось бы 85 лет. Планируя встречу с Галиной Мартыновной мы решили – всем гостям, подарить ромашки на память об этой встрече, это был наш маленький секрет, о котором не знал никто. И сколько радости у детей было потом, когда они увидели, что их труд принес радость другим людям и был оценен.
12 апреля – День космонавтики. В 1 классе мы с ребятами говорим о «Дороге в космос», о том, что предшествовало первому полету человека. Начиная со 2 класса, мы знакомимся с космонавтами и цикл мероприятий посвященных им можно назвать «Покорители космоса. Во 2 классе – Ю.А. Гагарин его путь и судьба. В 3 классе – А.А. Леонов и его картины, в 4 классе – В.Н. Терешкова, С.Е. Савицкая.
9 мая – День Победы. В 1 классе дети знакомятся с детьми-героями Великой Отечественной войны: Леней Голиковым, Валей Котиком и Маратом Казеем. Во 2 классе мы говорим о начале войны, которая длилась долгие 4,5 года, унеся жизни многих людей. В 3 классе освещаются ключевые битвы, повлиявшие на исход войны, тема Великой Отечественной войты развивается дальше, и мы знакомимся с битвой за Москву, Сталинградская битва. 4 класс – «Маршалы Победы. Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Л.А. Говоров». Традиционно в день Победы мы возлагаем цветы к стеле героя Советского Союза Зины Портновой.
Таким образом, мы каждый год обращаемся к одним и тем же датам, событиям в истории нашей страны, но каждый раз добавляется что-то новое, усложняется материал, изменяется содержание мероприятий, тема развивается по спирали, давая детям почву для дальнейших размышлений и познаний.
Формирование детского коллектива и развитие органов ученического самоуправления имеет важное значение в работе классного руководителя. Детей нужно научить планировать свою работу, распределять поручения, самостоятельно строить отношения с окружающими на основе взаимопонимания и сотрудничества, откровенно и искренне обсуждать в классе любые проблемы, вместе строить программу роста. Это нелегкий путь, но за минимальный период времени, 1-3 класс, нам удалось преодолеть его от «горсти сыпучего песка» (методика А.Н. Лутошкина), преодолевая состояние «мягкой глины» к единению, которое можно сравнить с мерцающим маяком в штормовом море, дающим уверенность детям «курс» выбран правильно, «так держать!». Маяк, периодически выбрасывая пучки света, говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Мне повезло родители учащихся – мои союзники. Они не просто помогают в решении различных вопросов, в организации мероприятий, но и сами являются их активными участниками. Мы вместе ездим на экскурсии, ходим в походы, отмечаем праздники. Включение родителей и учащихся в совместную деятельность создает доброжелательную атмосферу в классе, помогает лучше узнать друг друга, раскрыться с неожиданной стороны.
Родители всегда в курсе всех событий, происходящих в классе. Обо всех мероприятиях, на которых им не удалось побывать, я рассказываю им на собраниях, используя фотографии, отзывы детей. На особо важных и интересных мероприятиях мы всегда ведем фотосъемку. За весь этот период в классе накопилась целая коллекция фотографий. В конце года из лучших фотографий для торжественной линейки « Вот и стали мы на год взрослей» создается слайд-шоу.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
Под влиянием многих мероприятий, бесед, эмоционального отклика на какие-то события у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Дети меняются прямо на глазах, меняется их отношение друг к другу, что не может меня не радовать, ведь только то, дает свои ростки, к чему мы прикасаемся сердцем. И как сказал Л.Н. Толстой «Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы классного руководителя
Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....
Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...
Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети в современной жизни...
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)
Доклад:Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя) ...
Описание опыта работы классного руководителя
Работа представлена на конкурс "Самый классный классный"...
Описание опыта работы классного руководителя.
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. В данной статье даётся описание моего опыта работ...
Описание опыта работы классного руководителя
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:• Духовно-нравственное и правовое воспитание• Познавательная деятельность и эстетическое воспитание• Учебная и трудовая деятель...