Описание опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"
материал (4 класс)
Описание опыта работы учителя начальных классов с применением ИКТ-компетенций на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ Школа №3 г.Щучье
Глуховой Зои Юрьевны
по теме:
«Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов »
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Целью применения ИКТ стало:
- Развитие мышления;
- Формирование приёмов мыслительной деятельности.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
1.Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
2. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ,у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.
Возможности ИКТ безграничны. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
- Мультимедийные курсы
- Логические игры
- Тесты, тренажёры
- Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).
Возможности ИКТ:
- Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);
- Создание текстовых работ;
- Обобщение методического опыта в электронном виде.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 4 класса имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.
Я работаю с детьми 8 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
- проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках. Провела открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме « Именительный и винительный падеж имени прилагательного в единственном числе», где было продемонстрировано использование ИКТ на различных этапах урока.
Математика
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника (например А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»).
Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.
Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:
- Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
- Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор,обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
Мой класс неоднороден по подготовке, технологически готов плохо. Применение компьютера дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока
- повышение мотивации учащихся
Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно
Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН.
На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.
Список использованной литературы.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.,1994.
- Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. //
Информационные технологии , № 6, 1998.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980.
- http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=748&showentry=5246
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Из опыта работы учителя английского языка в начальной школе"
В данной статье излагаются особенности преподавания иностранного языка в начальной школе....
Описание опыта работы по учебно – методическому комплекту «Начальная школа ХХI века»
В данной статье я обобщила свой 12 - летний опыт работы по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Рассказала о преимуществах преподавания именно по по данному УМК, интерес...
Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....
Из опыта работы по немецкому языку в начальной школе
В статье описана работа по немецкому языку с учащимися 2 класса в малокомплектной школе...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе.Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга....
Описание опыта работы с ментальными картами в начальной школе
Из опыта работы Т.А. ДомасевичОписание опыта работы с ментальными картами в начальной школеМы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацие...
Cобытийный подход в образовании (из опыта работы на уроке математики в начальной школе)
Процесс обучения и воспитания в современной школе формируется на основе событийности в новых условиях ФГОС последнего поколения. Событийный подход к образованию и воспитанию - продуктивная технология ...