Планирование.Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Воробьева Ольга Анатольевна

УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.kalendarn1.docx116.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Педагогическая система
урочной и внеурочной
занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид
педагогической
деятельности и дидактическая
модель
педагогического процесса

Педагогические средства

Ведущая деятельность, осваи-
ваемая

в системе занятости.

Формы органи-
зации

совзаимодействия

Информационно-
методическое обеспечение педагогической системы урочной

и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

тема

и тип
урока

внеурочная занятость

само-
стоя-
тельная
работа

объем
освоения

и уровень
владения компетенциями

универсальные учебные
действия
(УУД)

компоненты

культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наименование образовательного модуля (раздела) программы: Как мы понимаем друг друга.

Трудоемкость (количество часов): общих (не включают внеурочную деятельность) – 8, аудиторных (занятия, проводимые в урочное и внеурочное время) – 8, внеаудиторных (занятия и экскурсии – внеурочная деятельность) – 2.

Цели: педагогическая: создать необходимые условия для использования слова для названия предметов, признаков, действий, для знакомства с понятиями «вперед», «назад», «лево», «право», «верх»,  «низ», а также условия, в которых ученики научатся правильно пользоваться данными понятиями; продемонстрировать, как передается и накапливается жизненный опыт людей; способствовать концентрации внимания учеников на связи указующего жеста и слова; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится показывать и называть все знакомые предметы в поле зрения, уяснит смысл обыденных, хорошо знакомых слов о предметах природы, их признаках и свойствах; поймет важность обмена знаниями между людьми; научится пользоваться понятиями «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ», различать и правильно называть предметы, расположенные спереди и сзади от себя и другого ученика, обращенного к наблюдателю спиной.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Мой дом, моя  школа. Ты –
школьник
(поста-
новка
и решение учебной
задачи)

Экскурсия по школе

Нарисовать маршрутный лист

Знание основных направлений ориентирования в пространстве, взаимосвязь процесса и результата деятельности:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с учебником, опираясь на условные знаки:

– репродуктивный;

– продуктивный;

Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

– сравнивает и группирует предметы, объекты живой и неживой природы, их образы

по заданным и самостоятельно вы-
бранным основаниям;

– ориентируется в пространстве, используя

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-
явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развиваю-
щая. Ре-продуктивная

Работа
с книгой

Учебная.

Фронтальная

Учебник

2

Путешест-
вуем,
не выходя из класса
(решение конкретно-
практи-
ческих
и частных задач)

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Проблемные задачи, диалог

Познавательная. Парная

DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.

1 класс»

3

Путешест-
вуем,
не выходя из класса
(решение конкретно-
практи-
ческих
и частных задач)

4

Ценный
совет

(комплексное применение знаний, реф-лексия)

Подобрать 2–3 пословицы по теме урока

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Проблемное изложение материала

Познавательная. Групповая

Учебник
и обору-
дование для проведения
опытов

5

Ценный
совет

(комплексное применение знаний, реф-лексия)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

6

Где и куда
(комплексное при-
менение
новых
знаний)

Посе-
щение библиотеки,
беседа

на тему «Как книги помогают людям пе-редавать жизненный опыт»

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

понятия «вперед», «назад», «лево», «право», «верх»,  «низ»;

– понимает
необходимость допол-
нительной информации для решения
задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи-
«ловушки»).

Коммуникативные:

– старается договариваться, умеет уступать, находить общее
решение при работе в паре
и группе.

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятель-ности

Познавательная. Парная

Учебник

7

Учимся опреде-
лять направления
(постановка и решение учебной задачи)

Подготовить задание графического диктанта

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстртивная

Беседа, работа с книгой

Познавательная. Индивидуальная, парная

Игра
«Робот»,
реальные предметы вокруг

8

Пр/р.Учимся опреде-лять верх

Научить родителей игре

Личностно-развивающая.

Практикум

Рефлексивная.

Инди-

Предметные и сюжетные


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

и низ
(комплексное при-
менение знаний)

«Робот»

Личностные:

– самостоя-
тельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках;

– проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

Поисковая

видуальная, групповая

картинки, игра «Робот»

Наименование образовательного модуля (раздела) программы:  Как мы узнаем, что перед нами.

Трудоемкость (количество часов): общих (не включают внеурочную деятельность) – 4, аудиторных (занятия, проводимые в урочное
и внеурочное время) – 4, внеурочных (экскурсия – внеурочная деятельность) – 1.

Цели: педагогическая: создать необходимые условия для знакомства с разными способами, с помощью которых мы определяем и узнаем предметы (части, характерные свойства, действия, которые можно производить с предметом), а также для группировки предметов в соответствии с их сходством, сопряженностью в природе и в деятельности человека; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится выделять и описывать признаки предметов, узнавать предметы по совокупности признаков или свойств, группировать предметы по их совместному расположению в природе (в лесу, в море, в комнате) и сходному использованию в человеческой деятельности (предметы парфюмерии, предметы из парикмахерской, предметы из кухни и т. д.).

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

9

Предметы и их при-знаки

Сбор различных

Подобрать
5 зага-

Знание харак-теристик и свойств пред-

Регулятивные:

– овладеет

Культурно-компетентностный

Личностно-развивающая.

Диалог, проб-лемные

Познавательная. Фрон-

Объекты
и предметы с раз-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

(постановка и решение учебной задачи)

предме-тов для состав-ления коллекций
(из металла, пластмассы, стекла
и т. д.)

док о неживых пред-
метах

метов природы и быта:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с призна-
ками и свойствами предметов с выделением существенных и несущественных признаков
(форма, размер, цвет,
назначение):

– репродуктивный;

– продуктивный;

умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам.

Коммуникативная:

– овладеет
умением использовать средства языка в устной
речи в соответствии с условиями общения;

– доверяет педагогам;

– концент-
рируется
на учебе;

– оказывает
помощь
другим учащимся.

опыт (как ядро и про-
явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Проблемное изложение

задания

тальная, индивидуальная

личными признаками, иллюстрации с изобра-
жением объектов природы

10

Пр/рПредметы и их при-знаки

11

Сочетания предметов

(конструирование способа действия)

Подобрать картинки
по темам: «В классе», «В лесу», «На
море»

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятель-ности

Познавательная. Индивидуальная, парная

Рисунки
с изобра-
жением лишнего предмета
в пейзаже или в ин-
терьере

12

Итоговая проверочная рабо-та (контроль знаний)

Личностно-развивающая

Организация
самостоятельной работы

Познавательная. Индивидуальная

Материалы проверочной
работы
(тестовые задания)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Познавательные:

– ориентируется в учебнике;

– находит
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– отличает новое знание от уже известного с помощью учителя;

– сравнивает и группирует предметы живой и неживой природы и их образы, выделяя основания для группировки;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

– выявляет наблюдаемые признаки объектов живой и неживой природы, сезонные изменения и фиксирует их в знаково-символической форме.

Личностные:

 имеет представление о себе и своих возможностях;

– проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

Наименование образовательного модуля (раздела): Времена года.

Трудоемкость (количество часов): общих – 2, аудиторных – 2, внеурочных (экскурсия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: создать условия для знакомства с осенними явлениями, изучения признаков осени в разнообразных условиях, проведения и фиксации наблюдений в природе; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик учится находить и описы-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

вать признаки осени в природе, проводить наблюдения  и фиксировать результаты наблюдений в календаре природы и в «маленьких» исследованиях.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

13

Осень: природа готовится
к зиме
(постановка и решение учебной задачи)

«Маленькие» исследования на тему: «Признаки осени».

Фиксация результатов наблюдений в календаре природы

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе осенью:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с днев-
ником наблю-
дений:

– репродуктивный;

– продуктивный;

Регулятивные:

– работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы
(в рамках доступного);

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Организация совместной учебной деятельности

Практикум

Познавательная, учебная.

Индивидуаль-ная,

фрон-тальная

Классный календарь природы, задания
на карточках для
«маленьких» исследований

14

Осень:
природа
готовится

к зиме
(решение частных
задач)

Экскур-сия «Осень: природа готовится к зиме»

Фиксация результатов наблюдений
в кален-

Личностно-развивающая. Поисковая

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная, учебная.

Индивидуальная, групповая

Классный календарь природы, задания
на карточках для
«малень-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

даре природы

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации;

– использует символы для обозначения атмосферных явлений.

Коммуникативные:

– умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Личностные:

 оказывает одноклассникам эмоцио-

Приобретенная компетентность:

предметная

ких» исследований


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нальную поддержку и помощь в случаях затруднения;

– проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

Наименование образовательного модуля (раздела): Как мы узнаем мир.

Трудоемкость (количество часов): общих – 6, аудиторных – 6, внеаудиторных (занятия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: создать условия для знакомства с функциями органов чувств; учить правильно расшифровывать показания своих органов чувств, правильно пользоваться своей памятью и умозаключениями; помочь разрешить противоречия между ощущениями и реальностью; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик усвоит назначение каждого из органов чувств, поймет роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств, научится правильно соединять показания отдельных органов чувств, пользоваться своей памятью, упорядочивать свой опыт.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

15

Наши помощники – органы чувств

(постановка и решение учебной зада-

Подобрать несколько предметов, разных по вкусу, но оди-

Знание способов получения информации

о предмете
(при помощи различных
органов чувств, из книг):

Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную зада-
чу на уроке
в диалоге с учителем

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная. Индивидуальная, парная

СD «Звуки природы»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

чи / решение конкретно-
практи-
ческих
и частных задач)

накового цвета

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).
 

Способ
действия.
 

Способ выделения свойств предметов:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

и одноклас-
сниками.

Познавательные:

– использует поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;

– фиксирует полученные данные в специально под-
готовленной таблице.

Коммуникативные:

– старается договариваться, умеет уступать, находить общее

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

16

Наши помощники – органы чувств

(постановка и решение учебной задачи)

17

Наши помощники – память и ум (решение конкретно-
практических и частных задач)

Выучить
2–3 скорого-
ворки по теме

Личностно-развивающая. Поисковая

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная.

Парная

Различные предметы, воспринимаемые
разными органами чувств. Игра «Что изменилось?»

18

Наши помощники – память и ум (решение конкретно-
практических и частных задач)

19

Родители, учителя
и книги

(решение познавательных
задач)

Библиотечный час «История
книги»

Подготовить рас-сказ
о своей
домашней библиотеке

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой

Познавательная.

Парная

Выставка книг, энцикло-
педий


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– индиви-
дуально-личностный

решение при работе в паре и группе;

– оформляет свою мысль в устной речи
в пределах нескольких предложений.

Личностные:

– положительно относится к школе, проявляет внимание, интерес, желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика»

20

Родители, учителя
и книги

(решение познавательных
задач)

Наименование образовательного модуля (раздела): Твоя семья и друзья.

Трудоемкость (количество часов): общих – 8, аудиторных – 8, внеаудиторных (занятия – внеурочная деятельность) – 2.

Цель: педагогическая: создать необходимые условия для усвоения понятия и роли семьи в жизни человека, закрепить положительное отношение ко всем ее членам; подчеркнуть роль общения и взаимосвязей людей как основы существования человечества; добиться понимания правил безопасного поведения в общественных местах, школе, на улице и дома; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик усвоит значение семьи в жизни человека, поймет необходимость взаимопомощи всех членов семьи; научится выбирать правила общения между людьми, которым нужно следовать для комфортного взаимодействия и взаимопонимания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

21

Ты и твоя семья
(решение конкретно-практических и частных задач)

Подго-товить выставку фото-графий мам

Записать
и подарить маме как можно

больше добрых

слов

Знание способов фиксации информации

о своей семье
(ведение се-мейного альбома – записи,
фото-, видео-съемка):

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способы получения социальной информации (о семье):

– репродуктивный;

Регулятивные:

– высказывает своё предположение (версию), пробует предлагать
способ проверки, отмечает изменения

в своих действиях, сравнивает свои достижения.

Познавательные:

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-
явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная.

Парная

Режим дня, циферблат часов, иллюстрации из жизни семьи людей и животных

22

Ты и твоя семья
(решение конкретно-практических и частных задач)

23

Учимся быть само-стоятель-ными (по-становка и решение учебной задачи, комплексное применение знаний)

Сделать
4 самостоятельных дела по
дому, записать

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Фронтальная

Иллюстрации бытовых приборов, прави-ла безопасного поведения дома

24

Пр/р Учимся быть само-стоятель-ными (по-становка и решение учебной задачи, комплексное применение знаний)

25

Ты и твои друзья
(поста-
новка и решение

Сфото-графировать

своих друзей

Нарисовать
своих друзей

Личностно-развивающая. Поисковая

Диалог, проб-лемные задания

Позна-
вательная.

Индивидуаль-

Книга
Д. Карнеги «Правила общения»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

учебных
задач)

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– владеет информацией о составе семьи, данными биографии
членов семьи
(имена, возраст, род занятий);

– использует основные формулы речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми;

– оценивает поведение людей в быту
(правила общения, ОБЖ, уличного движения).

Коммуникативные: 

– задает
уточняющие

ная,
парная

26

Учимся общаться
(комплексное применение
знаний)

Позвонить
бабушке
(дедушке) по телефону, используя формулы
речево-
го эти-
кета

Личностно-развивающая. Репродуктивная

Практикум

Позна-
вательная. Инди-
видуальная,
парная

Диск

с песней

М. Пляц-ковского «Улыбка», зеркала

27

Пр/р Учимся
решать
жизненные зада-
чи
(реф-
лексия)

«Твоя
семья
и друзья» – твор-
ческая
работа

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Организация совместной
деятельности

Рефлексивная. Индивидуальная. Групповая

Игровые
ситуации

на тему «Как правильно общать-
ся?». Вах-рушев
А. А., Бур-ский О. В., Роды-
гина О. А.

28

Итоговая проверочная работа (контроль знаний)

Личностно-развивающая

Организация
само-стоя-тель-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

вопросы,
высказывает согласие или несогласие, комментирует точку зрения других.

Личностные:

– дает оценку своим поступкам, поведению других людей;

– объясняет, что связывает ученика с семьей, друзьями, одноклассниками

ной работы

«Самостоятельные
и итоговые работы к учебнику

«Окружающий мир.

1 класс»

Наименование образовательного модуля (раздела): Времена года.

Трудоемкость (количество часов): общих – 3, аудиторных – 3, внеаудиторных (занятия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: создание условий для знакомства с зимними явлениями, изучения признаков зимы в природе и фиксации своих наблюдений в «маленьких» исследованиях и календаре природы; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать признаки зимы, узнает особенности живой и неживой зимней природы; научится проводить исследования и фиксировать результаты наблюдений в календаре природы и «маленьких» исследованиях.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29

Зима: покой природы (решение конкретно-
практических и частных задач)

Учебное исследование
по теме «Признаки и свойства снега

и льда»

«Маленькие» исследования
на тему «При-
знаки
зимы». Фиксация результатов наблюдений
в календаре природы

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе зимой:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с дневником наблю-
дений:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский

(эвристический).

Регулятивные:

– работает
по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы
(в рамках доступного);

– использует символы для обозначения

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная.

Парная

Классный календарь природы, задания на карточках для «маленьких» исследо-
ваний

30

Зима: покой природы (решение конкретно-
практических и частных задач)

31

Дневник наблюдений (рефлексия
знаний)

Фиксация результатов наблюдений в календаре природы

Личностно-развивающая.

Репродуктивная

Организация совместной учеб-ной
деятельности

Учебная. Фронтальная

Классный календарь природы, дневники наблю-
дений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

атмосферных явлений;

– выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

– умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою
точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Личностные:

 оказывает одноклас-
сникам эмо-
циональную поддержку
и помощь


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в случаях за-
труднения;

– объясняет
самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет

Наименование образовательного модуля (раздела): Что нас окружает.

Трудоемкость (количество часов): общих – 7, аудиторных – 7, внеаудиторных (экскурсия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: помочь связать воедино знакомую инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, учить самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик усвоит наиболее важные функции города и связь структуры города с этими функциями, познакомится с разнообразием потребностей людей и с профессиями, связанными с удовлетворением этих потребностей.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

32

Город,
в котором мы живем
(постановка и решение учебной задачи)

Экскурсия по городу

Узнать
о памятных
местах
города

Знание функций города,
элементарные представления о таких объектах, как бульвар, проспект, улица, проезд, шоссе; знание домашнего

Регулятивные:

– высказывает своё предпо-
ложение (версию), предла-
гает способ проверки,
совместно
с учителем

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

– знаниево-предметный

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная. Инди-
видуальная,
парная

Виды
разных
городов, иллюстрации с изо-бражением людей разных профессий, планшет-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

адреса, правил безопасного перемещения по улице:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ извле-
чения инфор-
мации из вывесок (названия магазинов, улиц), дорожных знаков:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристи-

дает оценку
деятельности класса
на уроке.

Познавательные:

– использует поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием ви-деоресурсов;

– владеет информацией о своем домашнем адресе, правилах безопасного перемещения на улице;

– определяет вид транспорта согласно предложенной класси-

уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

ки с названиями разных про-
фессий. Фильм
о родном городе

33

Город,
в котором мы живем

(решение частных
задач)

Наблю-дение «Что нас окру-
жает»

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Фронтальная

Схема работы коммунальных служб.

Вахрушев А. А., Бур-ский О. В., Родыги-
на О. А. «Самостоятельные

и итого-
вые работы к учебнику «Окружающий мир.

1 класс»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

34

Учимся быть пешеходами

(комплексное при-
менение
знаний)

Нарисовать 3–4 дорожных знака, с которыми встречаются по пути
из школы домой

ческий).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

фикации
(наземный, воздушный, морской).

Коммуникативные:

– умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою
точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни;

– проводит несложные наблюдения
и делает са-
мостоятельные выводы.

Личностные:

– самостоя-
тельно определяет и выска-

Личностно-развивающая. Поисковая

Практикум

Познавательная. Инди-
видуальная,
парная

Дорожные знаки, иллюстрации правил пове-
дения на дорогах, игра-вик-
торина

35

Учимся быть пешеходами

(комплексное при-
менение
знаний)

36

Путешествие Колобка (решение прак-
тических задач)

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная. Индивидуальная, парная

Учебная презентация «Где растет хлеб?»

37

Хозяйство человека
(решение практи-
ческих
задач)

Подобрать примеры хозяйственной деятельнос-

Личностно-раз-
вивающая. Объяснительно-

Организация совместной учебной

Учебная. Фронтальная

Иллюстрации по те-
ме «Хозяйственная дея-
тельность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ти человека
(фото-
графии)

зывает самые простые правила поведения на улице;

– оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруд-
нения;

– осознанно использует правила безопасного перемещения по улице

иллюстративная

деятельности

человека»

38

Хозяйство человека
(решение практи-
ческих
задач)

Наименование образовательного модуля (раздела): Богатства природы.

Трудоемкость (количество часов): общих – 4, аудиторных – 4.

Цель: педагогическая: помочь учащимся провести классификацию природных богатств, разделив их на живые, неживые и силы природы; показать, как человек использует природные богатства в своей деятельности, исследовать три состояния воды (твердое, жидкое,
газообразное);
ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится различать живые природные богатства, неживые
и силы природы; проведет исследование трех состояний воды (твердое, жидкое, газообразное); узнает, как природные богатства используются человеком.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

39

Богатства природы
(постановка и решение учебной задачи)

Как че-
ловек исполь-
зует
природные богатства

Знание:

элементарные представления о богатствах природы (полезные ископаемые, продукты животноводства и растениеводства); три состояния вещества (воды) – жидкое,
твердое,
газообразное:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с реальны-

Регулятивные:

– определяет и формулирует учебную задачу на уроке в диалоге
с учителем
и одноклас-
сниками.

Познавательные:

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступ-
ного);

– выделяет и формулирует проблему, отличает известное от неизвестного;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Фронтальная

Иллюстрации с изображением добычи полезных ископаемых, работы гидростанций

40

Богатства природы
(постановка и решение учебной задачи)

41

Твердые
тела, жидкости и газы
(постановка и решение учебной задачи / комплексное применение
знаний)

Самостоятельная работа
«Богатства при-
роды
и их свой-
ства»

Личностно-развивающая. Репро-дуктивная

Практикум

Познавательная. Индивидуальная,

парная

Различные предметы
(пенал,

линейка

и т. д.), жидкости.

Вахрушев А. А., Бур-ский О. В., Родыги-
на О. А. «Самостоятельные
и итоговые работы к учебнику


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ми предметами (образцы
полезных ископаемых, вода), иллюстра-
циями:
 

– репродук-
тивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– имеет пред-ставление
о богатствах природы, о произведенных из них предметах;

– устанавли-
вает состояния вещества согласно
предложенной классификации (жидкое, твердое, газообразное).

Коммуникативные:

– умеет задавать уточняющие вопросы, старается договариваться, находит общее решение.

Личностные:

– проявляет

«Окружаю-щий мир.

1 класс»

42

Пр/р Твердые
тела, жидкости и газы
(постановка и решение учебной задачи / комплексное применение
знаний)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

интерес к способам решения новой частной
задачи;

– имеет пред-ставление о себе и своих возможностях, объясняет самому себе, что делает

с удовольст-
вием, с инте-
ресом, что
получается
хорошо,
а что – нет

Наименование образовательного модуля (раздела): Времена года.

Трудоемкость (количество часов): общих – 3, аудиторных – 2, внеаудиторных (экскурсия, занятие – внеурочная деятельность) – 2.

Цель: педагогическая: создать необходимые условия для определения (выявления) признаков пробуждения природы и учить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и описывать признаки весны, проводить исследования и фиксировать результаты
в календаре природы и «маленьких» исследованиях.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

43

Весна: пробуждение природы
(решение конкретно-практических и частных задач)

Учебное исследование «Свойства растений как живых организмов»

Фиксация результатов наблюдений в календаре природы

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе весной; условные обозначения атмосферных явлений (дневник наблюдений):

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с дневником наблюдений, иллюстрациями:

– репродуктивный;

Регулятивные:

– работает
по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).
 

Познавательные:

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы
(в рамках доступного);

– использует символы для обозначения

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная. Индивидуальная, парная

Календари природы, карточки
с названия-ми весенних месяцев, ил-люстрации ве-
сенней
природы

44

Итоговая проверочная работа (контроль знаний)

Личностно-развивающая

Организация самостоятельной работы

Познавательная. Индивидуальная

Задания для проверочной
работы

45

Весна: пробуждение природы
(комплексное применение
знаний)

Личностно-развивающая.

Поисковая

Организация совместной

учебной
деятельности

Познавательная.

Индивидуальная,

парная

Ветки различных
деревьев

с почками, презентация «Начало весны»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

атмосферных явлений;

– выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

– умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказы-
вает свою
точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Личностные:

 оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и по-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

мощь в случаях затруднения;

– проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

Наименование образовательного модуля (раздела): Живые обитатели планеты.

Трудоемкость (количество часов): общих – 6, аудиторных – 6, внеаудиторных (экскурсия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: создать условия для анализа основных особенностей живых организмов (дыхание, питание, размножение, рост); подвести учащихся к обобщению и выводам о свойствах растений как живых организмов на примере опыта по посадке комнатного
растения; сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающем все живое и неживое;
ученическая: в результате освоения данного модуля на примере опыта ученик обобщит свойства живых организмов, выявит сходства и отличия растений и животных, а также определит существующую взаимосвязь между живой и неживой природой.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

46

Живое
и неживое
(постановка и решение учебной зада-
чи / решение конкретно-

Творческое задание

«Моя энциклопедия»
(кошки, собаки, комнат-

Знание признаков объектов живой и неживой природы, свойств животных и растений, их отли-
чительных особенностей:

Регулятивные:

– оценивает правильность выполнения

действия на уровне адек-
ватной ретроспективной

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-
явление
компетентности):

Личностно-развивающая. Поисковая

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная.

Парная

Иллюстрации с изображением

объектов живой
и нежи-
вой природы, игра «Найди


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

практических и частных задач)

ные растения)

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с иллюстрациями (выделение существенной и несущественной информации):

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

оценки, предлагает 2–3 критерия для
оценки своих действий.

Познавательные:

– делает само-стоятельные выводы
о свойствах растений
и животных;

– находит необходимую информацию

о растениях и животных с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

– учитывает разные мнения и стре-
мится к коор-

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

у неживых предметов признаки живых»

47

Живое
и неживое
(постановка и решение учебной зада-
чи / решение конкретно-

48

Растения
и животные

Провести мини-наблюдение над взаимодействием живой и
неживой
природы по плану

Допол-
нительный
материал, с. 54.

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной
деятельности

Познавательная. Индивидуальная,

парная

Гербарий, коллекции семян и плодов,
таблицы «Строение растения», «Грибы»

49

Растения
и животные
(рефлексия)

50

Комплексная проверочная
работа
(контроль знаний).

Равновесие в при-

Сбор материала для «Порт-
фолио»

Личностно-развивающая. Поисковая

Познавательная.

Парная

Рефлексивная.

Индивидуальная, групповая

Изображения животных и растений различных природных зон,
сообществ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

роде (рефлексия)

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

динации различных позиций в сотрудничестве;

– уступает
и договаривается в случаях, где это необ-
ходимо.

Личностные:

– положи-
тельно относится к школе, проявляет
внимание, удивление,
желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика»;

– имеет пред-ставление
о себе и своих возможностях

(лес, луг, поле). Схемы пище-вых цепей. Материалы комплексной проверочной работы

51

Работа над ошибками


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наименование образовательного модуля (раздела): Живые обитатели планеты.

Трудоемкость (количество часов): общих – 8, аудиторных – 8, внеаудиторных (занятия – внеурочная деятельность) – 1.

Цель: педагогическая: создать условия для знакомства с наиболее близкими к человеку живыми организмами, которые живут рядом
с ним; учить различать огородные, садовые и полевые растения; помочь выявить признаки, отличающие человека от животных, признаки, объединяющие человека с животными; донести до детей идею об ответственности человека за все сущее на Земле как разумного существа;
ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится различать огородные, садовые и полевые растения, познакомится с условиями содержания домашних животных, уяснит признаки, объединяющие человека с животными (строение, дыхание, питание, рост и размножение), и признаки, отличающие человека от животных (речь, разум, ответственность за судьбу всей природы и человечества).

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

52

Домашние любимцы и комнатные растения (решение позна-
вательных задач)

Посещение библиотеки, поиск интересной информации о домашнем питомце
(комнатном растении)

Рассказать о правилах ухода за комнатными растениями
и домашними
живот-
ными

Знание огородных, садовых и полевых растений (некоторых видов);

признаков сходства
и отличия
человека
и животных:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристичес-

Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке
в диалоге
с учителем
и одноклас-
сниками.

Познавательные:

– находит необходимую информацию для выполнения учебных

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и про-
явление
компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразо-

Личностно-развивающая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой

Познавательная. Индивидуальная, парная

Изобра-
жения домашних
питомцев
(кошек, собак, попугаев и др.), правила ухода
за ними

53

Домашние любимцы и комнатные растения (решение позна-
вательных задач


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

54

Наши помощники – домашние животные и культурные растения (решение частных задач)

Подобрать иллюстрации
домашних животных. Подго-
товить проект об одном из них

кий).

Способ
действия.
 

Способ работы со сравнительными
таблицами:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

заданий с использованием учебной литературы;

– сравнивает и различает формы жизни (растения –
животные,
животные –
человек), виды растений
(полевые,
садовые, огородные).

Коммуникативные:

– старается договариваться, умеет уступать, находить общее
решение при работе в паре и группе.

Личностные:

– самостоя-
тельно опре-

вательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
деятельности

Учебная.

Фронтальная

Изображения домашних животных, картина «Скотный двор», изображения животных, собранные детьми

55

Наши помощники – домашние животные и культурные растения (решение частных задач)

Защита проекта

56

Человек – разумное
существо
(решение конкретно-практических ичастных задач)

57

Человек – разумное
существо
(решение конкретно-практических и частных задач)

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная. Индивидуальная, парная

Картины

с изобра-
жением
растений и животных, схемы эколо-
гических пирамид

58

Природа
и мы
(рефлексия)

Проиллюстрировать правила поведе-

Диалог, проб-лемные задания

Рефлексивная.

Инди-
видуальная,

Таблицы «Правила поведения

в природе», «Ред-

59

Природа
и мы
(рефлексия)

Презентация проектов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ния в природе

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

деляет и вы-
сказывает самые простые правила поведения в живой природе;

– проявляет интерес к способам решения новой частной
задачи

групповая

кие растения (жи-
вотные)»

Наименование образовательного модуля (раздела): Времена года. 

Трудоемкость (количество часов): общих – 5, аудиторных – 5.

Цель: педагогическая: создать условия для  выявления основных отличительных признаков лета, влияния потепления на жизнь животных и растений, поиска причины и следствия; содержательно подвести итоги учебного года, продемонстрировать всем участникам образовательного процесса учебные и внеучебные достижения  обучающихся; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится объяснять, что каждое событие имеет свою причину и следствие, подведет итог проделанной работы за учебный год, подготовит отчет по своим наблюдениям и «маленьким» исследованиям.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

60

Лето –
природа цветет
и плодо-
носит
(по-становка
и решение

Сбор
и сис-
тематизация
мате-
риала для

Узнать
3–4 народные

приметы лета

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе летом:

– репродуктивный;

Регулятивные:

– совместно
с учителем
планирует свою работу, используя

Культурно-компетентностный

опыт (как ядро и про-явление
компетент-

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной
дея-

Учебная.

Фронтальная

Картины летней
природы, изображения цветов, грибов, ягод,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

учебной
задачи)

«Порт-фолио»

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Способ
действия.
 

Способ работы с дневником наблюдений:

– репродуктивный;

– продуктивный;

– исследовательский
(эвристический).

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

необходимые средства (учебник, тетрадь открытий), оценивает свою работу по заданным критериям.

Познавательные:

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой приро-
ды (в рамках доступного);

– использует символы для обозначения атмосферных явлений;

ности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

предметная

тель-
ности

гнезд и логовищ животных

61

Отчего
и почему
(комплексное при-
менение
новых
знаний)

Подготовка

к пре-
зентации «Порт-фолио»

Фиксация результатов наблюдений в календаре природы. Подготовить отчеты
по группам

Личностно-развивающая. Проблемное изложение

Диалог, проб-лемные задания

Познавательная. Индивидуальная, парная

«Маленькие» исследования, фотогра-
фии и рисунки,
детские сочинения, дневники наблюдения за по-
годой, коллекции

62

Итоговая проверочная работа (контроль знаний)

Личностно-развивающая

Организация
самостоятельной работы

Познавательная. Индивидуальная


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

63

Чему на-
учились
за год? Учимся  
решать
жизненные зада-
чи
(реф-
лексия)

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-
содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

– умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать
других;

– высказы-
вает свою точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Личностные:

оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случа-

Личностно-развивающая. Поисковая

Диалог, проб-лемные задания

Рефлексивная.

Индивидуальная, групповая 

64

Учимся  
решать
жизненные зада-
чи
(реф-
лексия)

65

Пр/р.Учимся  
решать
жизненные зада-
чи
(реф-
лексия)

66

Итоговое занятие «Мир вокруг нас»

Защита проектов


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ях затруднения;

– объясняет
самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...