Проблемы профессионального становления молодого специалиста.
статья по теме
В статье рассматриваются педагогические трудности, которые возникают у молодого специалисты после окончания ВУЗа и пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_molodoy_spetsialist.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Р. Хаертдинова, заместитель директора по учебной работе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа № 58»
Проблемы профессионального становления молодого специалиста.
Все люди во всяком возрасте ученики и учителя хотят они того или не очень стремятся к этому или этого избегают. В любом возрасте они учатся у окружающих людей, у самих себя. В любом возрасте кто-то учится у них. Родители маленького ребенка поневоле учатся понимать его желания и нежелания, учатся тому, как лучше эти желания исполнить или как отвлекать малыша от них. Подросшие дети, молодые люди, взрослые мужчины и женщины, глубокие старики – все учат других и самих себя, учатся у сверстников, у младших и старших, учатся тому, как сделать свою жизнь лучше. Они далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Но это не меняет дело. Вся наша жизнь наполнена тем, что мы учим и учимся.
Но есть большая группа людей, для которых учить – часть постоянной работы. Это тренеры, режиссеры, руководители различных рангов. А есть люди – для которых учить – профессия. Это педагоги.
Представим человека, только что окончившего педагогический Вуз и пришедшего на работу в незнакомую школу. Он знает программный материал школьного курса, умеет вести учебную и воспитательную работу. Между тем на душе у него тревожно: как-то его примут ученики, сумеет ли наладить с ними нужные отношения, добьется ли необходимых результатов.
В первые же дни самостоятельной работы возникает масса проблем. Оказывается знания, полученные в институте, не всегда могут помочь в конкретной ситуации. В одном случае успех не достигнут, потому что не учел обстоятельства, в другом не мог наладить контакты, в третьем – не так выразился, в четвертом – не знал, как поступить и ошибся. В такой ситуации молодой педагог, если он всерьез хочет стать мастером своего дела, если он не ленив душой, мобилизуется как никогда раньше. Помня о том, что в процессе педагогической деятельности изменяется не только личность учащегося, но и личность самого учителя, педагог будет рассматривать свою практическую деятельность как средство самосовершенствования, как систему упражнений по саморазвитию.
В качестве примера рассмотрим воспитание учителем у себя такого профессионально-значимого волевого качества как уверенность в себе. Практика показывает, что почти всем молодым учителям приходиться работать над формированием этого качества. Толчком к самовоспитанию в данном случае послужит, очевидно, осознание недостаточной уверенности в себе. Отметив недостаток, учитель должен постараться выявить причины неуверенности в себе и обдумать средства преодоления этого состояния.
Причины недостаточной уверенности молодого педагога самые различные. Причины могут быть объективные и субъективные. Соответственно и способы преодоления недостатка будут разными.
Таким образом, под профессиональным становлением, самовоспитанием учителя подразумевается сознательная работа над совершенствованием своей личности как профессиональное адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности. Результатом процесса самовоспитания станет соответствие между его личностными качествами и выполняемой профессиональной деятельностью. Среди наиболее существенных объективных причин, порождающих эту потребность самовоспитания, вычленяют требования, предъявляемые к учителю школы руководителем школы, коллегами, учащимися, родителями.
Самовоспитание начинается с момента появления конкретной программы – плана изменения своей личности.
Безусловно, процесс преодоления педагогических затруднений в большей мере спонтанен и индивидуален. Однако в этом направлении может быть оказана учителю известная реальная внешняя помощь.
Каковы же основные каналы послевузовской подготовки к преодолению педагогических трудностей?
В процессе осуществления педагогической деятельности начинающий преподаватель сталкивается с затруднениями следующего характера:
Дидактические Затруднения в развитии мышления у учащихся: слабая предшествующая подготовка детей, большая наполненость классов, отсутствие (недостаточное количество) литературы в школьной библиотеке, но достаточное внимание в школе молодого учителя, в системе повышения квалификации Трудности в формировании у учащихся навыков учебного труда Затруднения в работе со слабоуспевающими учениками
| Диагностические Необходимость вдумчивой работы диагностического характера, нот загруженность на первый взгляд более важными делами Недостаточная теоретическая подготовка к диагностической работе Недостаток времени из-за загруженности учителей воспитательной работой и внеучебными обязанностями | Содержательные Слабость психолого-педагогической подготовки в Вузе Недостаточная методическая оснащенность школ пособиями по новым программам |
А какие же функции несут в себе затруднения в педагогической деятельности? Выделяют три функции: |
Стимулирующая Проявляет себя в процессе разрушения интеллектуальных затруднений, является источником мыслительных процессов, направленных на решение возникшей задачи. | Сдерживающая Проявляется, когда затруднения не могут быть разрешены и обуславливаются состоянием напряжения и неудовлетворенности. | Индикаторная Основана на возможности их быть эффективным диагностическим средством, вычленяя слабые стороны организации обучения в педагогическом Вузе (объективные), а с другой стороны слабые стороны подготовки к педагогической деятельности конкретного учителя (субъективные). |
позитивная роль негативная роль
Одним из существенных условий активной работы над собой с первых самостоятельных шагов является включение педагога в систему послевузовского образования.
Зачастую молодой учитель воспринимает себя законченным специалистом, к тому же трудности, сопровождающие процесс профессиональной адаптации отодвигает образование на второй план.
Послевузовское образование тесно связано с предыдущим – вузовским. Его можно рассматривать как познавательную деятельность, осуществляемую в определенной системе и направленную на удовлетворение профессиональных и возрастающих потребностей молодого учителя. Такое образование должно компенсировать недоработки и недостатки вузовской педагогики.
Послевузовское образование призвано так же содействовать успешной профессиональной адаптации учителя к новой социальной среде, педагогическому коллективу, его руководителям количеству учеников. Школа молодого учителя призвана компенсировать дефицит духовного общения, когда молодые люди смогут в своей среде обсудить волнующие их вопросы, а методическое объединение помогает быстрее вникнуть в суть самой педагогической деятельности.
Не думаю, что будет ошибкой утверждение, что каждый человек когда-нибудь да задает себе такой вопрос: «Я для профессии, или профессия для меня?». Человек в той или иной степени самостоятельно выбирает из мира профессий ту, которая кажется ему наиболее подходящей, но одновременно и профессия выбирает нас, отвергая одних и привлекая других. Сколько неудач, жизненных ошибок и разочарований бывает у тех, кого отвергает профессия. Самый стабильный союз основан на обоюдном «согласии» - я нужен профессии в той мере в которой она необходима мне. Это правило распространяется и на выбор учительской профессии. С ней молодой человек знакомится в школьные годы, приобщается на студенческой скамье. Но только самостоятельная профессиональная деятельность дает окончательный ответ на вопрос о правильности выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.
В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, о...
«План работы с молодым специалистом, в качестве передачи профессионального опыта.»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.ЗАДАЧИ:оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации ...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...
Информационная карта участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2022" (Молодой специалист)
о педагогической деятельности...
Перспективы использования цифровых образовательных платформ InternetUrok.ru и Учи.ру как фактор профессионального развития молодого специалиста при подготовке конспектов и проведении уроков в начальной школе
В статье рассматриваются особенности профессионального развития педагога с помощью использования современных цифровых образовательных платформ. Освещаются ключевые особенности организации учебного про...