«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
статья
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллегам – молодым учителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
МО «Звениговский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Звениговская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)
(15 мая 2019г.)
Подготовила:
Царегородцева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «Звениговская СОШ № 1» г.Звенигово,
педагог- наставник
2019г.
«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллегам – молодым учителям.
С целью оказания практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и практических умений, повышения их педагогического мастерства осуществляю сопровождение молодых педагогов на школьном и региональном уровне.
Прежде всего необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешит интересующийся его вопрос достаточно оперативно.
Выбор формы работы наставника начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная работа начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие мое с молодым специалистом было конструктивным, я стараюсь не быть ментором, поучающим молодого преподавателя и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.
Мои основные задачи в рамках наставничества:
- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;
- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;
- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Я являюсь наставником учителя физической культуры Астровой Надежды Ивановны.
На начальном этапе мы определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач я считаю обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.
Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя, в рамках которой мной проводились консультации. Практикумы, мастер – классы, практические занятия, диспуты, взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытые уроки и уроки, разработанные совместно.
Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемые результаты. Педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не учить жизни молодого педагога. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашел правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.
На протяжении всей педагогической деятельности Надежды Ивановны (педагогический стаж работы 3,5 лет) проводила стажировки по темам «Современный урок. Проектирование и проведение», «Дидактическое и диагностическое обеспечение формирования и оценки предметных и метапредметных результатов начального и основного общего образования». Совместно были составлены открытые уроки, мастер – классы, мероприятия:
Игровая программа «Азбука дорожного движения» (октябрь 2017 г.), внеклассное мероприятие «Зимние забавы» ( февраль 2017 г.), «Зарничка» (февраль 2018 г.), выступления детей на Параде Победы (май 2018 г.), мастер – класс на районном уровне «Будь здоров, дорогой педагог!» (октябрь 2018 г.), Веселые старты среди учеников младших классов (апрель 2019 г.).
Надежда Ивановна посещает уроки своих коллег , принимает участие в различных олимпиадах, конкурсах, как молодой специалист на уровне школы и района.
Деятельность молодого человека, который нашел и зажег в себе искру личности и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив наставника и молодого учителя нашей школы.
Советы молодым учителям
1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука). Пессимистичен только дилетантизм.
2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные.
3. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего.
5. Как общаться с родителями? Так же, как с детьми. Помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые.
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным, и не рвитесь к карьере; помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеют первый момент появления в классе, первые уроки, первое знакомство с детьми, все первое.
8. Если вы сначала дадите детям волю, а потом их прижмете, они вас невзлюбят, если, наоборот, сначала прижмете, а потом дадите волю – они вам будут благодарны.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят.
10. Не появляйтесь на глазах у детей без дела.
11. Отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, не торопитесь, не сокращайте время на обдумывание предстоящего шага.
13. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
14. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать всю подноготную о ваших воспитанниках, какими они были раньше – буквально с пеленок, как вели себя, как жили.
16. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают.
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».
18. Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. помните: думать – ваша главная обязанность.
19. Играйте с детьми, веселитесь. воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
Результаты моего наставничества:
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:
- наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
- я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моей коллеги;
- это стимул к самосовершенствованию;
- сама учусь у Надежды Ивановны расширять свой арсенал «современных» навыков и умений , осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности;
- это - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным.
Поэтому, я считаю, что сотрудничество «наставник – ученик» должно развиваться именно по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большой энергией.
Таким образом, я верю, что молодой педагог нашей школы Астрова Н.И., действительно, профессионально растет, добиваясь намеченной цели, т.е. происходит профессиональное становление личности моего молодого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)
Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...
Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)
В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...
Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)
В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...
Из опыта работы с молодым специалистом.
В разделе представлен план деятельности наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодого специалиста....
«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы Кочетовой Э.Г.«наставник- молодой педагог»)
Выступление на августовской конференции 2018...
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...
Справка об организации работы с молодыми специалистами и исполнения функций наставника
Организация работы с молодыми специалистами и исполнения функций наставника...