Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.
консультация на тему
В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности и его авторитет, который складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Основными показателями авторитетности является:
1. Соотношение самооценки преподавателя с оценками его личности и учащихся и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую информацию, находить достойный выход из трудной ситуации.
Обратимся к психологическим трудностям профессии педагога. Анализируя труд молодого учителя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования, податлив, высоко ответственен, стремится все делать хорошо, недостаточно реально относится к себе и учащимся, перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей чаще возникает психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: общение с учащимися носит более партнерский характер, они более искреннее и внимательнее относятся к проблемам учащихся, молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный.
У каждого учителя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится убежать. Это социальные страхи преподавателя. Можно выделить два основных вида причин возникновения страхов- внешние и внутренние. К внешним - относятся внешние особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью учителя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.
Основные страхи молодого преподавателя:
- Страх равнодушия со стороны учащихся;
-Страх отрицания сказанного со стороны учащихся:
-Страх большой аудитории;
-Страх показаться смешным;
-Страх критики со стороны администрации;
- Страх разочаровать учащихся, если они хорошо относятся к учителю;
-Страх ответственности.
В соответствии с этим молодой специалист должен уметь мыслить на «психологическом языке», т.е. анализировать особенности своей индивидуальности и ученика. Для этого используются методики, выявляющие особенности личности учителя.
1.Оценка особенности своей системы субъективного профессионального контроля ( самооценка на основе анализа педагогической деятельности).
2. Умение контролировать себя в общении;
3. Умение слушать ученика;
4. Определение модели общения педагога.
Любой специалист- представитель профессии типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, ощущение эмоциональной близости. Трудности ,с которыми сталкиваются начинающие педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Необходима огромная работа над собой, развитие навыков общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.
В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности и его авторитет, который складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Основными показателями авторитетности является:
- Соотношение самооценки преподавателя с оценками его личности и учащихся и коллегами.
- Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую информацию, находить достойный выход из трудной ситуации.
Обратимся к психологическим трудностям профессии педагога. Анализируя труд молодого учителя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования, податлив, высоко ответственен, стремится все делать хорошо, недостаточно реально относится к себе и учащимся, перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей чаще возникает психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: общение с учащимися носит более партнерский характер, они более искреннее и внимательнее относятся к проблемам учащихся, молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный.
У каждого учителя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится убежать. Это социальные страхи преподавателя. Можно выделить два основных вида причин возникновения страхов- внешние и внутренние. К внешним - относятся внешние особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью учителя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.
Основные страхи молодого преподавателя:
- Страх равнодушия со стороны учащихся;
-Страх отрицания сказанного со стороны учащихся:
-Страх большой аудитории;
-Страх показаться смешным;
-Страх критики со стороны администрации;
- Страх разочаровать учащихся, если они хорошо относятся к учителю;
-Страх ответственности.
В соответствии с этим молодой специалист должен уметь мыслить на «психологическом языке», т.е. анализировать особенности своей индивидуальности и ученика. Для этого используются методики, выявляющие особенности личности учителя.
1.Оценка особенности своей системы субъективного профессионального контроля ( самооценка на основе анализа педагогической деятельности).
2. Умение контролировать себя в общении;
3. Умение слушать ученика;
4. Определение модели общения педагога.
Любой специалист- представитель профессии типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, ощущение эмоциональной близости. Трудности ,с которыми сталкиваются начинающие педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Необходима огромная работа над собой, развитие навыков общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального становления молодого специалиста.
В статье рассматриваются педагогические трудности, которые возникают у молодого специалисты после окончания ВУЗа и пути их преодоления....
Справка по итогам персонального контроля деятельности молодого специалиста,
Итоги персонального контроля молодого специалиста...
«План работы с молодым специалистом, в качестве передачи профессионального опыта.»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:развивать профессиональные умения и навыки молодого специалиста.ЗАДАЧИ:оказывать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации ...
Информационная карта участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2022" (Молодой специалист)
о педагогической деятельности...
Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период.
Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период....
Перспективы использования цифровых образовательных платформ InternetUrok.ru и Учи.ру как фактор профессионального развития молодого специалиста при подготовке конспектов и проведении уроков в начальной школе
В статье рассматриваются особенности профессионального развития педагога с помощью использования современных цифровых образовательных платформ. Освещаются ключевые особенности организации учебного про...