Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"
статья на тему

Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На тему «Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования»

                                       Подготовила

                                    Учитель начальных классов

школы-интерната им. Крупской

 Шароватова Ирина Юрьевна

Усть-Каменогорск,  г.

     В настоящее время на территории постсоветского пространства, в частности в Казахстане и России, идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике учебно-воспитательного процесса.

     Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, подходы, право, отношения, поведение, педагогический менталитет.

     В новых условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий, считает Г.К.Селивко [6, c.4] и многие другие специалисты в области технологии.

     Сначала, давайте определим, что же такое «технология». Более доступное, понятное, на мой взгляд, определение дает М.В.Кларин: «Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.» [2,c.7]

      Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны.

     Овладение новыми технологиями обучения, воспитания требует формирования внутренней готовности педагога к серьезной работе по преобразованию самого себя, по своему профессиональному совершенствованию.

     На сегодняшний день наряду с «технологией» встает вопрос о качестве образования. Продуктивным является следующий подход с ключевым понятием «качество продукции» как совокупности существенных ее свойств, значимых для потребителя. Набор этих свойств кладется в основу спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов. Различают два признака качества любой продукции:

     - наличие у нее определенных свойств;

     - ценность с позиции потребителя ( а не производителя).

     В метафорическом смысле «продукцией» школы являются  уровень знаний, умений и навыков, психологические качества личности.

     С.Л.Братченко для оценки качества образования предлагает изучать:

     1) в ученике – психическое здоровье, личностную, нравственную и гражданскую зрелость, социокультурную компетентность;

     2) в учителе – степень владения «пятью искусствами» (уважения, понимания, помощи и поддержки, договора, быть собой);

     3) в учебно-воспитательном процессе – условия, обеспечивающие личностный рост учащихся;

     4)  в укладе жизни школы – концептуальную зрелость педагогического коллектива, систему ценностей и приоритетов, психологический климат взаимных отношений;

     5) в среде и окружении – социофизическую и социокультурную среду.

      Большинство авторов включает в понятие «качество образования» не только результат, но и качественно сформулированную цель, условия и качество самого процесса.

     Особенно значимы эти компоненты при реализации личностно-ориентированного подхода, который успешно применяется в образовательной практике, где высшей оценкой качества образования является его способность обеспечить психическое и личностное развитие ребенка.

     Именно в ЛО подходе также, как и в современном понимании качества достигнутый результат является важным, но тем не менее вторичным компонентом, так как в соответствии с мнением Е.В.Бондаревской, личностно-ориентированное образование – это образование, обращенное к человеку и ориентированное на его внутреннюю культуру, личностные смыслы.

     При этом основной сферой приложения усилий педагога становится создание условий для выявления ребенком этой культуры, этих личностных смыслов, а также организация процесса обучения и воспитания, в котором наряду с усвоением ЗУНов, социальных норм и правил происходит развитие ребенка своего Я.

     Личностные смыслы возникают благодаря:

  1. общению, где происходит обмен информацией , смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, где человек узнает себя и других людей;
  2. высокому качеству образования, успехам в учении, интересным урокам, где смысл учения – в достижении успеха и интереса к познанию;
  3. развитию своих способностей, проявлению себя во внеучебной деятельности, рассчитанной на понимание и поддержку педагогов.[1,c.17]

Личностная направленность образовательного процесса определяющим образом влияет на ценности гуманистической культуры педагога.

     В число этих ценностей входят:

- ориентация на личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания;

- опора на индивидуальные способности, самостоятельную учебную деятельность и жизненный опыт личности, а не отдельные (предметные) умения и навыки;

- педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика, а не только педагогические требования;

- целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика, а не объем знаний, не количество усвоенной информации.

     Используемый здесь метод противопоставления применен не для того, чтобы принизить значение знаниевого, практического, поведенческого или информационного компонентов в образовании, а для того, чтобы подчеркнуть их инструментальность (в противоположность самоценности) по отношению к главной ценности – культурному развитию ребенка. Изменение ценностей требует переосмысления основных образовательных процессов, обеспечивающих их реализацию. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую, обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

     Особенно важно это по отношению к детям с ограниченными возможностями, к детям с ЗПР. Реальная жизнь, в которой находятся эти дети, требует от них, как и от всех других, готовности к принятию самостоятельных решений, активных действий и поступков.

     В работе с детьми с ЗПР я использовала коррекционную стратегию воздействия на ученика А.К.Марковой [3,c.51]. Данная стратегия способствует устранению нарушений и дефектов развития, помогает направить развитие ребенка в русло, соответствующее возрасту, выявить то неповторимое, что есть в данном ребенке. При сочетании гуманистического начала здесь сохраняется ведущая роль педагога в управлении процессом развития детей.

     Применялась на практике и модифицированная коррекционно-развивающая программа Н.П.Слободяник по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки. [7,c.41-49]

     Для определения  уровня и характера тревожности применялся тест Филипса «Оценка уровня тревожности».

     На начальном и конечном этапах работы были получены следующие данные: произошел спад повышенной тревожности с 46,6% до 40%, показатели нормальной тревожности возросли с 46,6% до53,5%, высокая тревожность осталась на прежнем уровне 6,6%.

     Эти результаты говорят о положительных изменениях как следствие проведенной работы.

     При наблюдении за детьми была выявлена положительная динамика роста таких качеств личности, которые важны для полноценного общения ребенка, его самовыражения в кругу сверстников. В частности, более развитыми оказались умения сочетать личные и общественные интересы, считаться с общественным мнением, правильно на него реагировать, стремление преодолевать трудности и доводить начатое до конца, умение устанавливать товарищеские отношения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Более выраженным стало личностное отношение к окружающим, повысился уровень владения этическими и нравственными нормами.

    Исходя  из вышеизложенного можно сказать, что новое понятие качества образование наиболее успешно может быть реализовано в технологиях, рассматривающих ученика и педагога как субъектов образовательного процесса.

                                                       Литература

  1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 2001.- №1.- С.17-24.
  2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М.,1989.
  3. Маркова А.К. Сотрудничество психолога и учителя при разработке индивидуальных развивающих программ для школьников // Детский практический психолог.- 1995.- №7.- С.50-52.
  4. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга, М.,2001, 128 с.
  5. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах// Народное образование .-2002.- №1.- С.86-89.
  6. Селивко Г.К. Современные образовательные технологии, М.,1998,256 с
  7. Слободяник М.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 1998.- №1.-С.41-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

           В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...

Активные методы обучения как способ повышения качества образования

Выступление на апрельском форуме учителей начальных классов...

Презентация "Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования детей с умственной отсталостью"

Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Д...