Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования
статья по математике (2 класс) по теме

Киселева Наталья Алексеевна

В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-все вместе", "Общественное мнение". Приведены фрагменты уроков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем взаимодействии всех участников образовательного процесса обучения.

Существует огромное множество технологий интерактивного обучения. Я расскажу о методах, которые наиболее часто использую на своих уроках в начальных классах. Это работа в парах, работа в малых группах.

Наиболее простым, доступным методом  для малышей является работа в парах. Цели этого вида работы:

- обучение умению говорить, используя материал изучаемого предмета;

- обучение умению общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать , используя учебный материал)

- формирование умений решать задачи.

Здесь возможны следующие виды работ:

  1. Работа в парах по карточкам.

Проверка работы проводится, используя интерактивное упражнение «Микрофон». Проверка проводится следующим образом. Ребенок из первой пары , взяв в руки «микрофон» говорит: «Я думаю…», ученик из второй пары, прослушав ответ, отвечает: «Я согласен. Я думаю…», или же «Я не согласен, потому что…» и сам объясняет выполнение этого задания. После ответа передает «Микрофон», для продолжения проверки, ученику из третьей пары, и т.д.

  1. Составление диалогов по сюжетным картинкам (уроки русского языка)
  2. Обсуждение предложенной ситуации (уроки литературного чтения, окружающего мира)

Работа в малых группах- это одна из самых популярных стратегий, так как она дает возможность всем ( и даже самым стеснительным) участвовать в работе; практиковать навыки сотрудничества( в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение)

Хочу привести пример конкретного урока украинского языка по теме «Кольори».

Цели урока: Повторить названия цветов и вырабатывать умение использовать их в речи.

На этапе актуализации изученных знаний можно использовать прием «Снежный ком», когда 1 ученик называет какой-то цвет, второй повторяет и дополнительно называет еще один цвет, третий повторяет то, что сказал 1 и 2 и называет свой цвет и т.д.

Работа в малых группах, методика « 2-4-все вместе». Детям предлагают рассмотреть не раскрашенный рисунок и составить набор карандашей, необходимый  для раскрашивания. Сначала каждый ребенок работает самостоятельно, потом в паре с соседом выясняют, чей набор более точный и почему, затем поворачиваются к своей четверке и уже сообща определяются в выборе карандашей. Проверка проводится в общем кругу. От каждой группы к доске выходит ученик с набором карандашей, необходимым для раскрашивания предложенного рисунка. Для проверки используем прием «Микрофон». Каждый обучающийся, представитель группы, показывает один карандаш и рассказывает, что можно раскрасить этим цветом. Дети в классе внимательно слушают ответ и могут вносить свои коррективы, подняв руку. Далее «микрофон» передается представителю другой группы. Он показывает выбранный группой карандаш, называет его и объясняет , что им надо раскрасить. Повторять названные цвета нельзя. Так выслушиваются представители всех групп класса.

На этапе закрепления используется работа в малых группах. Группам дается творческое задание: «Нарисовать то, что указано в карточке». При этом группам даются четкие инструкции- правила: задание зачитывает группе хорошо читающий ученик, он же распределяет задание между участниками группы, он же контролирует его выполнение.

Пример карточки:

«Намалювати зелену траву, червону квiтку, синю хмару i жовте сонечко»

И группа начинает работу. Учитель контролирует процесс и оказывает необходимую помощь группам в виде кратких консультаций.

Проверка выполненных работ проводится в общем кругу. Представитель от каждой группы, по очереди, с рисунком выходит к доске. Обучающиеся из других групп рассматривают картинку и определяют, какое задание было у группы.

Урок математики. Тема : «Сложение и вычитание круглых десятков»

На этапе актуализации изученных знаний используем метод «Мозговой штурм»: детям в быстром темпе предлагается ответить на вопросы по табличным случаям сложения и вычитания, вспомнить прямой и обратный счет десятками.

На этапе изучения нового материала можно использовать метод «Ажурная пилка» (в несколько упрощенном, адаптированном для обучающихся младших классов)

Класс разбивается на четверки (по две парты)

После выяснения темы, определения задач урока, детям предлагается  самостоятельно внимательно рассмотреть в учебнике образцы решения примеров. Потом примеры распределяются между членами группы ( каждый берет один пример и в течение одной минуты самостоятельно анализирует его) Все готовятся объяснить способ вычисления соседу, который сидит рядом. Далее дети объясняют свой способ решения соседу: сначала первый вариант второму, потом наоборот. Если ребенок не согласен с объяснением товарища, то должен объяснить, в чем тот ошибается. После этого, дети поворачиваются в своей четверке и рассказывают сидящему сзади то, что услышали от своего соседа и т.д.

Таким образом, получается, что каждый ребенок объяснил 2 примера и прослушал решение третьего.

Для проверки понимания выполненного задания используем метод «Общественное мнение»

Один представитель от каждой группы выходит к доске и объясняет классу решение одного примера из рассмотренных примеров, но не своего. Обучающийся от другой группы объясняет решение другого примера. При этом повторять примеры нельзя, т.е. необходимо внимательно следить за ответами у доски. Если отвечающий у доски допускает ошибки, неточности при ответе, любой ученик класса может поднять руку и выступить с поправками и дополнениями.

Чтобы закрепить, полученные знания устно выполняем решение примеров записанных на доске. При этом используем интерактивный прием «Микрофон»

Каждый ученик начинает свой ответ со слов: «Я считаю…»

Следующий ученик, если согласен говорит:» Я согласен… или… Я тоже так думаю» и объясняет следующий пример. Если не согласен: «Я считаю, что …» и сам объясняет.

Для проверки усвоения нового материала в конце урока проводим самостоятельную работу по примерам на сложение и вычитание круглых десятков. Результаты работы дают право говорить о целесообразности использования подобных методов работы на уроках.

Приведенные в моем докладе методы и приемы интерактивного обучения дают положительные результаты. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения нового материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач; дети учатся критически мыслить, анализировать сложившиеся обстоятельства, принимать обдуманные решения, общаться с другими детьми.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения на уроках ведет к повышению качества образования, что и является целью нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.

Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....

Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...

Использование современных методов и технологий для повышения качества математического образования

Компете́нтность— это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, готовность осуществлять тот или иной вид деятельности....

Активные методы обучения как способ повышения качества образования

Выступление на апрельском форуме учителей начальных классов...

Использование мультимедийных средств обучения в целях повышения качества образования.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...