Активные методы обучения как способ повышения качества образования
методическая разработка на тему
Выступление на апрельском форуме учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_aprelskom_forume.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения
как способ повышения
качества образования
Автор опыта:
Ильченко Надежда Дмитриевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Славянская СОШ»
с. Таловское
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно,
я запомню, вовлеки меня, и я пойму»
Китайская пословица
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО предполагают использование такой системы методов, которая направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, на формирование универсальных учебных действий.
Актуальность активных методов обучения вызвана острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьника. Активные методы обучения способствуют формированию всех видов УУД
- развитию навыков мышления, умению анализировать, сравнивать, выделять главное,
- развитию умения дать адекватную самооценку,
- развитию ответственности, самостоятельности,
- развитию умению творить и сотрудничать.
Результативность: включение АМО в учебный процесс
- активизирует познавательную деятельность учащихся,
- усиливает их интерес и мотивацию,
- развивает способность к самостоятельному обучению,
- обеспечивает высокую дифференциацию обучения,
- позволяет усовершенствовать контроль знаний,
- дает возможность рационально организовать учебный процесс,
повышает эффективность урока.
Исследователи АМО отмечают, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% материала, с использованием деловой игры – до 70%.
К недостаткам использования АМО, в силу того, что дети начальных классов имеют свои особенности, следует отнести то, что
- учащиеся не всегда могут совладать со своими эмоциями и на уроках создается рабочий шум при обсуждении какого-либо вопроса или идеи
- несмотря на разные мнения в рабочей группе, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий лидер группы
- для некоторых учащихся работа в команде лишь возможность ничего не делать
Использовать АМО можно на любом этапе урока на уроках с применением проблемно-диалогической технологии, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, игровых технологий.
Этап урока | АМО | Цель метода | Вид деятельности |
Оргмомент | Поздоровайся локтями (глазами) «Улыбнемся друг другу» | Эмоциональный настрой на работу | Приветствие |
Актуализация знаний | Солнышко и тучка «Магазин» | Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся | Предположение ожиданий или опасений от урока Выбор предметов с определенными признаками |
Целеполагание | Ковер идей Поляна снежинок | Формирование навыков самостоятельного поиска проблемы | Формулируются цели урока |
Решение учебной задачи | Ульи Мозговой штурм | Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах Формирование навыков самостоятельного решения проблемы | - обсуждение в группах (как это сделать?) - дополнение характеристик понятия или явления |
Первичное закрепление | Ромашка | Умение формулировать вопросы и задания | - Ответы на вопросы или выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки. - составление заданий для второй группы |
Закрепление | Парный выход Шпаргалки Лото | Выявление уровня усвоения изученного материала Получение информации об уровне усвоения учебного материала | Работа у доски над заданием Составление шпаргалки по теме урока с помощью знаков и рисунков Составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия. |
Самостоятельная работа | Ульи Мудрая сова «Творческая мастерская» Лоскутное одеяло | Умение дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы. Бережно относиться к результатам чужого труда. | Обсуждение проблемы в группах, дискуссия Выпуск газеты, памятки, создание коллажа Составление взаимосвязанных цепочек (части речи- …. ариф действия -…, явления природы - ….) |
Итог урока\рефлексия | Солнышко и тучка Комплименты | Подведение итога урока Взаимооценка работы на уроке | Оценка ожиданий или опасений от урока Оценка деятельности одноклассника на уроке |
Список использованной литературы и источников
1. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. – М.: Издательство «Владос», 2004. – 365 с
2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
3. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.
4. Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
5. Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе.» – С. 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Реализация личностно-ориентированного подхода как способ повышения качества образования"
Доклад о реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей....
Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования.
Использование тестирования в начальной школе, как способ повышения качества образования....
«Ситуация успеха в образовательном процессе младшего школьника как способ повышения качества образования»
"Отчёт-презентация по теме самообразования"...
Использование интерактивных методов обучения, как способ повышения качества образования
В предлагаемом материале описывается как можно использовать на уроках в начальных классах таких интерактивных методов как работа в паре, работа в малых группах, прием "Микрофон", "Снежный ком", "2-4-в...
Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».
Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...
Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС
Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...
Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.
Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...