Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.
учебно-методический материал на тему

             В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.

            Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

СЛ № 2 «Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский

        В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от его мотивов.

        Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

        Мы с вами знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

        Как  же  пробудить  у  ребят   желание  учиться?  В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы и попытаемся для себя ответить.

Что такое мотивация. Особенности мотивации младших школьников.

        СЛ № 3 Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «двигать». Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. СЛ № 4 Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

        СЛ № 5 Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

Виды мотивов учения

        СЛ № 6 Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.

        Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. 

        К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

        Также мотивы могут быть направлены на достижение успеха и на недопущение неудачи.  

Уровни учебной мотивации:

        Учителю начальных классов в современной школе необходимо владеть информацией о классификации мотивов учебной деятельности, для того, чтобы как можно лучше организовать процесс обучения в классе. Кроме этого, учитель должен диагностировать каждого ученика с целью выявления уровня его школьной мотивации. СЛ № 7 Сегодня существует достаточное количество различных методик, анкет для выявления уровня школьной мотивации. Это, например, методика Н.Г. Лускановой, которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Каковы же причины снижения мотивации учения

        СЛ № 8 Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:

- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;

- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

- особенности личности учителя.

        СЛ № 9 Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:

- низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний (часто);

- не сложившиеся отношения с классом (реже);

-задержки развития, аномальное развитие (в единичных случаях)

На чем стоит учебная мотивация или Три кита учебной мотивации.

        СЛ № 10 Три кита учебной мотивации — это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

        Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

        При знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые требуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

        Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

        При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

        Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

        Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

+

?

Я это знал(а)

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

        

СЛ № 11 КИТ 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

        — Почему ты ходишь в школу?

        Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

        Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания...

КИТ 3.Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

        Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале.

Формы и методы формирования учебной мотивации на уроках в начальной школе.

        СЛ № 12 Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала и организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

        Какие же приёмы  и методы создания мотивации существуют:

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

        Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Прием второй: создание проблемной ситуации

        Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

        В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже мы взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечаем процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

        Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

Пятый прием: игры и конкурсы

        Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

        Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д. Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.

        Методы обучения, способствующие мотивации.

МЕТОД СРАВНЕНИЯ, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

        Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ МЕТОДАМ мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий.

        Важную роль в формировании мотивации играет сам УЧИТЕЛЬ, его ЛИЧНОСТЬ. Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность

        УРОК СЛЕДУЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

        Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ учеников. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

СЛ № 13 Что же дает высокая мотивация учения ребенку?

  • чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
  • повышение собственной значимости;
  • признание учителей и сверстников;
  • развитие творческих способностей;
  • гордость собой и своими успехами;
  • статус успешного человека.

        А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Заключение

        Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика

Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». ВЫВОД: ОПИРАЙТЕСЬ НА ЖЕЛАНИЯ ВАШИХ УЧЕНИКОВ!

СЛ № 14 «Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

В то время как может он просто влюбиться

И в мыслях в другие миры улететь?

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

СЛ № 15 Поздравляю вас коллеги с новым учебным годом, пусть в этом учебном году ваши ученики будут мотивированы на успех в получении новых знаний, а вы чтоб с удовольствием входили каждый день в класс. И тогда этот год будет для всех годом отличным, годом успешным!

РМО

Выступление на тему:

«Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования».

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 3 г. Маркса Костина Н. Ю.

Маркс

2016 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

Слайд 2

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Мотив – это то, что побуждает человека к действию.

Слайд 4

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Слайд 6

Виды мотивов. Познавательные Социальные Направленные на достижение успеха Направленные на избегание неудач Внешние Внутренние Мотивы самообразования Мотивы соц. сотрудничества

Слайд 7

Уровни учебной мотивации Очень высокий – есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования; Высокий – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью; Нормальный – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; Сниженный – посещают школу неохотно, допускают пропуски занятий; Очень низкий – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Слайд 8

Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются: неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся; не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; - особенности личности учителя.

Слайд 9

Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются: низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний; не сложившиеся отношения с классом; -задержки развития, аномальное развитие .

Слайд 10

Три кита учебной мотивации. КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»  + – ? Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал(а) Я хочу об этом узнать побольше

Слайд 11

Три кита учебной мотивации. КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» КИТ 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Слайд 12

Приёмы формирования учебной мотивации Прием первый : апелляция к жизненному опыту детей. Прием второй: создание проблемной ситуации. Третий прием: ролевой подход и деловая игра. Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Пятый прием: игры и конкурсы. Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Слайд 13

Что дает высокая мотивация учения ребенку? чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи; повышение собственной значимости; признание учителей и сверстников; развитие творческих способностей; гордость собой и своими успехами; статус успешного человека.

Слайд 14

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ , КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...