Формирование УУД средствами курса "Литературное чтение" (ОС "Школа2100")
методическая разработка по теме
Выступление на районном "круглом столе" по проблемам формирования УУД в ОС "Школа 2100", предмет "Литературное чтение" (проблемы, поиски, решения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir_uud_sr_liter_chtenie.doc | 42 КБ |
formir_uud_liter_chtenie.ppt | 671 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формирование УУД средствами курса «Литературное чтение» ОС «Школа 2100» (проблемы, поиски, решения)» Слайд 1
Требования к результатам освоения предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов УУД, с приоритетом развития ценностно–смысловой сферы и коммуникации. Слайд 2
Средствами достижения метапредметных результатов в учебнике прежде всего являются: предметное содержание, образовательные технологии, продуктивные задания, которые в методическом аппарате учебника маркированы точками разного цвета. Слайд 3
Хорошим подспорьем в работе являются также различные тетради по литературному чтению.
Прежде всего предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, формируются следующие УУД ... Слайд 4
Они делятся на 3 блока: самоопределение, смыслообразование, нравственно–этическое оценивание. Самая большая проблема для учителя здесь, конечно, формирование мотивации. Современные дети читают очень мало. Поэтому необходимо с 1 класса активно привлекать родителей, просить как можно чаще читать самим для детей или вместе с ними. Предлагать рекомендательный список литературы. Вести читательские дневники. Вообще, сейчас поиск новых форм совместной деятельности детей и родителей – это очень актуально.
Многих учителей, работающих по программе «Школа 2100» пугают объёмные произведения с 1 класса. Однако они дают возможность мотивировать учащихся на стремление читать лучше. Изучив интересный отрывок из книги, можно предложить прочитать её всю целиком. Помогает главная особенность уроков внеклассного чтения по данной программе – дети читают «в рамках учебников». К тому же, если ученики не вундеркинды, то и объём материала можно уменьшить, ведь работает принцип «мини–макса».
Коммуникативный характер курса «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих УУД... Слайд 5
Общение – неотъемлемая часть урока. Для создания эмоционально благоприятной ситуации необходимо использовать игровые приёмы; интерактивные технологии; работу по цепочке, в парах, группах; творческие задания.
Проблема у детей возникает при оформлении своих мыслей в чёткой и сжатой форме. Здесь можно использовать модель «ПОПС–формула», с помощью которой ребята учатся строить речевое высказывание. Слайд 6
Уроки литературного чтения способствуют также формированию следующих познавательных УУД... Слайд 7
Для их развития на уроках хорошо помогает использование различных моделей. Слайды 8, 9, 10, 11
Слайд12 Формированию регулятивных УУД в ОС «Школа 2100» способствует технология оценивания, для развития умений самоконтроля и самооценки разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые есть в рабочих тетрадях.
На этапе рефлексии, когда учитель предлагает обдумать собственное отношение к теме, проблеме, можно использовать приём «синквейн» или пятистишье, который очень нравится детям. Слайд 13
Вообще использование приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения, с которыми, я думаю, Вы все знакомы, способствует формированию различных УУД. Слайд 14
Однако главным решением проблемы формирования УУД на уроках литературного чтения в ОС «Школа 2100», является технология продуктивного чтения.
Здесь я бы хотела вспомнить слова великого И.В. Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «...и то он не любит» Слайд 15
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из–за неумения ученика понимать прочитанное. Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с текстом на уроке традиционная методика. Слайд 16
Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивированна и им неинтересно; не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу; они не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет.
Вот таким образом идёт работа по технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Слайд 17
Технология продуктивного чтения формирует следующие УУД. Слайд 18
Но при реализации данной технологии на практике, я, например, столкнулась с такими проблемами. Некоторые дети, заинтересовавшись произведением, изученным на уроке, с удовольствием знакомятся самостоятельно с последующим текстом в учебнике. В результате они уже знают его содержание, а остальным текст совсем не знаком. Поэтому учителю иногда приходится готовить дополнительные задания, просить учеников прорекламировать прочитанное произведение. Но лучше, конечно, договориться с ребятами не читать тексты в учебнике вперёд.
Другая проблема в том, что в данной технологии первичное знакомство с текстом доверяется детям, они читают его про себя, проверяют свои предположения, т.е. используется приём самостоятельное жужжащее чтение. Однако техника чтения у всех разная, поэтому кто–то быстро заканчивает знакомство с произведением, а другие не прочли ещё и половину. Конечно, если есть возможность, то предлагать ученикам самостоятельно прочитать текст следует как можно чаще, а на первичное чтение–слушание выносить в первую очередь произведения, сложные для восприятия детей. Можно использовать работу в парах, при этом в пару лучше подбирать ребят с разным темпом чтения. Кстати, такое чтение помогает детям научиться внимательно следить по тексту за читающим, значит, читать без ошибок.
Ещё одна проблема связана с проверкой техники чтения. К сожалению, до сих пор одно из первых мест занимает критерий «темп чтения». Хотя в требованиях ФГОС отсутствуют конкретные цифровые показатели, это означает, что каждый ребёнок в своём темпе к окончанию начальной школы должен достичь показателей, необходимых для адекватного понимания текста. Исследования физиологов говорят, что при скорости чтения вслух 80-90 слов в минуту и 110-120 слов в минуту про себя – происходит адекватное восприятие и понимание информации. К этому мы стремимся и в течение 4-х лет регулярно отслеживаем продвижение каждого ребёнка в развитии умений и навыков чтения. Проверять надо не только технику чтения (скорость, правильность), но и ПОНИМАНИЕ текста. Проверяем именно так, как учим читать и понимать текст, т.е. сначала ребенку даём возможность прочитать новый текст про себя (и замеряем скорость чтения про себя), затем он отвечает на вопросы, которые ему предложены после чтения (контроль понимания), и только потом мы просим его прочитать текст вслух выразительно и замеряем скорость чтения вслух, фиксируем ошибки.
Не допускается выставление отметок за технику чтения. Информация о ней необходима учителю исключительно для того, чтобы можно было организовать индивидуальную работу по коррекции навыков чтения, если она необходима.
ВЫВОД. В целом, учебный материал курса «Литературное чтение» ОС «Школа 2100» достаточно полно удовлетворяет требованиям формирования УУД у учащихся начальной школы и имеет своё продолжение в средних и старших классах.
Спасибо за внимание! Слайд 19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД средствами УМК «Перспектива» в свете требований ФГОС
материал к теоретическому семинару...
Формирование УУД средствами литературного чтения
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важн...
Формирование УУД средствами учебного предмета"Литература"
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература » УУД Типы заданийЛичностные Оценивать и объяснять простые ситуации и...
МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...
МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...
МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...
МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...