Формирование УУД средствами литературного чтения
презентация по теме

 

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения ).Презентацию подготовила Огнева Н.А. ,учитель начальных классов.

Слайд 2

Литература – это искусство слова, приобщение к целостному восприятию действительности, основа формирования личности. (Н. Светловская )

Слайд 3

формирование читательской компетенции обучающихся. Цель технологии:

Слайд 4

формирование техники чтения и приёмов понимания анализа текста; введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений ; значительное обогащение словаря, овладение речевой и коммуникативной культурой; приобщение обучающихся к литературе как искусству слова, через введение элементов анализа текста. Задачи:

Слайд 6

Формирование УУД:

Слайд 7

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Познавательные УУД:

Слайд 8

Структура урока:

Слайд 9

1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Коммуникативные УУД:

Слайд 10

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Регулятивные УУД:

Слайд 11

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Личностные УУД:

Слайд 12

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. I этап. Работа с текстом до чтения.

Слайд 13

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. II этап. Работа с текстом во время чтения.

Слайд 14

Концептуальная беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся. III этап. Работа с текстом после чтения.

Слайд 15

Качество знаний по литературному чтению 2009-2010уч.г. ЕГЭ по литературе. Графцова Ю.- 94 б . 2010-2011уч.г. Республиканская историко-литературная экспедиция «История государственной символики России и Республики Коми». Чудинова Г., Григорьева Ю., Полозова C. II место . Республиканская литературная викторина к 200-летию Бородино «Недаром помнит вся Россия…» Бушила А., Совершаев Д. II место

Слайд 22

Чтение один из источников мышления и умственного развития. (В.А.Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ПГТ. ЖЕШАРТ»

УСТЬ–ВЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

фото

 

Огнева Наталья Александровна

учитель начальных классов

2012 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ПГТ. ЖЕШАРТ»

УСТЬ–ВЫМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Формируем УУД средствами

литературного чтения

(технология формирования типа правильной читательской деятельности)

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Огнева Наталья Александровна

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение                                                                                                              4

2. Цель и задачи технологии продуктивного чтения                                          5

3.Отличие традиционного урока от продуктивного чтения                              6

4.Формирование УУД                                                                                           7

5.Задания, направленные на формирование познавательных,                                                                             коммуникативных, регулятивных, личностных УУД                                        8    

6.Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с текстом)                                                                                                                 11

7.Заключение                                                                                                         13

8.Список литературы                                                                                            15

Приложение №1                                                                                                    16

Приложение №2                                                                                                    30

 

 

Введение

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

Чем же традиционный урок отличается

от продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

Дочтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивациякчтению.


Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того,  на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

Приведу примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий.

 

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Предварительный просмотр:

Задания, направленные на формирование

познавательных, коммуникативных,

регулятивных, личностных УУД.

- познавательные УУД:

1. Букварь стр. 146

Дети читают слова: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард,

- Что общего в этих словах? Почему именно заглавная буква потребовалась? Догадались, почему эти имена читаем?

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? Знакомство с заглавной буквой  Э (умение общаться и классифицировать по признакам, определяем новую тему)

2. Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

1 класс учебник «Капельки солнца»

Тема: М.Пришвин  «Берестяная трубочка»

1 этап: Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?

            Можно на иллюстрации  найти трубочку?

            Что еще видите на иллюстрации?

            Кого изобразил художник? (умение находить ответы

            на вопросы по иллюстрации)

2 этап: После первичного чтения про себя задаю вопросы:

            - Что вас удивило? Что было самым интересным?

            Повторное чтение вслух – учитель ведёт диалог с автором.

            Вопросы: Почему трубочка удивительная? Что значит удивительная?

           (умение работать со словарями, справочниками,

            знакомим с литературоведческими понятиями)

3 этап: Задания выполняются в тетради по литературному чтению.

Соедините заголовки с частями рассказа (умение представлять

информацию в виде схемы)

А вам приходилось в лесу сделать открытие? (умение на основе жизненного опыта сделать выводы)

Домашнее задание творческое: нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в рассказах или составьте рассказ о любом животном из рассказа (умение извлекать информацию из различных текстов).

- коммуникативные УУД:

Формирование обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях.

  1. Подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному  (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами).
  2. поиграем в театр, чтение по ролям; обсуждение творческих работ обучающихся по вопросам:

- оцени свое сочинение, как ты считаешь, что тебе особенно удалось?

- согласны ли с тобой товарищи?

(умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других)

  1. Ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей, корректировке ошибок (умение работать в паре, группе).

- регулятивные УУД:

1. Букварь стр. 118.

Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное?

- познакомимся с новыми звуками <з>, <з*>, буквой З.

- будем читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой.

- научимся писать строчную букву з.

- сделаем звукобуквенный анализ.

- Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)

2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).

3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от неверного.

4.Вопросы после чтения:

- нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы?

- о чем расскажешь родителям?

(умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)

5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей:

- что тебе надо было сделать?

- удалось выполнить работу?

- ты сам справился или с чьей – то помощью?

Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с помощью различных знаковых символов).

- личностные УУД:

1.Уже раздел Букваря «Учим буквы – учимся читать» нацеливает на положительную мотивацию к чтению. Для чего нужно хорошо научиться читать?

2.Задание на интерпретацию текста (раскрытие смысла, содержания), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции).

3.Учебник литературного чтения «Капельки солнца» состоит из уроков вежливости, где Петя и его друзья познают  себя и окружающий мир, учатся себя вести (как надо здороваться, как надо дарить подарки, правила гигиены). Вопросы: как бы вы Пете это объяснили

- для чего писатель рассказал эту историю?

- в чем мудрость сказки?

- помогите малышу разобраться

(умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией)

4.Много текстов о любви к Родине, о нравственных качествах человека, о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимовыручке.

 

 

Анализ литературного произведения

(как обязательный этап работы с текстом)

Структура урока

I  Этап – Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);

Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

  1. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II  Этап – Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

III  Этап – Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания,  опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации.

Готовые  конспекты уроков литературного чтения по данной технологии представлены  в приложении.



Предварительный просмотр:

Заключение

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания. Так,  по итогам анкетирования в 5 «А» классе «Какой предмет для тебя любимый?» 19 человек из 24 (79%), ответили : «Литература». Обучающиеся стабильно показывают высокое качество знаний по литературе, начиная со 2 класса от 96 % до 100 %.

Графцова Юлия выпускница 2009-2010 учебного года сдавала ЕГЭ по литературе и набрала 94 % (самое высокое количество баллов по предмету в Усть-Вымском районе).

Все годы сотрудничаем с социумом с поселковой библиотекой им.      С. Попова занимаемся в Клубе радостного чтения, свой результат воспитанники фиксируют в портфолио, куда вкладывают творческие работы, отзывы родителей, классного руководителя и руководителя клуба, отслеживаем результаты освоения программы по литературному чтению, общеучебные умения и способы учебной деятельности.

Участвуем в конкурсах различного уровня и  добиваемся высоких результатов. На районный конкурс (2009-2010 уч.г.) исследовательских работ к 65-летию Победы «Это наших семей биография»  представлена брошюра, в которой участвовали все 24 ученика.

           В Республиканской историко-литературной экспедиции  «Государственная символика России и Республики Коми» приняли участие Полозова Александра, Чудинова Галина, Григорьева Юля и заняли  2 место (Диплом за 2 место) из 65 представленных работ.

          Участвовали в Республиканском конкурсе « Недаром помнит вся Россия про день Бородино» (к 200-летию битвы) Бушила Аркадий, Совершаев Даниил и заняли 2 место (Диплом за 2 место).

          Многие сочинения были опубликованы в районной газете «Вперед» и поселковой «Фанвестник».

Таким образом,  никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах, миллионах книг. Чтение один из источников мышления и умственного развития.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»,  М: Просвещение, 2010

2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9)

5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

6. Д. Фельдштейн Образовательная система «Школа 2100»



Предварительный просмотр:

Приложение  №1

1-й класс
УРОК 40 (фрагмент)
Тема: Поэтические зарисовки (Стихотворения В. Лапина «Утро», Г. Новицкой «Зонтик», С. Маршака «Дождь» и А. Чутковской

«Ночью дождь на елку...»)
1. Выставка иллюстраций.
2. Чтение стихотворения «Утро» В. Лапина.
а) Первичное чтение (самостоятельно про себя).
На материале этого стихотворения дети пробуют впервые провести «диалог с автором» во время первичного самостоятельного чтения про себя.
б) Повторное чтение (вслух).
При повторном чтении вслух надо выяснить, как дети прочли, и показать им, как можно было прочитать. Дети читают, учитель ведет диалог с автором:
Утром было много
Чудес: В (Интересно, каких чудес?)
Появился ветерок –
И исчез.
Мыли облаку бока
Облака –
Стало облако белей
Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)
А потом на небольшой
Высоте
Самолёт один смешной
Пролетел; В О (Почему самолет смешной? Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий...)
Помахал он сверху липам,
Домам –
И умчался по своим
По делам. П В (Он смешной, потому что напоминает озорного мальчишку. А заканчивается стихотворение опять вопросом: куда же умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет...)
в) Выразительное чтение стихотворения В. Лапина «Утро». <...>

УРОК 42
Тема: Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)
Повторение.
Пересказы детей с использованием иллюстраций. Проверка плана в тетради.
Упражнения в чтении. Задания I.1, 2, 3 в тетради, с. 53.
Работа с текстом рассказа М. Пришвина.
I. До чтения.
Сегодня мы прочитаем еще один «летний рассказ». Его автор – Михаил Пришвин.
– Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?
– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? (С. 194.)
– Что вы еще видите на иллюстрации?
II. Во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).
Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором». В этом им помогут условные обозначения, введенные в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя.
2. Выявление первичного восприятия.
– Что вас удивило?
– Что было самым интересным?
3. Повторное чтение вслух.
Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.


Михаил Пришвин
БЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА
1
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, чтои внимания не обращаешь.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)

2.
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!) П Вокруг берёзы не было орешника.

Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ.

Что вы можете предположить?

(Ответы детей.)
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

3.
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие
В (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П(Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха,
в трубочке был еще паучишка!)
4. Обобщающая беседа.
– Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?
– Сколько открытий сделал писатель? А вы?
– Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)
– А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)
III. После чтения.
1. Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с частями рассказа (задание II.4 на с. 53).
1) Удивительная трубочка.
2) Как же орех туда попал?
3) Еще одно открытие.

– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?

2. Устные рассказы детей.
– А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них.
Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе (творческое задание).

3-й класс
УРОК 13
Тема: Как слава пришла к А. Гайдару
(Рассказ Б. Емельянова «Игра»)
Введение в тему урока.
Чтение текста на с. 68 учебника.
I. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста?
– Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?
– Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)
– Мы будем читать рассказ-быль (то есть о том, что было на самом деле). Можно ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдет речь?
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).
По ходу чтения 1-й части ведем диалог с автором.
Борис Емельянов
ИГРА
(из книги «Рассказы о Гайдаре»)
1
Слава приходит к человеку по-разному. (Что это значит – «приходит слава»? … То есть известным, знаменитым человек может стать по-разному.) Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он незнал – хорошей или плохой получилась книга о Тимуре. Когда повесть сталапечататься в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал. (Вот ответ на наш вопрос.) Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В Клину, дома, он обошёл комнаты, взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила онвылил под забор, ручки и перья закопал во дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут».

Гайдар не искал славы. (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. (Интересно, как это? Какая она – слава?)
– Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, – повторил Гайдар. – Тебе кого надо?
– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведет?)
– Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.
– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.
– Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская. (Как это понять – своя, красноармейская? Очевидно, кто-то из ее семьи служит в Красной Армии.)
– Какая? – спросил Гайдар.
– Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю.
(Вот и ответ: у старушки два внука служат в Красной Армии.)
А тебе приношение делаю за добро, за указку. (Что значит – «за указку»? Подберем однокоренные слова: указ, указание, сказать,приказ и т.д. Похоже, старушка благодарит Гайдара за то, что он что-то кому-то сказал (указал). Догадались, за что?)
– Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?
– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый! Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что это значит? Баталия(устар.) – сражение, бой. Что же происходит у старушки во дворе четвертый день? Кто догадался?) Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла и дозналась! – гордо добавила старушка. (А вот и ответ на наш вопрос.) – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор...
– Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар.
– Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали.
Гайдар охнул и сел на завалинку у дома.
– Бабка! – сказал он плачущим голосом. – Ведь это же всё в моей книжке написано. (Вы поняли, что произошло? Гайдар придумал эту историю, рассказал о ней в повести «Тимур и его команда», а оказалось, что все существуют на самом деле: и «красноармейская» старушка, и ее шустрая коза и т.д. …)Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал.

Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было...
– Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила. У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал.
Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи.
– Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты-то сама мою книжку читала?
– Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали.
– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?
– Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка. – Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами-то здесь близко.
Вопросы после чтения 1+й части:
– Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?
– Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?
(Можно открыть на доске тему урока.)
Читаем дальше.
Часть 2+ю читаем вслух по цепочке, учитель делает необходимые комментарии: уточняем, что ребята читают вслух книгу Гайдара «Тимур и его команда» – сцену, когда Женя впервые попадает на чердак и знакомится с тимуровцами. На с. 72 после слов «… и вдруг остановился, пораженный» уместен вопрос:
– Как вы думаете, что увидел Гайдар?
В конце 2-го абзаца (с. 72) «… и все сразу понял» – Что же понял писатель? («Игра становилась жизнью») Что это значит? Как вы поняли?
Часть 3-я – чтение вслух.
После чтения 1-го абзаца:
– Как вы думаете, что сейчас произойдет?
Читаем 2-й абзац, обращаем внимание, что он написан практически теми же словами, как в книге «Тимур и его команда».
2. Выявление первичного восприятия.
– Что вас удивило в этом рассказе?
– Что показалось самым интересным?
3. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана рассказа.
Задание: найти и прочитать в каждой части рассказа эпизоды, которые совпадают с текстом книги «Тимур и его команда».
По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8).
Возможный вариант:
1) «А тебе приношение делаю за добро, за указку».
2) «Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью».
3) «Мы тимуровцы. Мы делаем свое дело».

4. Обобщающая беседа.
а) Перечитайте 2-е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре?
б) Почему свой рассказ Б. Емельянов назвал «Игра»? Ответ содержится в тексте. («Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью». Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным…)
в) «Слава приходит к человеку по-разному». Как же она пришла к писателю А. Гайдару? (В виде благодарности от людей, которым помогали тимуровцы.)
г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?
д) Почему рассказ «Игра» включен именно в этот раздел учебника?
III. Работа с текстом после чтения.
1. – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.)
А при чем здесь коза?
2. – Каким человеком вам представляется автор рассказа?
3. О Борисе Емельянове.
Есть точная и умная русская пословица: «Скажи мне, кто твой друг, – и я скажу, кто ты!».
Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара, а Гайдар мог поверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис Александрович Емельянов. Вот как писал о нем С. Михалков: «... Емельянов подарил и вам, дорогие ребята, и всем нам чудесные рассказы, проникнутые глубочайшим уважением к литературному и гражданскому, к творческому и фронтовому подвигу Гайдара».
4. Задание № 3 в тетради (с. 8).
Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описано 3 эпизода из жизни героев; небольшой объем – 4 страницы; несколько героев: Гайдар, старушка, два брата Найденовы, Тихонов внук и Наташка.)
Домашнее задание.
Подробный пересказ текста по плану (тетрадь, задание 2, с. 8).


4-й класс
Тема: Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная
сказка в обработке В. Даля). Игра «Кузовок».
Хотелось бы прокомментировать саму тему урока.

На мой взгляд, недостаточно зафиксировать в ней название произведения и имя автора. Тема должна отражать тот угол зрения, под которым идет работа с текстом на уроке. Возможные варианты формулировки темы: «Произведения В.И. Даля для детей», «В.И. Даль и русский фольклор», «Бездна поэзии в сказках .И. Даля» и др. Именно так сформулированы темы уроков литературного чтения в новых изданиях наших методических рекомендаций (2008 г.).
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством В.И. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказок».
2. Развивать словарный запас учащихся, языковое чутье к использованию образных выражений, пословиц. Развивать навык выразительного чтения.
3. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
Я полагаю , что формирование типа правильной читательской деятельности – это конечная цель всех уроков литературного чтения в начальной школе. Поэтому цель для одного урока лучше сформулировать конкретнее – как описание определенного конечного результата. Например: «показать суть литературной обработки фольклорной сказки» или «выяснить,
чем отличается литературная обработка народной сказки от литературной
сказки» и т.д.
На мой  взгляд, вполне достаточно 1–2 целей для одного урока и вряд ли актуально разделять «обучающие, развивающие и воспитывающие» задачи урока, так как на практике они явно решаются в комплексе. Так, например, если мы определили целью урока показать, в чем суть литературной обработки народной сказки, то само собой разумеется, что на этом уроке дети: 1) познакомятся с жизнью В.И. Даля, узнают, что такое литературная обработка сказки; 2) приобретут определенные умения подобной обработки; 3) почувствуют гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к живому родному языку. 
В случае необходимости любой учитель сможет раскрыть содержание .

Ход урока.
1. Актуализация изученного материала.
Звучит песня «Сказочная страна».
?Беседа.
– Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы. Какие это сказки?(Литературные, авторские.)
– Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка, самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его идеи.)
– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)
Обращение к опорным словам на доске:
Владимир Даль
Казак Луганский
Псевдоним
Луганск
Сказки
Толковый словарь
– О чем вам говорят эти опорные слова?
– Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля
(с. 120–121учебника).
– Как вы думаете, что такое обработка сказок?
Запись на доске:
– Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное литературное изложение народной сказки. Сохраняется сюжет и персонажи, подчеркиваются ее достоинства, особенности языка того времени, колорит, идея.)
– Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской.

На доске строится цепочка:
– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?
Какие сказки обрабатывал В. Даль?
Биография В. Даля, основные события его жизни.
Как он создавал свой словарь?
?Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – см. тетрадь).
– Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни? (Ответы детей.)
– Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал «Словарь живого великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он, этот словарь. Откроем его – и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные русские слова.
Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.
– Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них – слова. Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».
– Какое слово вам знакомо? (Дождь.)
– Объясните это слово.
?Объяснение слова по словарю Даля.
Ученица: «Мы говорим "дождь", а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек(от слова сито) – мелкий дождь. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Сеногной – дождь во время покоса. Грозный дождь – с грозой. Грибной дождь – теплый и мелкий. Косохлест, подстега – косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Слово для Даля – всегда картинка, образ».
– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)
– Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…

Фонограмма: звуки дождя.
народная сказка – литературная
обработка сказки – литературная (авторская) сказка
литературная обработка сказки
– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь…)
«Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок».
Эта актуализация изученного вполне уместна на уроке, тем более в 4-м
классе, и никак не нарушает технологии. Что удалось учителю? Перейти от предыдущей темы к последующей, составить представление о В.И. Дале по материалу учебника, тетради и опорным словам на доске, вывести детей на самостоятельное формулирование, что такое литературная обработка сказки, вызвать интерес к теме урока, мотивировать детей на дальнейшую работу, эмоционально их настроить.
Что вызывает сомнение и вопросы? Целесообразно ли начинать такой урок с песни «Сказочная страна»? На мой взгляд, ни по содержанию, ни по настроению она ему не соответствует, и вообще следует быть осторожнее при выборе подобных форм «оживления» урока, он и так живой и эмоционально насыщенный.
Вряд ли целесообразно дробить информацию о Дале и давать ее «в два
приема». И еще. Раз из словаря Даля взято 5 слов («выпали ремешки»), почему работа идет только со словом «дождь»? А «кузовок»? А другие – действительно странные слова? Неясно, почему «выпали» именно они.
Выскажу еще одно сомнение. Поскольку этап актуализации изученного предполагает опору на уже имеющиеся знания, то, вероятно, следовало бы перенести разговор о писателе на первый этап работы с текстом – до чтения – туда, где дети читают название сказки и фамилию автора. Это никак не помешало бы выведению понятия «литературная обработка» и «выпаданию ремешков» из словаря Даля.
2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.
?Работа с иллюстрацией.
– Как вы думаете, о чем будет текст?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
– Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?
Этап, на котором происходит антиципация будущего чтения, действительно короткий, но это не значит, что я  не работаю с подзаголовком или спрашиваем об очевидном (о жанре, например, – он же назван!). На наш взгляд, уже в 3-м классе дети готовы высказывать предположения в комплексе и без наводящих вопросов. Здесь очень уместна была бы работа с ключевыми словами на доске (не к тексту, а к биографии писателя) и с дополнительной информацией.
3. Работа с текстом сказки во время чтения.
?Самостоятельное чтение.
?Вопросы после чтения.
– Что необычного в этой сказке?
Проблемный вопрос:
– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?
Наблюдения над языком сказки.
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова…)
2) Найдите просторечные слова. (Вишь, прёт, п'омочь, скликать, сподряд, отказалися.)
3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской сказки, певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте.)
4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки, опенки – ноги тонки, сморчки – старички.)
5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы? (Варвара – широкие карманы, волнушки – в кадушки, опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки…)
6) Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе.)
7) Есть ли в сказке пословицы?
8) Как вы думаете, они были в сказке или введены автором?
Запись на доске:
9) Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка.)
?Выразительное чтение.

– В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям?
– Давайте распределим роли и поработаем с карандашом. Отметим, кому будут принадлежать слова в тексте и как их нужно прочитать.
?Инсценирование сказки (с использованием «шапочек» грибов).
1. Вопросы после самостоятельного первичного чтения должны выявлять качество первичного восприятия. Их явно недостаточно: должно быть 3–4: на что именно ты обратил внимание? Захотелось ли тебе пересказать сказку? и т.п.
2Я  понимаю , что учитель формулирует проблемный вопрос как мотивирующий детей на перечитывание текста. Однако вряд ли этот вопрос можно назвать проблемным: никаких хоть в чем-то противоположных гипотез дети не высказывают, да и не могут высказать.
3. Наблюдение над языком сказки оправдано и интересно, но почему-то оно ведется не по ходу комментированного чтения, а в виде беседы с элементами выборочного чтения. С этим я категорически не согласна! Без сомнения, некоторые из этих вопросов следовало бы задать после комментированного чтения (перечитывания) во время обобщающей беседы, например вопросы 3, 6, 8, 9. Данный урок ярко иллюстрирует мысль о важности формулирования темы и цели урока
Например: тема урока «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки» (Журнал «Москвитянин», 1842 год).
«В. Даль и русский фольклор», цель – показать суть литературной обработки фольклорной сказки.
Работа на втором этапе: сопоставление народной сказки и обработки и работа над языком сказки Даля в ходе комментированного чтения. Пример № 2. Тема – «Бездна поэзии» в сказке В.И. Даля. Цель – провести наблюдение над языком сказки. Работа на втором этапе – организация наблюдения над языком в ходе комментированного чтения.

4. Работа с текстом после чтения.
?Подготовка к игре.
– Любой текст в обработке Даля начинал «играть».
кадушки– бочонки
бурачки – кузовки
– Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно. (Каждая пара слов обозначает одно и то же – обручная посуда, корзинка, лукошко.)
– А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.)
– И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры.)
– Игра так и называется – «Кузовок».
Чтение описания игры.
Игра в слова.
– Я положу в кузовок слова… на -ОК.
– Я достану из кузовка слова… на -КА.
– Я поднесу к кузовку слова… на -КУ.
?Разыгрывание фантов-залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую сказку и ее автора, рассказать пословицу.)
В данном описании урока третий этап – работа с текстом после чтения – не выделен. По сути дела, его заменяет игра «Кузовок». Как нам видится третий этап?
1. Постановка смыслового вопроса: «Что же значило для Даля обработать народную сказку?» или «Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки?».
2. Беседа о личности писателя: что нового вы узнали о нем, о главном деле его жизни? Можно показать сборник пословиц, собранных Далем, и т.д.
3. Игра «Кузовок».
4. Творческое задание. Если посмотреть на текст с позиции жанра сказки, то его задача в определенной степени – развлечь, включить воображение. И в этом случае уместно инсценирование, чтение по ролям. Если через весь урок будет проходить мысль о любви В. Даля к родному языку, то в этом случае можно предложить ребятам задание сопоставить народную сказку и ее литературную обработку.
5. Домашнее задание.
?Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля (см. рекомендательный список).

Найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.
Задание в тетради.
– Объяснить смысл любимой пословицы В.И. Даля «Передний – заднему мост» и какое отношение она имеет к истории детской литературы.
Надеюсь , что эти разные по объему и сложности задания предлагаются детям на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения            В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится: свобод...

Духовно – нравственное воспитание средствами литературного чтения

Работа содержит материал  о формировании мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению....

"Формирование личностных УУД средствами литературного чтения" ( выступление на курсах повышения квалификации) )

Предмет литературное чтение в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребенка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, представлений о гуманных от...

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий средствами литературного чтения

Конкретизация требований ФГОС в части  формирования УУД даётся в разделе «Программа формирования универсальных учебных действия у обучающихся» Основной образовательной программы основ...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....