Системно-деятельностный подход в обучении учащихся 1 класса
статья по теме
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ учащихся 1 класса.
Гаврилова Е.П.
Учитель начальных классов
МКОУ «Покровская СОШ»
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитатаельной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.
Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников
Задачу по формированию учебной деятельности начинать решать нужно буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.
В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
"Зачем я это изучаю?" |
"Каковы мои успехи и что у меня не получается?" |
"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?" |
"Правильно ли я решаю эту задачу?" |
"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?" |
"Какая учебная задача стоит передо мной?" |
Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. Работа в паре способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», «Найди ошибку» и др. Чаще всего эта работа проводится в рабочих тетрадях. Анализируем ответы вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.
Ученики всё чаще пытаются взять на себя роль учителя, забегая вперёд со своими предположениями и вопросами, а чаще учитель не успевает задать вопрос, как следует ответ . Однако организующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное (например : охарактеризовать новый звук, назвать лишнюю букву в данном ряду, объяснить задания, предусмотренные для письма и др.) предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей, предвидеть ход мыслей учителя в изложении новой информации по изображённым на доске схемам, моделям и другим опорным сигналам, т.е. как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов. Для этого необходимо хвалить ученика за любые достижения. Дать ученику возможность выговориться, корректно прервать , если ученик говорит не по теме.
Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.
На заключительном этапе организую рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения. Вопросы:
- какую задачу ставили?
- удалось решить поставленную задачу?
- каким способом?
- какие получили результаты?
- что нужно сделать еще?
- где можно применить новое знание?
- что на уроке у вас получалось хорошо?
- над чем еще можно поработать?
Согласовывается домашнее задание.
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предметуВсе задания я стараюсь строитьтаким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"
Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.
Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики....
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».Цель самообразования...
Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе
Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИ́ЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Внедрение поведенческих подходов, способствующих успешной инклюзии учащихся с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном классе....
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...