Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
методическая разработка
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.
Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.
Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования м развития «Особый ребенок» город Смоленска»
Выступление на МО начальных классов
«Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
выполнила:
учитель начальных классов
Алферова Людмила Владимировна
Смоленск 2021
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучения как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) напрямую зависит от характера и содержания образовательного процесса с учетом доступной им деятельности;
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации;
- разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие составляет цель и основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- признание решающей роли содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их особых образовательных потребностей.
Индивидуально - дифференцированный подход объединяет два подхода: индивидуальный и дифференцированный.
Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка начальной школы.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся младших классов учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В коррекционной школе учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями.
В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся начального звена, отражающие состояние:
- темпа работы и общей работоспособности,
- пространственной ориентировки,
- двигательной активности, типа темперамента,
-состояние речи, зрения,
- эмоционально – волевой сферы,
- возрастные и индивидуальные особенности детей,
- интересов, склонностей, возможностей.
- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- развитие мелкой моторики.
Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы.
Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам начальной школы, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать у них и развивать интерес к учению.
Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.
Учет типических особенностей умственно отсталых школьников происходит в процессе дифференцированного подхода.
Дифференцированный подход - форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между
фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.
Разные дети начального звена по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок начальной школы в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
В условиях школы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности.
Теоретики считают: по степени помощи ребенку.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности детей при выполнении заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Сущность дифференцированного подхода к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС заключается в организации учебного процесса младших школьников с учетом интеллектуальных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности младших школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.
Дифференцированный подход в системе обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС в начальной школе состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
Данная работа ведется по этапам.
1 этап Цель: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с целью дальнейшего обучения.
Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически на уроках.
Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируется задания, намечаются пути и приемы работы с конкретными детьми.
В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие:
-понимание материала при фронтальном объяснении;
-умение обобщить полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе;
- восприимчивость к помощи.
2 этап. Учащиеся делятся на 3 группы.
-Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняются самостоятельно. Они в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
-Ученики нуждаются в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
-Ученики с трудом усваивают программный материал, им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий.
3 этап. Планируя дифференцированный подход к учащимся на уроке, необходимо придерживаться следующих положений:
Дифференцированный подход осуществляется с опорой на сохранные возможности учащихся.
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.
Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.
Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.
Можно задания разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную
Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.
Немаловажное значение имеет правильное размещение учеников за партами: учеников третьей группы на уроках можно посадить рядом с сильными учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это позволит более оперативно оказывать им помощь, предъявлять дополнительную наглядность.
Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей младших школьников 0-4 классов являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.
Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС в начальной школе должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими».
Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся начального звена оптимальные условия для обучения в условиях реализации ФГОС, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков.
Литература.
1.В.В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе».
2.Мирский С.Л. “ Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении”, М. “Педагогика”, 1990г.
3.Т.М.Лифанова «Дифференцированный подход к учащимся с нарушениями интеллектуального развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.
Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы....
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
В статье рассказывается о методах, формах и приемах работы в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС...
Доклад «Использование арт-терапии в коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
В данном докладе освещёны вопросы применения арт-терапевтических приёмов при проведении коррекционно-развивающих занятий, дана классификация изотерапевтических техник и приёмов, типов задани...
Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материал посвящен вопрсам формирования БУД у учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС ОО УО (ИН)...