Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.
статья на тему
Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_diagnostika.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС.
Педагогическая диагностика.
Учитель: Тихомирова И.А.,
МБОУ «СОШ № 13»
г.Северодвинск
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).
И в качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Термин «готовность» по отношению к первоклассникам традиционно дополняется прилагательным «психологическая». Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка – успешность или неуспешность – с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога.
Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться в с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Значит, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не предлагает оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «педагогической готовностью».
Педагогическая готовность – это совокупность умений (то есть, владения способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал. Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые у него уже сформированы хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях метапредметного характера.
Педагогическая диагностика необходима учителю, чтобы:
- Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы.
- Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты.
- Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений
- Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми.
- В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).
С первых дней обучения ребенку предлагаются ситуации, опирающиеся на способность наблюдать, логически мыслить, оперировать зрительными образами умение слушать и слышать, соотносить свою точку зрения и точку зрения другого человека. Несформированность названных умений создаст для ребенка серьезные трудности в обучении. Не всегда можно поставить знак равенства между уровнем психологической зрелости ребенка и его готовностью обучаться, так как психологические предпосылки успешного обучения могут уже сформироваться, а конкретные умения – нет. Если умения не сформированы предыдущим опытом развития ребенка, педагогу необходимо будет потратить время и организовать специальные ситуации для того, чтобы развить эти базовые умения у ребенка самому или обратиться за помощью к специалисту (например, психологу).
Структура педагогической готовности ребенка к систематическому обучению
Выделяется 17 умений, входящих в структуру педагогической готовности:
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ: Умение РЕБЕНКА
1. Выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи.
2. Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления.
3. Видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта.
4. Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения.
5. Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.
Мыслительные способности: Умение РЕБЕНКА
6. Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями.
7. Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями.
8. Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями.
9. Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей.
10. Оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи.
11. Находить закономерность в изучаемой информации.
12. Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий.
Контрольные (коррекционные) умения:
13. Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия.
14. Следовать инструкции при выполнении учебных действий
Коммуникативные способности:
15. Использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи.
Личностный компонент
16. Мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности.
17. Положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
Основная процедура, которая предлагается для определения уровня педагогической готовности ребенка, - это письменное диагностическое задание. Разработанная нами программа оценки педагогической готовности позволяет осуществлять анализ диагностических данных по нескольким направлениям.
Первое направление - оценка уровня сформированности конкретных умений в классе и у отдельных детей.
Оценка результатов диагностики по каждому показателю в отдельности представляется особенно полезной в следующих случаях:
1) Если у большинства детей в классе это умение развито на низком уровне. В этом случае необходимо определить учебные задания, выполнение которых базируется на слабо сформированных умениях.
2) Если сформированность того или иного умения у ребенка существенно отличается от среднего значения по классу.
Второе направление - оценка уровня инструментальной готовности отдельных детей и по классу в целом.
Высокий уровень говорит о том, что конкретный ребенок или группа детей готовы включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Работая с данной группой детей, учитель может сосредоточиться на учебном содержании, так как предпосылки успешного обучения у учащихся сформированы. Если умения действительно сформированы, на них удобно опираться при выполнении учебных заданий, но нужно помнить, что для ребенка они теряют свой развивающий потенциал.
Средний уровень сформированности данных умений требует более пристального внимания и глубокого анализа результатов диагностики. Прежде всего, из всей совокупности показателей, входящих в инструментальную готовность, нужно выделить те умения, которые развиты на низком уровне (или близком к низкому). Возможно, таковых не окажется, это будет означать, что все инструментальные умения, необходимые для успешного обучения, находятся в стадии формирования. Ребенок еще не полностью освоил способ выполнения тех или иных действий, но опыт их выполнения имеет и применяет в учебной ситуации. В этом случае нужно направить педагогическую помощь на сознательное освоение учениками способа выполнения того или иного умения.
Низкий может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. В любом случае, данный ребенок или данная группа детей не готовы обучаться на основе тех заданий и тех образовательных ситуаций, которые предлагает им педагог. Сначала нужно устранить имеющиеся препятствия. Если педагогу за 8-10 занятий не удастся добиться определенного прогресса, необходимо будет обратиться к психологу или дефектологу (логопеду).
Третье направление - оценка уровня личностной готовности отдельных детей и по классу в целом.
Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе. Личностная готовность в определенной мере представляет собой источник дополнительной «энергии», которую ребенок, помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, готов вкладывать в непростой, не всегда эмоционально привлекательный и физически затратный процесс обучения.
Низкая личностная готовность говорит о том, что этот внутренний источник «энергии» не сформирован, что сила воли ребенка питается не внутренними источниками интереса, а его отношением ко взрослому, внешними социальными факторами. Такие дети в своей учебной эффективности зависят не только от собственного самочувствия, но и от самочувствия взрослого, его готовности поддерживать ребенка, предавать ему сил своими реакциями, оценками, побуждениями и т.д. Таким детям очень важно внимание, индивидуальный педагогический подход.
Низкий уровень личностной готовности может быть «первичным» и «вторичным» по своему происхождению. В первом случае это может быть связано с общей незрелостью ребенка, его фактическим нахождением на дошкольном уровне психологического развития. В этом случае даже при общем положительном отношении к школе, одноклассникам, учителю, личностная готовность будет низкой .
Второй случай – серьезнее и опаснее по своим последствиям. Мы имеем дело с человеком, который уже успел понять про школу, учение и про себя в учении что-то грустное, эмоционально непривлекательное. Например, что это скучно. Или что учение – это принуждение, которое не приносит радости. И что взрослый имеет право на несправедливость. То есть, у ребенка был опыт погружения в учебные ситуации (в группах развития, на домашних уроках, в детском саду, в прогимназии), и этот опыт оказался травмирующим. Учебная мотивация из-за этого снизилась, и развился защитный комплекс ухода от ситуаций, требующих усилия, действия на пределе собственных знаний и умственных возможностей. А может быть, такие трудности – плод завышенных ожиданий родителей и профессиональной неумелости его предшествующих учителей
Четвертое направление - оценка общего уровня педагогической готовности отдельных детей и по классу в целом.
Специальные процедуры, проводимые педагогом на этапе обработки результатов диагностики, позволяют провести анализ готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. О чем могут говорить те или иные сочетания?
Высокая инструментальная и высокая личностная готовность.
Эти личностно зрелые дети, ценностно-ориентированные на познание, к тому же – инструментально готовые к обучению на высоком уровне сложности. Они бывают весьма требовательны к учебному материалу и учителю. Им нужно разнообразие познавательных ситуаций, они скучнеют и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» информацию или способ действия. Не получая удовлетворения от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко развивается некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация – падает. В лучшем случае, они найдут для себя источники удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем – потеряют этот интерес. Такие дети способны не только замечать ошибки учителя и недочеты в его подготовке к уроку, они считают возможным на них указывать. Тактично или бестактно – это уже зависит от общего уровня их воспитанности, запаса социальных знаний о мире. Поддержка познавательной активности в тех формах, которые удовлетворяли бы потребность такого ребенка в признании и не мешали другим ученикам демонстрировать свои достижения, обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта (в случае, если ребенок владеет и коммуникативными навыками тоже), проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах – все это поможет развить образовательный потенциал сильного ученика.
Высокая (или средняя) инструментальная и низкая личностная готовность
Весьма вероятно, что в лице таких детей мы имеем дело с проявлениями «вторичного» снижения уровня личностной готовности. Ее причины надо специально уточнять. Это может быть неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, переживание ребенком стресса, трагических обстоятельств его личной жизни и др. Работу с таким ребенком нужно вести аккуратно, не ставя его в ситуации учебного стресса, высоких требований к темпу, объему заданий, соревнования с другими детьми. Желательна консультация с психологом. Возможно – психологическая поддержка ребенка и семьи.
Низкая инструментальная и низкая личностная готовность
Среди основных причин такого сложного «школьного старта» ребенка можно назвать следующие:
- Психологический возраст ребенка соответствует дошкольному уровню развития. Можно сказать, что ребенок просто «маленький». Он не готов к обучению и не заинтересован в нем, поскольку проживает пока другой этап своего развития, решает другие важные для него задачи: освоения социальных ролей, развития воображения и наглядно-образного мышления и др. В целом, можно сказать ,что таких детей можно начинать учить, но используя при этом «экологичный» для дошкольников вид деятельности – игру. Кроме того, нужно учитывать их быструю эмоциональную и психофизиологическую утомляемость (в сочетании с низкой произвольностью контроля за своим поведением). Педагогическим «девизом» в работе с такими детьми может стать «развитие осознанность и произвольности», а конкретными задачами: 1) принятие новой социальной роли – позиции ШКОЛЬНИКА и освоение нового образа жизни; 2) развитие децентрации, то есть способности видеть предложенную ситуацию с разных точек зрения и в физическом плане (пространство), и в психологическом плане (точки зрения, ролевые позиции); 3) развитие произвольности; 4) развитие критичности в отношении своих действий, то есть умения сравнивать их с образцами и эталонами и делать объективный вывод.
- Педагогическая запущенность ребенка: ему не обеспечили необходимого уровня развития и подготовки, не дали реализовать потенциал дошкольного периода развития. Достаточно часто такой ребенок живет в семье, в которой образование, познавательная активность не являются ценностями. Низкая личностная готовность может быть связана с этим, или с тем, что ребенок уже столкнулся с ситуациями собственной некомпетентности и неуспешности, потерял веру в себя. О таком ребенке можно сказать, что потенциально он готов к обучению. Психические процессы, обеспечивающие готовность, развиты, а умения на их базе – нет. Ему необходимо пройти что-то типа «ускоренного курса» подготовки к школе, освоить эффективные способы наблюдения коммуникации, мыслительной работы и самоконтроля. Серьезным препятствием может стать низкая мотивация ребенка на познание и обучение. Скорее всего, нужна будет постоянная эмоциональная поддержка со стороны педагога, создание ситуации успеха и целенаправленная работа с семьей ребенка.
- Низкая психологическая готовность и наличие проблем развития. В данном случае мы можем говорить о несформированности психических процессов, лежащих в основании необходимых для успешного обучения умений. Как правило, преодолеть эту проблему невозможно без специальной психолого-педагогической коррекции и, возможно, медицинской поддержки.
Для определения доминирующей причины педагогу необходимо проконсультироваться с другими специалистами, прежде всего – психологом и дефектологом (нейропсихологом).
Таким образом, педагогическая диагностика готовности предоставляет в распоряжение педагога уникальный материал для анализа и далее – проектирования и планирования своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/ сост. Т.Г.Макеева.-
Ростов н/Д:Феникс,2008.-125с:ил.-(Психологический практикум)
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педаг.спец-тей /Под общей
ред. В.С.Кукушина.- М.:ИКЦ «МарТ»,;Ростов н/Д:ИКЦ «МарТ», 2008.
3. Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В.Ушакова. – М.:ПЕР СЭ, 2000.-
80с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К.Селевко. – М., 2007)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах
Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения....
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся 1 класса
Доклад для выступления на школьном МО....
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в свете перехода на ФГОС НОО второго поколения
Из практики работы по ФГОС НОО...
Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы
Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...