Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"
статья по теме
Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannoe_obuchenie.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся
Выступление
учителя начальных классов
МОБУ СОШ № 1
Прокушевой Н.Н.
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.
Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка
-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору
-реализация детского творчества
-информационная база урока- развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.
Основные принципы личностно ориентированного подхода:
- самоактуализации
-индивидуальности
-субъектности
-выбора
-творчества и успеха
- доверия и поддержки
Используемые методы:
-Диалога
-Игровые
-Рефлексивные
-Пед.поддержки
-Диагностические
-Создания ситуации выбора и успеха
Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью
Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого используется поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью ложности. Задания составлены так. что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки.
1 ур. – закрепляет базовые знания
2 ур- повышенной сложности
3 ур- творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления, развитие речи)
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности , которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
- темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося
В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать научный материал как догму . Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовленную работу , где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.
- происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.
Учитель формирует проблему , ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.
- учителем ученику предоставляется возможность выбора работы
Основные различия уроков
Традиционный урок | Личностно- ориентированный урок |
1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскры вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное! 3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное. | 1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик. 2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объяс няет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предот вращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтере совывает, формирует мотивы учения: по буждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения |
Заключение
Школа- единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития. Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Дифференцированный подход в обучении учащихся по УМК "Школа 2100"
Выступление на педсовете....
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся 1 класса
Доклад для выступления на школьном МО....
Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы
Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.
Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики....
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».
Обобщение опыта по теме самообразования « Системно-деятельностный подход в обучении учащихся через активные формы и методы работы с ними».Цель самообразования...
Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе
Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....