Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
статья по теме
Выступление на МО учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа 21 века»- как инструмент реализации ФГОС
Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.
УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий
Цели УМК "Начальная школа 21 века"
- Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
- Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
- Формирование готовности к самообразованию.
Авторы УМК реализовали следующие идеи:
- Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
В общих положениях Стандарта сказано:
- Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
- Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Таким образом, содержание УМК «Начальная школа 21 века» соответствует требованиям ФГОС.
Образовательным результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов.
Для достижения результатов Стандарта требуются существенные изменений в построении процесса обучения младших школьников
Какие это изменения?
- Массовая школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, ориентированного в основном на два психических процесса – восприятие и память. Ученик при этом исполняет три роли «зритель», «слушатель», «репродуктор». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций.
Принципиально важным является изменение учительства к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идёт об осознании важности формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин
- успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.
Пример. Учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует её место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения, собственной рукой исправляет. Психологические исследования показали, что использование этого приёма только в течение трёх месяцев уменьшает количество ошибок на 20%. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность.
- Важным является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий. Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным действием и таким же по форме, ставшим универсальным, осознать как осуществляется переход к «всеобщности» учебного действия.
Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов.
Младшему школьнику предлагается на уроке математики разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырёхугольника и один треугольник). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры.
Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:
- Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);
- Декодирование (считывание информации);
- Использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;
- Самостоятельное построение схем, моделей.
Соответствует ли Образовательная система «Школа XXI века» ФГОС второго поколения?
Педагогами, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы:
1. УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.
- 2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
- 3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.
- 4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.
- 5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
- 6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.
- 7. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.
- 8. В учебнике русского языка в рубрике «игра» дети учатся различать объективную трудности и субъективную сложность задачи.
- 9. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.
- 10. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).
- 11. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
- 12. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.
- 13. В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.
- Таким образом, реализация ФГОС второго поколения возможна на основе Образовательной системы «Школа XXI века».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 47г/п Малаховка
Согласовано.
Председатель МО учителей начальной школы МОУСОШ № 47
_____________ Н.Е. Иванова
Выступление на МО учителей начальной школы
Выступление подготовила Лейман О.Н.
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему:"Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе"
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему :"Личностно - ориентированный подход в обучении в начальной школе".
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов....
Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.
Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...
Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы
Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.
Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики....
«Реализация системно-деятельностного подхода при обучении в начальной школе на основе использования кейс-технологий»
Выступление...
Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»
В основу Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответств...