СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИ́ЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
статья

Миргалиева Ольга Николаевна

Внедрение поведенческих подходов, способствующих успешной инклюзии учащихся с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном классе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Миргалиева

Учитель начальных классов

Казенное учреждение «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Нижневартовск.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИ́ЧЕСКОГО СПЕКТРА

 В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ

Внедрение поведенческих подходов, способствующих успешной инклюзии учащихся с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном классе.  

Особенности и своеобразие развития детей с  расстройствами аутистического спектра (РАС) определяют специфику их образовательных потребностей.

К особым образовательным потребностям данной категории учащихся относят:

  • потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики;
  • потребность в разработке адаптированной образовательной программы;
  • потребность в тьюторском сопровождении;
  • потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
  • потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
  • потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС;
  • потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
  • потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.);
  • потребность в реализации практико- ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании учащихся с РАС;
  • потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи……

У каждого ребенка с РАС свои потребности, их набор будет зависеть от особенностей его социального, сенсорного, речевого, познавательного развития. Однако вне зависимости от своих потребностей   каждый ребенок с расстройствами аутистического спектра, и здесь, я думаю, что вы со мной согласитесь, нуждается в индивидуальном подходе и использовании методик, отличающихся от традиционных.

В основе таких методик лежат поведенческие подходы, способствующие освоению академических навыков, научению лучшему поведению, навыкам общения и общественных взаимодействий, самостоятельности.  

  Внедрение поведенческих подходов – залог успешности инклюзии учащихся с РАС в общеобразовательные классы, удовлетворение их индивидуальных потребностей в условиях обучения с нормотипичными сверстниками.

  Я реализую инклюзивную практику третий год.

  Учащийся с РАС- Евгений, обучается по индивидуальному учебному плану, в соответствии с которым изучает основные предметы (математику, русский и английский языки) - индивидуально,  по остальным предметам- включен в совместное обучение с классом.

Особенности учебного поведения Евгения:

  • Трудно замотивировать в учебной ситуации;
  • Выполнение заданий не становится подкреплением;
  • Работает за подкрепляющие стимулы;
  • В ситуации неуспеха – наблюдается тревожность;
  • Редко проявляет инициативу для социального взаимодействия;
  • Продуктивно работает в мини-группе;
  • В большой группе может проявлять нежелательное поведение, отказываться от выполнения заданий.

Евгений два года обучался в ресурсном классе, где произошла необходимая адаптация и одновременно пролонгация срока обучения, предусмотренная Стандартом, что, в конечном счете, определило его дальнейшую готовность к обучению в обычном классе - по варианту 8.2. адаптированной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

  Помощь в освоении программы Евгению оказывает тьютор - персональный сопровождающий ученика с особенностями развития и главный помощник учителя.

Подготовка и выстраивание каждого урока – это совместный труд учителя и тьютора по планированию деятельности учащегося с РАС, направленной на достижение поставленной цели урока, через использование специальных методов, приемов и форм работы с ребенком с РАС.  

            В своей работе мы используем поведенческие подходы, сочетание которых помогает нам индивидуализировать обучение, поддерживать желаемое поведение, предоставляет возможность деятельного включения Евгения в работу класса.

Чаще всего используем следующие из них:

  • Прямое подкрепление;
  • Безошибочное обучение с использованием подсказок;
  • Временное запаздывание;
  • Методика предъявления/затухания подсказки;
  • Формирование поведения;
  • Подражание видеозаписи;
  • Вмешательство при посредничестве сверстников.

1.Прямое подкрепление – подразумевает предоставление поведению последствий, повышающих вероятность его появления в будущем.

В своей работе мы используем:

  • материальные подкрепления (это может быть конфета или игрушка);      
  • подкрепления действием (игра на компьютере, в ЛЕГО);
  • символьные подкрепления (н-р, наклейка за выполнение задания);
  • общественные подкрепления (похвала за действие, работу).

Вначале обучения основным подкреплением для Евгения было материальное – использование жетонов, затем путем наблюдения были определены другие предпочтения, например, игра на компьютере, и этот усилитель стал использоваться нами в учебном процессе как задержанное поощрение – Евгению позволялось после уроков  на короткий период сесть за компьютер для того, чтобы поиграть в развивающую игру за успешно законченную, заранее оговоренную в течении определенного срока  работу.

В этом учебном году происходит уменьшение   объёма подкрепления действием.

И приоритетными в использовании стали подкрепления -  символьное и общественное, которые используем параллельно друг другу. Это может быть похвала, оценка и т.д. Также используем на уроке задания на смарт-доске, которые являются стимулом для обучения.

2. Безошибочное обучение с использованием подсказок - позволяет снизить отрицательные эмоции ребенка, связанные с совершением ошибок во время выполнения заданий.

В поведенческом подходе используется пять видов подсказок

  • физическая подсказка
  • указательный жест
  • речевая подсказка
  • визуальная подсказка
  • моделирование правильного ответа

Так как Евгений 2 года обучался в ресурсном классе, то в физической подсказке на момент перехода в класс он уже не нуждался.

Интенсивность использования визуальной подсказки на сегодня также значительно снижена, т.к. ребенок в урочной деятельности постепенно приобретает все большую и большую самостоятельность и достаточно хорошо понимает устную инструкцию, однако при необходимости, -н-р, проблемном поведении, тьютор может использовать карточки с соответствующим правилом, что с одной стороны,  является эффективным средством коммуникации с ребенком, а с другой стороны-  не привлекает дополнительного внимания сверстников к проблемам ребенка.

В целом же, вид подсказки диктуется содержанием задания. Так, речевая подсказка будет использована в ситуациях, когда задание связано с диалогом, просьбой, а указательный жест на предмет – поможет ребенку подобрать необходимое слово или классифицировать его.

При использовании подсказок необходимо увеличивать время между инструкцией и подсказкой.

Нередко учитель сразу начинает подсказывать ученику, если тот не отвечает или не начинает взаимодействовать сам.

Из-за этого ученик может попасть в зависимость от подсказок. Предотвратить это возможно с помощью такого поведенческого подхода как временное запаздывание.

3. Временное запаздывание – возможность дать ученику немного времени, при этом выражая ожидание своим видом и/или жестами.

При этом важно находиться близко к ученику, так, чтобы он вас видел и учился толковать ваш вид и жесты. Важно проявлять доброжелательность и желание помочь, тем самым поощряя ученика отвечать не боясь. Постепенно расстояние между вами и учеником увеличивается.

4.Методика предъявления/затухания подсказки – это подход, при котором навыкам и поведению обучают, предоставляя подсказки или сигналы, а затем как можно скорее снижают их интенсивность, тем самым способствуют самостоятельным ответам.

В течение всего прошлого года мы готовили адаптированный материал к каждому уроку чтения, где упрощали текст, добавляли иллюстрации, переформулировали вопросы учебника, делая их более понятным для ученика.

Постепенно к концу учебного года стали убирать иллюстрации – подсказки, переходя к чтению текста из учебника. Уменьшая интенсивность подсказок, мы добились того, что ученик смог работать с текстом без его адаптации.

  1. Формирование поведения – подразумевает подкрепление последовательных

приближений желаемого поведения.

Другими словами, чтобы учащийся чему-либо научился, он должен пройти все пункты-ступени. Ученик, чьё небольшое улучшение подкрепляют, скорее будет заинтересован в том, чтобы соответствовать следующему ожиданию.

В начале обучения Евгений не умел поднимать руку на уроке. Часто он выкрикивал ответ, а если его ответ не принимали или не слушали, то проявлял отрицательную реакцию, мог убежать из класса.

Формирование поведения началось с того, что сначала я хвалила мальчика за попытки поднять руку, но просила подождать пока его спросят.

Затем убирали подкрепление, если ребёнок поднимал руку, но не дожидаясь разрешения выкрикивал ответ.

Постепенно ученик учился ждать, когда его спросят, и получал словесное подкрепление. Со временем он научился поднимать руку и ждать, пока его спросят, наряду с другими учениками в классе.

Так он научился работать в паре, группе.

  1. Подражание видеозаписи – это подход, при котором ученика обучают

подражать определённому поведению, показывая ему видеозапись с другими детьми, проявляющими желаемое поведение. После просмотра, обсуждения, ученик пытается продемонстрировать такое поведение в общественной среде.

С помощью этого подхода наш Евгений научился не только выполнять утреннюю зарядку, но и проводить её. Ранее ребёнок испытывал дискомфорт от музыки, проявлял нежелание выполнять упражнения вместе с детьми в классе.

  1. Вмешательство при посредничестве сверстников – это подход, при

котором типично развивающихся сверстников привлекают к взаимодействию с учащимся с РАС, после предварительной подготовки – беседы.

Без дополнительной поддержки типично развивающиеся сверстники часто воздерживаются от контакта с учащимися с РАС.

Этот подход помогает развивать навыки общественных взаимодействий, повысить участие в образовательной деятельности и способствует благоприятному поведению и климату внутри детского коллектива.

 Этот подход мы с тьютором использовали для обучения ученика с РАС играть в шахматы.

Сначала тяжело было усадить Евгения за шахматную доску, так как он сразу настраивал себя на неудачу, кричал, убегал. Затем он учился наблюдать за играющими одноклассниками, а потом постепенно стали вовлекать его во взаимодействие с одноклассником. При этом я заметила, что такая игра является своего рода естественным подкреплением для ребёнка с РАС. Кроме того, помогает социальному взаимодействию.

При обучении учащегося с РАС, как правило, поведенческие подходы не работают по отдельности, а сочетаются между собой.

Приведем пример, Евгению необходимо выполнить самостоятельную работу.

Для этого разрабатываем с тьютором следующую образовательную методику:

  1. Подбираем для Евгения подходящие его уровню развития задание.
  2. Если задание новое, то даём инструкцию по его выполнению.
  3. Добиваемся самостоятельной деятельности, предоставляя подсказки от меньшей к большей. Когда Женя отвлекается, то показываем ему жестом на задание, можно подсказать словесно или помочь физически.
  4. За выполнение задания предоставляем прямое подкрепление – похвалу. Если единственного подкрепления по окончании задания недостаточно, то можно предоставлять дополнительные прямые подкрепления в ходе деятельности. Но постепенно идем к тому, что снижаем количество необходимых подкреплений в ходе выполнения задания, ведь ожидание подкрепления на каждом шагу идёт вразрез с внимательностью и умением сосредоточиться, а также   мешает обучению самостоятельности.

Таким образом, здесь мы используем два поведенческих подхода - Методику

предъявления/затухания подсказки и Прямое подкрепление. Сочетание данных подходов позволит учащемуся успешно справится с полученным заданием, а это значит, что мы исключили возможность нежелательного поведения во время урока.

Я привела лишь несколько примеров использования поведенческих подходов в обучении детей с РАС. На слайде в таблице они представлены более подробно, использование поведенческих подходов зависят от того, какую цель и задачи вы ставите перед собой, в какой ситуации и при каких обстоятельствах их будете использовать.

Ну и в заключении, хотелось бы сказать, что обучение ребенка с РАС- это достаточно сложный, но интересный процесс. Конечно, их нестандартное поведение иногда выбивает, но берёшь себя в руки и стараешься им помочь. Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спросить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в нашей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого слова «педагог» — ведущий за руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМ для проведения промежуточной аттестации по математике обучающихся с РАС (расстройствами аутистического спектра) 3 класс

Методический материал содержит КИМ, систему оценки и ключи для оценки знаний по математике обучающихся с РАС в конце третьего года обучения, занимавшихся по адаптированной образовательной программе....

Исследовательская работа как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

Вашему вниманию   представлены  педагогические разработки по реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебного предмета  «Окружающий  мир» по п...

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спектра 1 класса

                    Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекцио...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...

Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям....