Гуманно - личностный подход
учебно-методический материал по теме
Важнейшей доминантой и инструментом в формировании личности являются взаимоотношения участников педагогического процесса: их позиции, личностные оценки, коммуникации, поведение. Межличностное взаимодействие «учитель - ученик» определяется гуманно-личностным подходом.
Личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:
• Личностная ориентация (направленность) воспитания и образования;
• Гуманно-демократический стиль отношений;
• Общечеловеческие принципы гуманизма;
• Демократизация педагогических отношений как основы формирования демократической личности;
• Индивидуальный подход к ребенку;
• Принцип природосообразности обучения и воспитания;
• Опора на внутренние саморегулирующие механизмы развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_vystuplenie._gumanno-lichnostnyy_podkhod.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностный подход
Важнейшей доминантой и инструментом в формировании личности являются взаимоотношения участников педагогического процесса: их позиции, личностные оценки, коммуникации, поведение. Межличностное взаимодействие «учитель - ученик» определяется гуманно-личностным подходом.
Личностный (гуманно-личностный, личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:
- Личностная ориентация (направленность) воспитания и образования;
- Гуманно-демократический стиль отношений;
- Общечеловеческие принципы гуманизма;
- Демократизация педагогических отношений как основы формирования демократической личности;
- Индивидуальный подход к ребенку;
- Принцип природосообразности обучения и воспитания;
- Опора на внутренние саморегулирующие механизмы развития личности.
Стиль отношений
Для гуманно-демократического стиля отношений «учитель-ученик» характерны следующие черты.
- Духовная близость воспитателя и воспитуемого, перенесение акцента с формально-педагогических отношений на личностные. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
- Педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.
- Оптимистическая вера в ребенка, ожидание лучших проявлений его личности.
- Соучастие, сотрудничество, сотворчество.
- Школа является вторым домом для детей, это не введение в жизнь, а сама жизнь.
- Учитель идет «с детьми к предмету».
- Учеба приносит ребенку радость.
Демократизация отношений к учащимся требует от педагогов:
- не запрещать, а направлять;
- не принуждать, а убеждать;
- не командовать, а руководить;
- не управлять, а соуправлять;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Демократизация отношений означает защиту прав ребенка:
- на собственное мнение;
- на ошибку;
- на свободный выбор элементов педагогического процесса;
- на участие в общих делах класса, школы;
- на участие в управлении.
Центральной идеей гуманно-личностного подхода является отрицание авторитарных, императивных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе.
Культура общения
Под культурой общения подразумевается роль языка класса или школы, разумеется, не по формальному признаку, а по реально действующему и соответствующему семантике, тону, стилю и объему лексики: приказной или уважительный тон в различной школьной информации и документах. Как язык влияет на отношения «учитель-ученик», «администрация-учитель», «учитель-учитель» и т.д.?
Положительное стимулирование
Личностный подход предполагает ввести и включить в действие весь арсенал методов и приемов положительного стимулирования в сочетании с оптимистической гипотезой Макаренко, гуманистическим подходом Сухомлинского – Амонашвили, пропедевтическим лозунгом Шаталова «Все дети талантливы!». Отказываясь от прямого принуждения, учителя создают условия, необходимые для смены внешней стимуляции на внутреннюю, опираются на внутренние: потребности познания, самоутверждения, самовыражения, самоопределения, самореализации как на источники мотивации.
Пути и способы реализации требований без применения прямого принуждения:
- Учение с увлечением, рожденным интересным преподаванием (использование познавательной мотивации).
- Замена принуждения желанием, рождающимся от успеха (использование потребности самоутверждения).
- Требовательность без принуждения, основанная на доверии (использование высших нравственных позиций саморегуляции – совести, долга, чести, благодарности и т.п.).
- Применение косвенных требований через коллектив (использование стремление ребенка к защищенности).
- Предоставление учащимся свободы выбора и самостоятельности (удовлетворение потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации).
Методы и формы положительного стимулирования (поощрения): одобрение, похвала, благодарность, доверие, награда и т.д.
Учитель является источником стимулирующих положительных проявлений и интересов учащихся, поскольку он выступает перед ними носителем глубоких знаний, высокой эрудиции, образцом организации учебных действий. При этом его позиция – мудрый советчик, старший товарищ – есть позиция сотрудничества, сотворчества, соуправления.
Оценивание деятельности
Огромное значение для развития личности имеют методы и приемы оценивания деятельности учащихся.
В основе оценки работ должно лежать не сравнение детей, а видение сдвига, приращения развития. Прогрессивные методы: щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей – должны быть направлены, прежде всего, на:
- формирование чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности;
- формирование положительной Я-концепции личности;
- бесконфликтность учебной ситуации;
- участие коллектива в оценивании;
- постоянную возможность исправления и улучшения оценки;
- замену количественной оценки качественной.
Методика оценивания деятельности учащихся может быть значительно улучшена: дополнена, углублена, расширена с помощью:
- дифференциации оценки различных видов знаний (факты, законы, теории, методические, оценочные знания), умений (специальные, конструктивные и общей культуры труда) и способностей (память, логическое мышление, практическое применение знаний и т.д.);
- применения индивидуальных критериев достижений путем оценки изменения качеств личности ребенка вместо оценки их состояния;
- применения рейтинговых систем (перманентного накопления оценки) – зачетные книжки, карточки, картотеки, рейтинг активности и др.;
- применение мониторинговых (непрерывных) методов и приемов оценивания;
- введение дополнительных (качественных) характеристик уровня самостоятельности, отношения к делу, творческих проявлений (портфолио).
Комплексная, содержательная оценка дает личности более широкие возможности для удовлетворения и развития потребностей самосовершенствования, формирования положительной Я-концепции личности учащегося.
Таким образом, личностный подход реализуется в следующих направлениях:
- каждый ученик считается уникальной личностью, которую уважают, понимают, принимают, верят в нее.
- Создается такая обстановка учения, в которой каждый чувствует себя личностью, ощущает внимание лично к нему.
- Принуждение заменяется свободой творчества, выбора любых элементов педагогического труда.
- Организовывается «атмосфера успеха», помогающая детям учиться, обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Ребенок приучается видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих, осознавать причастность к своему коллективу и к социальному целому.
- Педагоги учатся завоевывать уважение и доверие учеников, относиться к себе самому как к личности и быть личностью.
Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных, творческих доминант поведения.
Учитель должен обладать творческим потенциалом, быть готовым к сотрудничеству с детьми и к работе с ними на основе демократических принципов.
Школа – территория любви, добра, творчества, свободной личности.
Resource id #2596По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные идеи гуманно-личностной педагогики.
Методические приёмы, применяемые в практике....
Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.
Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...
Доклад Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили
Особенности технологии...
Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.
Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничес...
Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.
Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....
Гуманно-личностный подход
выступление...