Основные идеи гуманно-личностной педагогики.
методическая разработка на тему

Ницевич Галина Петровна

Методические приёмы, применяемые в практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_amonashvili.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

«Педагогический процесс  только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

                                                                          (Ш. А. Амонашвили из книги «Педагогическая симфония»)

   Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта  «Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.

   Выбор приоритетов воспитания во многом зависит сейчас от мировоззрения учителя, так как идеология социалистической эпохи ушла в прошлое.

   Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно - нравственное воспитание детей.

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

   Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, интенции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями (их, кстати, не много), сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств Благородства. Воспитание человека Благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к Ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в Ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности Ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности Ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

   Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни», исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:

   Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов Школы Жизни:

1. Уроки познавательного чтения.

2. Уроки письменноречевой деятельности.

3. Уроки родного языка.

4. Уроки математических воображений.

5. Уроки духовной жизни.

6. Уроки постижения красоты.

7. Уроки планирования и деятельности.

8. Уроки смелости и выносливости.

9. Уроки о природе.

10. Уроки о мире наук.

11. Уроки общения.

12. Уроки иностранной речи.

13. Уроки игры в шахматы.

14. Уроки компьютерной грамотности.

   Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный Учитель.

7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления — непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

   В заключении статьи мне хочется привести отрывки из сочинений  четвероклассников    «Если б не было учителя».    

    «Учитель и школа – это одно единое. Учитель – это святой человек, учит только добру, его можно назвать Ангелом. Школа – это святое место, где всегда парит знание, добро и Ангелы. Учителя и школу нужно беречь, ведь они дают нам знания!» (Соколова Л.)

    «Если б не было учителя, было бы грустно. Кто бы нас учил красоте, добру?! Наши учителя – это частички нас. Они в сердце, в душе, в разуме. Учителя ведут нас к Свету. Жизнь без учителя, как жизнь без Героя. Жизнь уныла без учителя. Учителя –  как Боги, которые учат нас жить, любить, фантазировать». (Курш Д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

     Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничес...

Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.

Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Р...