Основные идеи гуманно-личностной педагогики.
методическая разработка на тему
Методические приёмы, применяемые в практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_amonashvili.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».
(Ш. А. Амонашвили из книги «Педагогическая симфония»)
Одним из направлений реализации национального приоритетного проекта «Образование» является совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
Выбор приоритетов воспитания во многом зависит сейчас от мировоззрения учителя, так как идеология социалистической эпохи ушла в прошлое.
Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно - нравственное воспитание детей.
Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, интенции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями (их, кстати, не много), сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств Благородства. Воспитание человека Благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к Ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в Ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности Ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности Ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни», исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов Школы Жизни:
1. Уроки познавательного чтения.
2. Уроки письменноречевой деятельности.
3. Уроки родного языка.
4. Уроки математических воображений.
5. Уроки духовной жизни.
6. Уроки постижения красоты.
7. Уроки планирования и деятельности.
8. Уроки смелости и выносливости.
9. Уроки о природе.
10. Уроки о мире наук.
11. Уроки общения.
12. Уроки иностранной речи.
13. Уроки игры в шахматы.
14. Уроки компьютерной грамотности.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный Учитель.
7. Гуманное педагогическое мышление требует адекватных понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.
8. Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.
Овладение основами гуманного педагогического мышления — непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.
В заключении статьи мне хочется привести отрывки из сочинений четвероклассников «Если б не было учителя».
«Учитель и школа – это одно единое. Учитель – это святой человек, учит только добру, его можно назвать Ангелом. Школа – это святое место, где всегда парит знание, добро и Ангелы. Учителя и школу нужно беречь, ведь они дают нам знания!» (Соколова Л.)
«Если б не было учителя, было бы грустно. Кто бы нас учил красоте, добру?! Наши учителя – это частички нас. Они в сердце, в душе, в разуме. Учителя ведут нас к Свету. Жизнь без учителя, как жизнь без Героя. Жизнь уныла без учителя. Учителя – как Боги, которые учат нас жить, любить, фантазировать». (Курш Д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.
Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...
Доклад Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили
Особенности технологии...
Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.
Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничес...
Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.
Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....
Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"
Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...
Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"
Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Р...