Рабочие программы 2 класс "Школа России"
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочие программы для 2 специального коррекционного класса VII вида по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы для 2 коррекционного класса УМК "Школа России" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 2 специального (коррекционного) класса VII вида общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования МБОУ СОШ № 5 ст. Марьинской
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуро- сообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
• здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане.
На изучение окружающего мира в первом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
2, 3 ,4 класс — 68 ч (34 учебные недели).
Содержание рабочей программы во 2 классе
Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года по усмотрению учителя в связи с освоением учащимися пройденных тем.
Изменение количества часов на изучение отдельных тем по окружающему мир
Основные темы курса во 2 классе | Авторская программа | Рабочая программа |
Всего | 68 | 68 |
Вселенная, время, календарь | 14 | 15 (+1) |
Осень | 16 | 17 (+ 1) |
Зима | 13 | 14 (+ 1) |
Весна и лето | 15 | 22 (+ 7) |
Резерв | 10 | - |
Рабочая программа составлена на основе авторской программы, а темы:
1. « Вселенная, время, календарь» увеличена на 1 час за счёт резервного времени;
2. «Осень» увеличена на 1 час за счёт резервного времени;
3. «Зима» увеличена на 1 час за счёт резервного времени;
4 «Весна и лето» увеличена на 7 час за счёт резервного времени.
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно- смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства и др.
Россия на карте, государственная граница России.
Moсква – столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человек
2 класс (68ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Вселенная, время, календарь (15 часов) | ||
Мы — союз народов России. Россия на глобусе и карте. Первое представление о РФ. Народы РФ, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. | Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культур- ные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ | |
Мы — жители Вселенной. Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли. | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию | |
Наш космический корабль — Земля (2 ч). Стороны горизонта. Компас. Глобус — модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. | По своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички. Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку. Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | |
Время. Настоящее, прошлое и будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц. Год. Часы — прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. | По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов | |
Сутки и неделя. Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи. Дни недели и их последовательность. | По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы- аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь». Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать ею рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю | |
Месяц и год. Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны. Последовательность месяцев в году. | Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени — месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков | |
Времена года. Четыре времени года (сезоны), их последовательная смена. Явления природы. Сезонные явления. | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в при роде с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены времён года иллюстрировать его рисунком. Приводить примеры явлений в неживой и живой природе в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы | |
Погода. Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр — прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям а рабочей тетради. Учиться рисовать условные знаки погодных явлений | |
Календарь — хранитель времени, страж памяти. Календарь как явление культуры. Наблюдения за телесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях | |
Красные дни календаря. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России. | Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (селе). Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией | |
Народный календарь. Народный календарь - сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. | Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением жи вотных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края | |
Экологический календарь. Что такое экология. Экологический календарь и его даты. | Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в соб ственном рисунке. Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате. Работать со взрослыми: организовывать праздники, по- свящённые экологическим дням (в течение года). Проектное задание: подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы. | ||
Осень (17 ч) | ||
Осенние месяцы. Народные названия осенних месяцев и старинные осенние праздники народов России. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России | |
Осень в неживой природе. Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. | По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по харак- терным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени | |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздник охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям | |
Звёздное небо осенью. Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлении древних и современных ученых. Созвездия Большая Медведица и Лебедь. | На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. | |
Трава у нашего дома. Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со взрослыми: определять с помощью атласа- определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания собственного рассказа о растении | |
Старинная женская работа. Работа со льном в жизни народов России. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в Костроме. | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы | |
Деревья и кустарники осенью. Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их ос Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. _ Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради | |
Чудесные цветники осенью. Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | Знакомиться с растениями цветника по материалам учеб ника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понра вившиеся растения, объяснять причины своих предпочте ний. Определять растения школьного цветника (2—3 предста вителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культур ным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать ре зультаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника | |
Грибы. Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение и роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики | |
Шестиногие и восьминогие. Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых. Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для написания собственных рас- | |
Птичьи секреты. Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам Гперелётные и зимующий Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя результаты работы фиксировать в виде рассказов, рисунков, фотографий | |
Как разные животные готовятся к зиме. Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособитель ное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики | |
Невидимые нити в осеннем лесу. Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информа цию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем- аппликаций и графических схем. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики | |
Осенний труд. Разнообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. | Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы | |
Будь здоров. Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры | |
Охрана природы осенью. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке. | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края. | ||
Зима (14ч) | ||
Зимние месяцы. Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев 'ПО картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето | |
Зима – время науки и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни | |
Зима в неживой природе. Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях а природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение зимы. | |
Звездное небо зимой. Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом- определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради | |
Зима в мире растений. Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растение зимой. Используя атлас-определитель, распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайше го природного окружения в зимнем наряде, выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены рас тения | |
Зимние праздники. Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям | |
Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | На основе собственного жизненного опыта отвечать на во просы о лекарственных растениях. По рисунку учебника узнавать названия наиболее распро странённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предло женные лекарственные растения и изготовленное из ни; сырьё, заполнять таблицу. Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь | |
Зимняя жизнь птиц и зверей. Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. | Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью атласа-определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком (фотографией) | |
Невидимые нити в зимнем лесу. Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях. Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи | |
В феврале зима с весной встречается впервой. Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края | |
Зимний труд. Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе. | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в ста- -рину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме | |
Будь здоров. Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры | |
Охрана природы зимой. Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы, формулировать соответствующие правила экологической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края. | ||
Весна и лето (22 ч) | ||
Весенние месяцы. Старинные и современные названия весенних месяцев и старинные весенние праздники народов своего края. Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. | Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия | |
Весна в неживой природе Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. | |
Весна – утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | Знакомиться по материалам учебника с народными тради циями встречи весны, инсценировать характерные празд ничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семей ный альбом», устно описывать представленные на них со бытия. Работая в группах, изготавливать (по схеме-инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради фотографии или рисунок праздника. | |
Звёздное небо весной. Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звездных картах. | Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выяв лять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком. Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради, применять освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом- определителем, фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий. Придумывать сказку о созвездиях весеннего неба. | |
Весеннее пробуждение растений. Какие растения называют раннецветущими и их разнообразие; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки цветения. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии. Использовать книгу «Зелёные страницы» и (или) другие источники информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении | |
Чудесные цветники весной. Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему. Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника | |
Весна в мире насекомых. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | Знакомиться по материалам учебника с весенними изме нениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимо связи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказы вать о них, достраивать схемы в рабочей тетради Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя | |
Весна в мире птиц и зверей. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краев, фиксировать её в рабочей тетради. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. Работая в паре, придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города (села), слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией | |
Невидимые нити в весеннем лесу. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. Характеристика деятельности учащихся Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу. Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке | |
Весенний труд. Работы людей весной в старину и в настоящее время. | Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе). Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами | |
Старинные весенние праздники. «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культурах разных народов. | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края, сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера | |
Будь здоров. Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | |
Охрана природы весной. Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России. | По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила эко логической этики. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокра щения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать со взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик для птиц и размещать его в подхо дящем месте. Проектное задание: составить фоторассказ о весенней прогулке. | |
Лето красное. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. | |
Летние праздники и труд. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних народных праздников в культуре народов своего края. | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | |
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края. Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. Встречи с народными мастерами. | ||
Резерв учебного времени (10 ч) |
Результаты изучения курса:
информация о выполнении практической части программы контрольных работ
Виды работ | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Итоговая комплексная работа | - | Итоговая комплексная работа (метапредметн.) |
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Коммуникативные
Предметные результаты
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 1.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 2.
Рабочие тетради
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 1.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 2.
Методические пособия
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая . Уроки по окружающему миру. 2 класс.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Кол-во часов | Содержание | Универсальные УУД | Дата проведения | Примечание |
Вселенная, время, календарь (15) | |||||
1. | 1 | Мы — союз народов России | Личностные: проявлять интерес к родной стране; позитивное отношение к процессу составления рассказа о своей стране. • осознавать свою самобытность Познавательные: -сравнивать, группировать предметы и их образы по заданным основаниям различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение; — соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение; — определять стороны горизонта, используя подсказки природы; Регулятивные: Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; — выполнять учебные действия в рамках учебного диалога; | ||
2. | 2 | Мы — жители Вселенной | |||
3. | 3 | Наш «космический корабль» - Земля | |||
4. | 4 | Наш «космический корабль» — Земля. | |||
5. | 5 | Время | Личностные: умения высказывать просьбы, предложения, несогласия в социально-приемлемой форме; проявлять интерес к изучению планеты, на которой живём, и желание узнать истину. Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям, определять взаимосвязь небесных объектов. Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона, выполнять взаимопроверку рабаты в парах. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общие решения, сдерживать себя, учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | ||
6. | 6 | Сутки и неделя | |||
7. | 7 | Месяц и год | |||
8. | 8 | Времена года | |||
9. | 9 | Осенние изменения в природе (экскурсия) | |||
10. | 10 | Погода | |||
11. | 11 | Погода. Метеорологи. | |||
12. | 12 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | |||
13. | 13 | Праздники для всех | |||
14. | 14 | Народный календарь | |||
15. | 15 | Экологический календарь. Работа эколога. | |||
Осень (17 ч) | |||||
16. | 1 | Осенние месяцы | |||
17. | 2 | Осень в неживой природе | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Регулятивные: формировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
18. | 3 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | |||
19 | 4 | Звездное небо осенью. Астрономы — кто они? | |||
20 | 5 | Трава у нашего дома | |||
21 | 6 | Деревья и кустарники осенью. | Личностные: обнаруживать настойчивость, терпение и умение преодолевать трудности. Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать действия партнера. | ||
22 | 7 | Экскурсия в парк. | |||
23 | 8 | Старинная женская работа | Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. Познавательные: сравнение и группировка предметов и свойств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
24 | 9 | Чудесные цветники осенью | |||
25 | 10 | Грибы | Личностные: проявление интереса к способ решения новой частной задачи, желание учиться. Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное Регулятивные: формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение в рамках совместной учебной деятельности высказывать свою точку зрения. | ||
26 | 11 | Шестиногие и восьминогие | |||
27 | 12 | Птичьи секреты | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Познавательные: анализ и синтез, сравнение объектов; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки. Коммуникативные: умение вступать в беседу, высказывая свою точку зрения в социально-приемлемой форме. | ||
28 | 13 | Как разные животные готовятся к зиме | |||
29 | 14 | Невидимые нити в осеннем лесу | Личностные: умение сдерживать себя, высказывать свое несогласие в социально-приемлемой форме. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного). Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения. | ||
30 | 15 | Осенний труд | |||
31 | 16 | Будь здоров! | Личностные: заинтересованность в получении совета и консультации с целью улучшения учебных результатов. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты. Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | ||
32 | 17 | Охрана природы осенью | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа»,;проявлять уважение и любовь к животному миру. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты. Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | ||
Зима (14 ч) | |||||
33 | 1 | Зимние месяцы | |||
34 | 2 | Зима — время науки и сказок | |||
35 | 3 | Зима в неживой природе | |||
36 | 4 | Звёздное небо зимой | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности:«родина», «природа», «семья»;проявлять уважение к своей семье, к своему городу. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты. Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
37 | 5 | Зима в мире растений | |||
38 | 6 | Экскурсия в парк. | Личностные: старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного). | ||
39 | 7 | Зимние праздники | |||
40 | 8 | Растения в домашней аптечке | Личностные: проявлять интерес к ведению диалога с автором текста. Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, и находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: формировать умение применять правила взаимодействия со взрослыми и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение обосновывать высказанное суждение. | ||
41 | 9 | Зимняя жизнь птиц и зверей | |||
42 | 10 | Невидимые нити в зимнем лесу | Личностные: старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме. Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы, и находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные: формировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
43 | 11 | В феврале зима с весной встречается впервой | |||
44 | 12 | Зимний труд | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», проявлять уважение и терпение к окружающему миру. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий. Регулятивные: формировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: способность при работе в паре и группе контролировать, оценивать действия партнеров. | ||
45 | 13 | Будь здоров! | |||
46 | 14 | Охрана природы зимой | Личностные: старание высказывания просьб, предложений, несогласия в социально-приемлемой форме. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные: формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
Весна и лето (22 ) | |||||
47 | 1 | Весенние месяцы | Личностные: старание высказывания просьб, предложений, несогласия в социально-приемлемой форме. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Регулятивные: формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение договориться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | ||
48 | 2 | Весна в неживой природе | |||
49 | 3 | Весна — утро года | |||
50 | 4 | Звёздное небо весной | |||
51 | 5 | Весеннее пробуждение растений | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа»;проявление интереса к устной форме общения. Познавательные: умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Регулятивные: формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: способность при работе в паре контролировать и оценивать действия партнера. | ||
52 | 6 | Чудесные цветники весной | |||
53 | 7 | Весна в мире насекомых | |||
54 | 8 | Весна в мире птиц и зверей | |||
55 | 9 | Невидимые нити в весеннем лесу | Личностные: старается сдерживать себя, обнаруживает умение преодолевать трудности. Познавательные: умение находить необходимую информацию в учебнике, определять тему, умение строить речевое высказывание. Регулятивные: формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: оформление своей мысли в устной и письменной речи, умение обосновать высказанное суждение. | ||
56 | 10 | Экскурсия в парк. | |||
57 | 11 | Весенний труд | |||
58 | 12 | Старинные весенние праздники | |||
59 | 13 | Будь здоров! | Личностные: старание сдерживать себя, высказывать просьбы и несогласия в социально-приемлемой форме. Познавательные: умение находить необходимую информацию в учебнике и предложенной учителем дополнительной литературе. Регулятивные: формировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы. | ||
60 | 14 | Охрана природы весной | |||
61 | 15 | Итоговое тестирование по курсу. | Личностные: проявление интереса к процессу учения, положительное отношение к школе. Познавательные: сравнение и группировка предметов и их образов по заданным основаниям, использование готовых знаково-символических средств для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
62 | 16 | Работа над ошибками | |||
63 | 17 | Лето красное | |||
64 | 18 | Летние праздники и труд | |||
65 | 19 | Обобщающий урок-игра по курсу. | |||
66 | 20 | ||||
67 | |||||
68 | Экскурсия в музей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....
рабочая программа "Школа России"
материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...