анализ работы гупп продленного дня
методическая разработка на тему

В документе представлен  анализ работы групп продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_gpd_12-13_god_godovoy_format_-_kopiya.docx72.86 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы ГПД

1. Содержание и основные направления работы ГПД.

Создавая единую систему урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД определило основные направления деятельности воспитателя ГПД:

  1. Сохранить здоровье детей.
  2. Обеспечить высокое качество учебной деятельности, самостоятельности учащихся.
  3. Охватить всех воспитанников ГПД разносторонне развивающей деятельностью.

В данной связи была выделена цель: Организация структуры занятости учащихся во внеучебное время, направленное на формирование процесса воспитания и образования для всестороннего развития личности учащегося.

Достижение данной цели предполагает решение задач:

  1. Образовательные: Повышение качества обученности учащихся путем организации рационального режима самоподготовки.
  2. Воспитательные: Обеспечение единства историко-патриотического, физкультурно-оздоровительного, экологического, трудового, нравственного, эстетического и гражданско-правового воспитания личности.
  3. Развивающие: Развитие речи, мышления, памяти, внимания, культуры общения, двигательной и эмоциональной сфер личности воспитанника.

Кроме того, по итогам 2011-2012 учебного года  были определены приоритетные направления работы групп продленного дня:

  1. Рациональное комплектование групп и составления режима дня с учетом возрастных особенностей детей, санитарных норм, а также правил и пожеланий родителей.
  2. Разработка и вооружение воспитателей методикой  по развитию ученического самоуправления
  3. Систематизация накопленного опыты путем создания копилки идей воспитательной работы, видеофильмов и презентаций о работе в ГПД.
  4. Развитие системы физкультурно-оздоровительной работы в ГПД в тесной связи с программой реализации здоровье сбережения, качественного развития объединений дополнительного образования в структуре группы продленного дня и по многочисленным просьбам родителей организовать построении работы ДО таким образом, чтобы каждый учащийся мог  посещать в ГПД объединения различной направленности.  
  5. В рамках реализации программы здоровья сбережения необходимо ввести в ГПД еженедельный развивающий час, по теме «Здоровье сберегающая среда».
  6.  Расширение работы школьной психолого-логопедической службы в ГПД с целью коррекции нарушений в речи и письме учащихся, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности учащихся.
  7.  Развитие системы художественно-эстетической работы в ГПД.
  8. Организация работы ГПД по просмотру и обсуждению классических российских фильмов и мультфильмов с целью формирования у учащихся эстетического вкуса.

По итогам 2012-2013 учебного года можно сказать, что основные моменты данных направлений  получили свое развитие и выполнены.

  1. Комплектование ГПД.

В ходе работы по комплектованию групп продленного дня были просмотрены заявления родителей на  зачисление их детей, учащихся в 1-4 классах, в группу продленного дня. В ходе анализа было установлено, что от родителей поступили заявления на зачисление в ГПД:

Класс

1

2

3

4

Всего

Корпус 1

32

54

26

26

138

Корпус 2

33

54

28

25

140

Корпус 3

20

6

17

9

52

Всего

85

114

71

60

330

Для наиболее рациональной работы учащиеся были созданы группы, учитывающие возрастные особенности учащихся, расписание первой половины дня,  запросы родителей.

Единая система воспитания требует единого режима работы ГПД, который создавался с учетом цели и задач, стоящих перед воспитателями. Главная задача режима – сформировать определенный порядок дня с учетом педагогических и физиолого-гигиенических требований: стабильность режимных моментов, своевременное горячее питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, организация учебной деятельности учащихся (самоподготовка), смена видов деятельности.

     Режим работы ГПД определялся  в соответствии с запросами  родителей и наличием педагогических кадров.

При анализе заявлений родителей было выяснено, что большинство учеников 1-4 классов нуждаются в ГПД ежедневно до 17.30-18.00 часов. Наибольшее количество заявлений в ГПД поступило от родителей учащихся 1-х и 2-х классов корпусов 1, 2,  поэтому для них были открыты две  и  три группы  продленного дня соответственно. В корпусе №2 родители учащихся 3-4 классов выдвинули запрос о посещении их детьми ГПД  до 15.30- 16.30. С учетом пожеланий родителей большая часть групп  работала до 18.00 ч., а для детей,  остающихся в школе  позднее, работала  дежурная группа  до 18.30 -19 .00.

     Для рациональной работы ГПД были организованы 12  групп:

Корпус

Группа №

 Кол-во детей

Класс

Корпус №1

1-1

32

1 а,б

2-1

26

2а,б

3-1

28

4-1

26

3а,б,в

5-1

26

4а,б,в

Корпус №2

1-2

33

1 а,б

2-2

29

2а,б

3-2

25

4-2

28

3а,б

5-2

25

4 а,б

Корпус №3

1-3

26

1а, 2а

2-3

26

3а,б 4б

При формировании групп учитывались

  1. возрастные особенности – в одну группу объединялись дети 1-2 и 3-4 классов,
  2. работа первой половины дня – при равных условиях учеников одного класса записывали в одну группу,
  3. потребность родителей в группе – режим работы группы строился так, чтобы примерно все ученики уходили в одно время.

Таким образом, сводный  режим работы групп можно представить в таблице:

группа

Режим работы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1-1

12.15-18.15

12.15-18.15

13.15-19.15

12.15-18.15

12.15-18.15

2-1

12.15-18.15

12.15-18.15

12.15-18.15

12.15-18.15

12.15-18.15

3-1

13.30-17.30

13.30-17.30

12.30-18.30

12.30-18.30

12.30-17.30

4-1

12.30-18.30  

12.30-18.30  

12.30-18.30  

12.30-18.30

12.30-18.30  

5-1

12.30-19.30  

12.30-16.30  

12.15-18.15

13.30-16.30  

12.30-18.30  

1-2

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

2-2

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

3-2

12.20-16.20

13.20-16.20

12.20-15.50

13.20-16.20

12.20-13.50

4-2

12.20-16.20

12.20-16.20

12.20-15.20  

12.20-16.20

13.20-16.20  

5-2

12.20-15.20

13.20-15.20

12.20-14.20

12.20-13.20

12.20-14.20

1-3

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

2-3

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

12.20-18.20

В 12 группах продленного дня работали  15 учителей и воспитателей.

ФИО воспитателя

Основная пед. нагрузка

Образование

1

воспитатель

Высшее непедагогическое

2

воспитатель

Среднее непедагогическое

3

учитель

Высшее педагогическое

4

учитель

Высшее педагогическое

5

учитель

Высшее педагогическое

6

воспитатель

Высшее педагогическое

7

воспитатель

Неоконченное высшее

8

воспитатель

Среднее специальное

9

учитель

Высшее педагогическое

10

учитель

Высшее педагогическое

11

учитель

Высшее педагогическое

12

учитель

Высшее педагогическое

13

учитель

Высшее педагогическое

14

воспитатель

Высшее педагогическое

15

воспитатель

Среднее специальное педагогическое

Образование

Высшее непедагогическое

Среднее непедагогическое

Высшее педагогическое

Неоконченное высшее

Среднее специальное

Количество человек

1

1

10

1

2

Таким образом, видно, что большинство воспитателей ГПД имеют высшее педагогическое образование, что положительно сказывается на работе групп.

  1. Режим  и дополнительное образование в ГПД.

Режим работы ГПД определялся индивидуально для каждой группы с учетом

возрастных особенностей детей и в соответствии с расписанием учебных занятий и требованиями Санитарных правил.

Посещаемость детьми групп продленного дня контролировалась и проводилась сверка состава учащихся в ГПД.

Обязательным моментом работы ГПД являлась прогулка, организованная после обеда перед самоподготовкой. В то время, когда продолжительность светового дня это позволяла, в группах проводилась дополнительная прогулка, организованная перед обедом или после самоподготовки и часов развития. Общая продолжительность прогулки составляла от 1,5 часов (для учащихся 4 классов) до 2-2,5 часов (для учеников 1-3 классов). Естественно, что на продолжительность проведения прогулки влияли и погодные условия (осадки, температура воздуха).

В результате организации прогулок были проведены разнообразные мероприятия:

  1. Экскурсии (по району, к памятникам, в природу, в общественные места с целью ознакомления с различными профессиями жителей города, образовательные экскурсии в музеи).
  2. Игры и развлечения, в результате которых дети знакомились с национальными традициями и играми народов мира.
  3. Пешеходные тематические прогулки.

Расписание второй половины дня в школе составлялось с учетом  режима дня в ГПД, чтобы дать возможность учащимся наиболее полно посещать объединения дополнительного образования, предоставляемого школой.

Современная парадигма образования среди задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями, определяет приоритет задачи становления личности, удовлетворения ее образовательных потребностей. Одним из эффективных средств ориентации обучения на удовлетворение образовательных потребностей учащихся является дополнительное образование.

Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Содержание дополнительного образования детей включает:

  1. рекреативно-оздоровительное развитие ребёнка;
  2. организацию социального опыта;
  3. психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
  4. персонификацию объёмов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

Во всех перечисленных элементах содержания ДО четко прослеживается здоровье сберегающая направленность.

Исходя из требований к современной школе, система ДО на сегодняшний день направлена не только на сохранение, но и на непосредственное улучшение здоровья детей,  и широко развита. При этом под здоровьем подразумевается не только физическое, но и нравственное.

Для поддержания и укрепления здоровья работают следующие спортивные объединения: ритмика, каратэ, гандбол, бально - спортивные танцы, футбол, теннис, шоу-группа «Каникулы». Они способствуют укреплению костной и сердечно - сосудистой системы, коррекции осанки, развитию координации, профилактике простудных заболеваний.

Социально-эстетическую направленность имеют такие объединения как: «Самоцветы», ИЗО, вязание, валяние, «Свирель», фортепиано,  акварель, основы религиозной культуры.

Научно-техническое направление представлено в школе объединением «Занимательная информатика», «В мире логики»,  «Техническое моделирование»

Всего в объединениях ДО, представленных в ГБОУ СОШ №1010,  занимается 244 ученика из 330 (74 %). Распределение воспитанников по ДО можно представить систему наглядно:

Результаты деятельности своих товарищей – участников ДО - воспитанники ГПД могли оценить, посетив праздничные концерты, совместные мероприятия, открытые занятия в объединениях дополнительного образования, спортивные соревнования, выставки работ в рекреациях и в классных комнатах.

Это в свою очередь качественно повлияло на работу по активизации двигательной активности детей, добавляя и расширяя ее путем проведением спортивных часов и прогулок в ГПД.

Для достижения целей сохранения и укрепления здоровья детей система совместной работы ГПД и дополнительного образования построена с учётом следующих факторов:

  1. индивидуализации:

a)Наличие выбора здоровье сберегающих объединений для детей различной степени физической подготовленности;

б)Разделение детей на группы по степени подготовленности в здоровье сберегающих;

  1. непрерывности – программы некоторых объединений рассчитаны на несколько лет обучения;
  2. вариативности – изменение набора объединений с учетом современных тенденций;
  3. соблюдения норм САНПИН – расписание ДО  составлено по возможности близко его требованиям
  4. доступности – платное, бесплатное.

В целях воспитания здоровых и нравственно полноценных детей была разработана система ДО непосредственно в начальной школе с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьного возраста, а именно для групп продлённого дня.

Всё вышесказанное свидетельствует о продуктивном взаимодействии систем ДО и ГПД.

Активная разъяснительная работа с родителями учащихся и расширение форм внеурочной работы, проведение консультаций по предметам учителями, развитие и использование объединений дополнительного образования помогли заинтересовать и привлечь учащихся в ГПД, создать и развивать в условиях продленного дня атмосферу педагогического влияния на личность школьника.

Выводы.  

При организации работы объединений дополнительного образования решались не только проблемы занятости детей во второй половине дня, но и предоставлялась возможность учащимся развивать свои творческие и познавательные интересы.

  1. Особенности планирования работы воспитателей в ГПД.

Все воспитатели групп продленного дня имеют планы работы на год, месяц и ежедневные. Определены цели и задачи работы в каждой группе с учетом возрастных норм и  возможностей учащихся, потребностей, предъявленных родителями.

Воспитатели ГПД разработали план работы на год, утвердив его на методическом объединении учителей и воспитателей начальной школы. При  необходимости в процессе работы учителя – воспитатели вносят в план коррективы. В плане указывается комплекс организационных, учебных, воспитательных, оздоровительных и других мероприятий. При этом степень вовлеченности воспитанников той или иной группы в каждое планируемое мероприятие обязательно согласуется с состоянием здоровья детей, социальным составом групп, учитываются  интересы и склонности учащихся.

На основании единого для школы годового плана каждый воспитатель строит свой план на месяц. Здесь уже более конкретно расписывается проведение планируемых мероприятий, указываются общие для групп моменты, и планируется индивидуальная работа каждой группы.  

Важным педагогическим требованием к планированию работы в ГПД является согласованность плана воспитателя с планом учителя; контроль взаимодействия осуществляют заместитель директора  по УМР --., руководитель ДО --.  и специалист по  ГПД --., ответственные за работу ГПД по корпусам  --. и --.

 Согласованность работы учителя и воспитателя дает возможность вести в ГПД целенаправленную планомерную учебно-воспитательную работу. Естественная согласованность действий выразительно прослеживается, когда воспитателем группы является  учитель первой ступени (а таких воспитателей 7: --., --., --., ---., --., --., --. ).

Вошло в практику и совместное проведение воспитателями нескольких групп различных мероприятий. Примером этого могут служить мини-экскурсии по микрорайону,  экскурсии в музеи, «домашние концерты» к праздникам, викторины, организованные совместно воспитателями групп №№ 3 и 5, шахматно-шашечный турнир между воспитанниками групп №№ 4 и 5.

 Взаимопосещения педагогами уроков и самоподготовок, организация и качественное проведение консультативных часов в группах  помогает уточнить план работы с воспитанниками. Разрабатываются единые требования к учащимся (правила самостоятельной работы, ведения тетрадей, режим устной и письменной речи и др.), корректируется объем домашних заданий, выявляются возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки, реализуется индивидуальный подход к воспитанникам.

Лучших результатов достигли те воспитатели, которые согласовали план работы своей группы с планами работы психологов, педагогами объединений дополнительного образования.

Выводы.

Координация деятельности воспитателей, осуществляемая зам. директора по УМР Дильдиной Н.Н., руководителем  ДО --  и специалистом  по  ГПД --., позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и наиболее эффективные пути для улучшения организации работы.

5. Контроль работы ГПД.

Для обеспечения контроля и оценки состояния работы в ГПД в план ВШК были внесены тематические проверки. За текущее полугодие было проверено:

  1. Посещаемость учащимися ГПД (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май)
  2. Оформление документации ГПД (сентябрь, октябрь, декабрь, март, май)
  3. Проведение самоподготовки (сентябрь, октябрь, ноябрь, март)
  4. Организация  и проведение часов развития  (октябрь, февраль)
  5. Соблюдение санитарно-гигиенических требований  (сентябрь, декабрь, февраль, апрель)
  6. Двигательный режим (ноябрь, март)
  7. Индивидуальная работа с мотивированными учащимися (декабрь, март)
  8. Организация работы по сохранению здоровья детей (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, май)

Многие проверки были осуществлены в рамках контроля данных направлений деятельности в ГПД.  Анализ работы позволил вскрыть недостатки, установить их причины и частично устранять их, а также выявить передовой опыт.

Проверка планирования работы воспитателей, ведения документации, соблюдения режима дня показала, что ГПД работают в оптимальном режиме, все условия для функционирования этих групп созданы. В то же время были выявлены нарушения режима работы группы  воспитателем П., которая не уделяет должного внимания организации воспитательной работы и самоподготовке в группе. Как результат – резко снизилась посещаемость детьми в ее ГПД, возникает много нареканий и со стороны родителей тех детей, которые продолжают посещать группу. В связи с этим работа воспитателя П. сначала была взята на персональный контроль, а с четвертой четверти группа была расформирована.

Проверка организации работы со слабоуспевающими учащимися позволяет сделать вывод, что в ГПД ведется систематическая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении. Выполнение домашних заданий под присмотром педагогов, посещение консультативных часов, беседы с учителями и  занятия со школьным психологом  позволяют  в той или иной мере поддержать ребенка, повысить его веру в свои силы, преодолеть состояние «школьной неуспешности» .

Однако, следует отметить, недостаточную работу в группах по организации самостоятельного чтения, что в свою очередь, негативно сказывается на умении учащихся работать с текстом и снижает качество понимания прочитанного и выполнения устных домашних заданий.

Для преодоления причин отставания школьников в учении воспитателям ГПД были рекомендованы основные приемы педагогического воздействия:

1. Максимальная индивидуализация учебной деятельности и воспитания.

2. Педагогическая работа с родителями.

3. Специальная помощь психолога и логопеда.

Для реализации указанных приемов были даны рекомендации:

1. На самоподготовке в ходе самостоятельной работы проводить разбивку на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

2. Осуществлять строгий контроль  учебной деятельности (проверка всех учебных заданий у слабо успевающих).

3. Индивидуализировать обучение (создать благоприятную социально-психологическую обстановку для детей в группе, дифференцировать требования к ним).

4. Стимулировать любую учебную деятельность (поощрение, создание ситуации успеха).

5. Организация работы в парах, когда более сильный ученик корректирует действия более слабого.

Проверка организации работы с мотивированными детьми позволяет говорить о том, что в работе были охвачены все четыре основных сферы ребенка: моторика, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Успешному развитию познавательной активности учащихся способствует наличие у них сформированного познавательного интереса; поэтому перед воспитателями ГПД стоит задача формировать данный интерес. В согласовании с психологической службой школы и учителями - предметниками кроме консультативных часов в группе и индивидуально-групповых занятий проводились релаксация, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная  гимнастика.  Кроме того,  развивающие часы в ГПД также работают на повышение уровня мотивации: дидактические игры («Что? Где? Когда?», «Веселый счет»),  турниры «Знатоков», составление тематических  ребусов, кроссвордов, проведение викторин – все это работает на повышение мотивации, позволяет детям пробовать свои силы в различных отраслях знаний и создает ситуацию успеха. Особо значимую работу в этом направлении проводили воспитатели --. ( группа №4-1), --. (группа № 3-2), --. (группа № 2-3).

Создание единого образовательного пространства в учебное и послеурочное время позволило говорить о необходимости разработки оптимальных условий для деятельности учащихся. Показателями учебных возможностей обычно считают уровень обучаемости и уровень работоспособности учащихся. Но кроме этого, важным фактором успешной учебной деятельности являются и учебные возможности ученика.

Выводы.

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в группах продленного дня тесно связано с научной организацией труда.
  2. Повышение эффективности внутри школьной работы связано с правильным подбором, расстановкой, повышением теоретического уровня педагогических кадров.

4.а. Физкультурно-оздоровительная работа в ГПД.

Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Нагрузки на детский организм огромные, поэтому очень важно оптимизировать учебный процесс. Огромную роль в этой связи играет физкультурно-оздоровительная работа, т. к. работоспособность и здоровье, – важнейшие условия учебной работы.

Группы здоровья учащихся, посещающих ГПД  

группы

кол-во детей

I гр.зд

II гр.зд

III гр.зд

IV гр.зд

V гр.зд

итого

331

53

244

28

1

2

№1-1

31

2

29

0

0

0

№2-1

26

2

23

1

0

0

№3-1

28

6

20

2

0

0

№4-1

26

1

21

3

0

0

№5-1

26

2

18

4

0

0

№1-2

37

12

21

4

0

0

№2-2

27

7

18

1

0

1

№3-2

25

7

16

2

0

0

№4-2

27

4

18

5

0

0

№5-2

25

8

16

1

0

0

№1-3

27

1

24

1

1

0

№2-3

26

1

20

4

0

1

Учитывая, что большинство детей имеют вторую группу здоровья, особое внимание в работе ГПД уделяется сохранению и укреплению здоровья воспитанников, что и определяет  основную цель физкультурно-оздоровительной работы в ГПД (воспитание здорового и физически  грамотного человека) решается общими задачами:

  1. развивать и формировать общественно ценные отношения к разносторонней физкультурно-спортивной деятельности как средству, укрепляющему здоровье,
  2. развивать и формировать социально значимые и жизненно необходимые потребности в этом виде активной досуговой деятельности,
  3. развивать и формировать общие способности, обеспечивающие полноценный характер двигательной деятельности, полезной для гармонического развития форм и функций  организма и укрепления физического здоровья учащихся.

   Отлично понимая, что укрепление здоровья и физическое развитие детей являются частью педагогического процесса, воспитатели групп вводят во внеурочные занятия физкультурно-спортивную деятельность как неотъемлемую часть активного отдыха детей на воздухе. При организации подвижных и спортивных игр, соревнований, воспитатели придерживаются частных требований, таких, как:

  1. занятия проводятся в щадящем режиме (в группе находятся ученики, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от уроков физвоспитания),
  2. в занятиях в равной мере участвуют все школьники, даже освобожденные от физкультуры,
  3. на них преобладает занимательность, состязательность,
  4. общеразвивающий характер занятий не вызывает необходимости формировать специальные спортивные способности,
  5. игровые моменты пронизывают все содержание занятий этого типа,
  6. при организации двигательной деятельности упор делается на естественные и выработанные на уроках физкультуры навыки.

   В зависимости от того, где проводится занятие, воспитатели всегда показывают ученикам пространство, где они могут находиться, категорически запрещая отлучаться без их ведома и выходить за указанные границы.

    При организации экскурсий на воздухе воспитатели приспосабливаются к особенностям местности, в которой находится школа, соблюдая наиболее значимые требования к ее маршруту:

  1. безопасность,
  2. наличие познавательных объектов,
  3. места для кратковременного отдыха,
  4. возможность возвращения в школу другой дорогой и т. д.

   Поскольку все эти занятия проводятся на воздухе, воспитателям нередко приходится прибегать к различным приемам опеки школьников при выборе одежды. Сюда входит и строгий контроль внешнего вида ученика, и беседы с родителями и лицами, их заменяющими о форме одежды для ребенка, посещающего ГПД, и обучение детей содержанию в порядке своей одежды.

    Проветривание и влажная  уборка кабинетов во время нахождение детей на воздухе  так же оказывает позитивное воздействие на сохранение здоровья детей.  

        Отдохнувшие, без признаков усталости и возбуждения  дети быстрее начинают работу по самоподготовке и успешнее справляются с ней. Правильное чередование учебного труда и отдыха крайне необходимо в детском возрасте, поэтому приготовление домашних заданий во время самоподготовки прерывается для выполнения несложных физических упражнений – физкультминуток и индивидуальных физкультпауз.

     Система представленного в ГПД школы дополнительного образования также направлена на формирование у учащихся правильного взгляда на сохранение своего здоровья и развитие физкультурных навыков.    Ученики, стремящиеся получить определенное спортивное образование, посещают бальные танцы и ритмику, теннис,  футбол, баскетбол, каратэ.

       Все проводимые в группах продленного дня занятия составлены с учетом и соответствуют нормам САНПиН.

Очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, выработать у него положительное отношение к гигиеническим  знаниям. Воспитатели проводят беседы, учат поддерживать порядок на рабочем месте, содержать в чистоте свою одежду, обувь, книги и т. д.

Примером таких мероприятий могут служить беседы «Я здоровье берегу» (гр. № 1-1 20.09.12) – воспитатель --.,  «Питание и здоровье» (гр.№5-1 7.09.12) – воспитатель --., «Советы Айболита» (гр.№2-3  30.10.12) – воспитатель --., «Здоровый образ жизни» (гр. №1-3 29.11.12) – воспитатель -- и т. п.

Воспитатели же стараются учитывать индивидуальные особенности детей, организуют работу так, чтобы и отдых, и учеба проходили в спокойной, естественной атмосфере. Активно вводится воспитателями во время занятий разнообразные творческие задания, направленные на развитие внимания, памяти и других важных психологических функций.

Выводы.

  1. Физкультурно-оздоровительная работа в ГПД ведется системно. Положительным является то, что у младших школьников имеется большое многообразие режимных моментов, прямо или косвенно влияющих на величину двигательной активности (физкультминутки во время самоподготовки, спортивный час, подвижные игры, спортивные соревнования, прогулки, объединения ДО)
  2. При организации физкультурно-оздоровительной работы в ГПД положительное влияние может оказать и привлечение к руководству занятиями старшеклассников и родителей, занимающихся или занимавшихся спортом.

4.б. Учебная деятельность в ГПД.

Важнейшей задачей школы является формирование у ребенка умения учиться, т.е. умения «учить себя», и формирование этих умений начинается с правильной организации умственного труда.

Учебная деятельность в целостном учебно-воспитательном процессе в группах продленного дня представлена таким важным видом обще развивающих занятий как самоподготовка.

  Самоподготовка – ежедневное учебное занятие учащихся в группах продленного дня, предусматривающее выполнение заданий учителей. Необходимость и обязательность самоподготовки в режиме дня постепенно осознается учениками, самостоятельная учебная работа со временем становится для них привычным занятием. То, что ею руководит воспитатель, только ускоряет и облегчает этот процесс.

   Установление рационального режима самоподготовки для учащихся в соответствии с их возрастом, создание нормальных санитарно-гигиенических условий, введение разумного соотношения времени для учебных занятий и отдыха устраняют причины, вызывающие непродуктивные затраты времени.

   Воспитатели стремятся обеспечить нормальные условия для самоподготовки  школьников. В младшей группе воспитатель сначала сам намечает план самоподготовки, устанавливает последовательность операций, требует навести порядок на рабочих местах. Позднее, когда дети начинают привыкать к этому, воспитатель постепенно доверяет своим воспитанникам самим справиться с этой подготовительной работой в начале занятий. В дальнейшем же полностью предоставляет им право выбора путей и средств выполнения заданий учителя.

   Для поддержания сил учащихся во время самоподготовки воспитатели групп устраивают непродолжительные перерывы, снимающие статистическое напряжение тела.

   Учащиеся, выполняя уроки в группе продленного дня, трудятся самостоятельно. Условие и содержание задания  раскрываются при помощи печатного слова. Для успешного руководства учебной работой школьников во время  самоподготовки воспитатели готовы разобраться в возникших затруднениях, оказать помощь, устранить промахи, допущенные детьми,  направить  деятельность всей группы в целесообразное и эффективное русло, проверить, оценить и подвести итоги их работы, сделать нужные выводы для детей, родителей, себя и учителей.

     Из сильных детей  в 3-4 классах созданы группы взаимопомощи. Детям нравится примерять роль учителя. Своим подопечным они стараются объяснить, как надо выполнять то или иное задание, причем подходят к этому очень ответственно.

     Таким образом, мы пришли к выводу, что работы групп взаимопомощи (на определенном этапе) очень эффективны во время самоподготовки.

Научно обоснованный режим дня, точный распорядок занятий, правила для учения, общепринятые нормы поведения упорядочивают учебно-воспитательный процесс в школе. Поэтому воспитатели ГПД много времени и внимания уделяют формированию четкого представления о структуре и распорядке учебного дня.

Индивидуальное обучение предполагает создание благоприятной социально-психологической обстановки для детей в группе, дифференциацию требований к ним.

В большинстве же групп хорошо организована индивидуальная работа с детьми (с учетом их психосоматических особенностей). Кропотливая и продуманная работа воспитателей Камышановой Л. Н. и  Ивановой Е.В.  способствует достижению хороших результатов.

Особо следует отметить организацию работы по самоподготовке и группах начинающих воспитателей --. и --., которые, обращаясь за советом к более опытным товарищам, смогли организовать работу по выполнению домашних заданий младших школьников так, что дети успевают выполнить основную часть работы в группе.

Выводы.

  1. На самоподготовках воспитатели используют такие эффективные методы работы,  как  - взаимопомощь и взаимопроверка учащихся

      - дозированная помощь

                   - разбиение процесса усвоения сложного материала на более простые этапы и т. д.

  1. Для оказания помощи воспитанникам воспитатели включают такие виды деятельности, как повторение учебного материала для ликвидации пробелов в памяти учеников, инструктирование при выполнении заданий, стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха).

4.в.  Воспитательная работа в ГПД.

    Хотя в группе продленного дня уроки не проводятся, но их влияние на выбор внеурочных занятий сказывается во всем. Следовательно, в ГПД  могут быть использованы лишь те развивающие занятия, которые сохраняют ведущее положение уроков и самоподготовки. Их взаимоотношение строится так же, как соотносятся друг с другом труд и отдых, который нужен для того, чтобы восстановить силы для труда.

   Все занятия функционально зависимы друг от друга в недельном режиме, так как одинаково служат целям общего развития детей, рационального удовлетворения их потребностей в движении, общении и эмоциональной разрядке. Эти занятия усиливают воспитательную функцию школы.

    При составлении недельного расписания обще развивающих занятий  для групп продленного дня школа должна  придерживается правил:

  1.  В каждый день недели всегда планируются два занятия: занятие на воздухе и занятие в помещении.
  2. Занятия школьных кружков, секций планируются на то время, когда проводятся обще развивающие занятия в группах.
  3. План общешкольных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой.
  4. Расписание обще развивающих занятий групп утверждается руководителями школы точно так же, как и расписание уроков.
  5. Расписание занятий стабильно, как и расписание уроков. Внесение изменений в расписание уроков требует пересмотра расписания занятий в группе.

   Одним из требований к выбору форм проведения занятий  является соблюдение принципа разнообразия. В течение года все занятия могут иметь отличное друг от друга организационное оформление. Элемент неожиданности и не повторяемости становится тем привлекательным моментом занятий, который обеспечивает заинтересованность учащихся.

   Все воспитательные занятия связаны между собой, проводятся не от случая к случаю как мероприятия, а в системной последовательности. Это обстоятельство обязывает воспитателя четко представлять себе всю цепочку однородных занятий, которые будут проведены в течение года.

   В связи с этим в группах продленного дня выделены следующие направления работы:  

  1. Физкультурно-оздоровительное
  2. Историко-патриотическое
  3. Трудовое
  4. Экологическое
  5. Нравственное
  6. Эстетическое
  7. Гражданско-правовое
  8. Экономическое

   Построенные в строгой системности, эти направления, дополняя друг друга, служат формированию целостной, гармонично развитой личности школьника.

Историко-патриотическое  направление имеет своей целью воспитание любви к Родине, патриотизма, уважения к людям разных национальностей. Ученики в играх, беседах, экскурсиях знакомятся с историей своей страны, своего города, своей улицы, своего района (особую работу в этом направлении проводили воспитатели --. и --.).

   Трудовое воспитание в ГПД представляет собой активный отдых на воздухе. Его основная задача – воспитывать любовь к труду, уважение к труду других и к своему. С помощью трудового воспитания происходит удовлетворение потребности детского организма в двигательной досуговой деятельности и эмоциональной разрядке, а также потребности  личности ребенка в общении. Обучая культуре труда, воспитатели начинают работу в этом направлении с проведения физкультминуток во время самоподготовки.   Еженедельное, практически незаметное постороннему глазу оказание помощи в благоустройстве территории класса воспитывает у детей чувство гордости за свой вклад в общее дело. Особый восторг учащихся вызывает включение в эту деятельность родителей, которые не только поддерживают желание детей трудиться, но и сами активно помогают школе и группе. Так, большую часть работы по украшению школы к Новому году (оформление классов, окон) проводили родители воспитанников ГПД совместно с детьми, когда приходили за ними в школу. Особую работу в этом направлении проводила воспитатель  --., которая вместе со своими воспитанниками принимала участие  и бала отмечена дипломами и грамотами в муниципальных конкурсах – «Цветы для мамы», «Пасхальное яичко» и т. п.

    Ярким примером такого труда стал и традиционный конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии». Здесь были представлены и индивидуальные работы детей,  и работы целых коллективов, (от простых бус из ягод рябины до настоящих панно и объемных композиций). Многие поделки, принятые на конкурс были в центре внимания на Осенней ярмарке школы.  Такая деятельность не только развивает трудовые навыки, но и служит важным звеном экологического и эстетического воспитания.

   Экологическое направление работы выделяется особо как одно из основных направлений, возникших  в результате требований времени. На занятиях по экологическому направлению школьники учатся любить и понимать окружающий их мир, заботиться о природе в целом и отдельных ее элементах. Так, например, поделки из природного материала, конкурс кормушек не только связывают   экологическое направление с трудовым, но и заставляют детей увидеть красоту природы даже в небольшой веточке, листочке, камне.

  Важным этапом в формировании экологических знаний явилась проводимые среди воспитанников ГПД занятия представителями экологического клуба «Серебряный бор».

   Ежедневный уход за комнатными растениями приучают детей к ответственному отношению к природе. Забота о птицах зимой (изготовление простейших кормушек и подкормка зимующих птиц) является основой заботы о ближнем. Дети на практике познают слова «…Мы в ответе за тех, кого приручили…».

Построение работы по экологическому воспитанию циклично ( например, прогулки-наблюдения «Изменение в природе с приходом осени – зимы – весны- лета») и разнонаправлено (прогулки, беседы, конкурсы, экологические игры). Особую работу в этом направлении проводили воспитатели --., --. и --.).

   Нравственное  воспитание включает в себя два основных направления, которые неравноценны по своему содержанию: изучение правил хорошего тона и правил поведения в общественных местах. Первые раскрывают этическую сторону общения с окружающими людьми, вторые – правовое индивидуальное поведение в общественных местах. Воспитание чуткого, доброго отношения к людям и друг другу, воспитание милосердия, формирование коллектива – вот основные задачи данного направления работы в ГПД. Воспитание нравственных качеств личности – процесс долгий и трудный. Именно кропотливая работа воспитателей в этом направлении (т. к. для детей, посещающих ГПД, школа - ведущий воспитывающий фактор) влияет на такое становление. Как вести себя в той или иной ситуации, как отличить истинное товарищество от ложного - этому и многому другому учат детей беседы по правилам поведения учащихся, беседы и практические занятия по правилам хорошего тона, поведения в общественных местах, беседы о честности и правдивости.

   Эстетическое направление имеет целью учить детей  видеть прекрасное, развивать художественный вкус, интерес к искусству путем изучения биографий и произведений писателей, художников, композиторов, проведения экскурсий, посещения музеев, театров, участия в творческих мероприятиях школы и района, подготовки выступлений к различным праздникам, проведения бесед о декоративном народном искусстве. Естественно, что такая работа не может носить разовый характер, а является плодотворной только в условиях постоянного кропотливого труда воспитателя и его воспитанников.

       Особо следует отметить работу ---., воспитателя ГПД № 5-1,  на стыке эстетического, нравственного и трудового воспитания. Под ее руководством  воспитанники ГПД  с сентября по апрель 2012/13 учебного года заработали 25 грамот муниципалитета внутригородского муниципального образования Х – М в городе Москве за участие в конкурсах

  1. «В мире животных» - 9 грамот,
  2. «Мамины глаза» - 10 грамот,
  3.  «Новогодняя игрушка» - 6 грамот,
  4. «Пасхальное яичко» - 5 грамот.

Сама воспитатель была отмечена благодарственным письмом, 2-я грамотами и дипломом.

   Гражданско-правовое направление нацелено на получение детьми элементарных правовых знаний. Знакомясь с ними, учащиеся должны вырабатывать  в себе  непримиримость к антиобщественным  явлениям. Занятия по этой теме являются составной частью профилактики правонарушений среди детей и подростков.

    Одним из основных направлений такой работы  является изучение правил дорожного движения. Естественно, что нудные лекции, читаемые монотонным голосом, вызовут у детей лишь негативное отношение, тогда как интересные практические занятия, конкурсы, мини-спектакли заставят воспитанников не только активно включаться в такую работу, но и самим искать пути ее активной реализации и пропаганды. Воспитатели  --. и --. проводили целый комплекс  мероприятий в данном направлении работы

   Экономическое направление   учит детей проявлять хозяйское отношение  не только к личным вещам, но и к общественной собственности, призвано на примерах экономии в семье, воспитывать у них такие черты характера, как бережливость, рачительность хозяина, умение переносить это на отношение к общественному добру. Изучение этой темы готовит детей к вхождению во взрослую жизнь с ее современными трудностями. Проведение экономических игр типа «Магазин», конкурсов рассказа о работе родителей, проведение экскурсий, посвященных жизни современного города и профессиям горожан - все это влияет на формирование экономических знаний детей.

Выводы.

     1. На основании анализа планов работы воспитателей, анализа посещенных занятий в ГПД, бесед с учениками и их родителями можно сделать вывод, что воспитательная работа в ГПД идет удовлетворительно. Все воспитатели в достаточной мере используют разнообразные приемы работы по указанным в планах направлениям.

2. Тесное сотрудничество воспитателей с педагогами дополнительного образования позволяет говорить о структурном построении воспитательной работе в группах.

Рекомендации

  1. В рамках реализации программы «Здоровья» необходимо ввести в ГПД еженедельный развивающий час, по теме «Здоровье сберегающая среда».
  2. Больше внимания уделять открытости проведения мероприятий, приглашать на групповые занятия учащихся других групп, родителей, представителей ШФ «Атом».
  3. Организовать шефские выходы в младшие группы и, возможно, в детские сады.
  4. При формировании групп дополнительного образования необходимо больше внимания уделить мероприятиям по привлечению воспитанников  ГПД именно на этапе формирования группы ДО, т. к. большинство родителей первоклассников и вновь прибывших детей не всегда в полной мере владеют информацией о спектре предоставляемых ДО услуг.
  5. Для реализации здоровья сбережения и эстетического развития воспитанников ГПД, качественного развития объединений дополнительного образования в структуре группы продленного дня и по многочисленным просьбам родителей рассмотреть вопрос о построении работы дополнительного образования таким образом, чтобы каждый учащийся мог  посещать в ГПД объединения различной направленности.  
  6. При организации работы групп рассмотреть вопрос о ежедневном включении в режим работы чтения литературы различного жанра (художественной, научно-публицистической, периодической).
  7. Продолжить работу по четкой организации выполнения самоподготовки учащимися в группах продленного дня.
  8. Осуществлять строгий контроль учебной деятельности, индивидуализировать обучение (создать благоприятную социально-психологическую обстановку для детей в группе, дифференцировать требования к ним).
  9.  Администрации школы совместно с заместителем директора по социальной защите обратиться в школьно-базовую столовую с предложением продумать организацию дополнительных элементов питания для учеников ГПД с учетом различных религиозных концессий.
  10. Для обеспечения более качественной работы в физкультурно-оздоровительном направлении и преодоления перегрузок учащихся необходимо продолжить организацию работы в согласовании с представителями всех структур школы (учителями, тренерами, медиками, Управляющим Советом школы, школьной федерации самоуправления «Атом»)
  11. Раз в полугодие 2012/2013 учебного года проводить анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности работой ГПД в различных его аспектах и по результатам анкетирования выйти на родительские собрания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы группы продленного дня

ЦЕЛЬ:- способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения....

Анализ работы группы продленного дня 2011-2012г.

Отчет работы воспитателя группы продленного дня о поставленных задачах воспитания на 2011-2012 учебный год и пути их реализации....

Анализ работы группы продленного дня

Анализ работы ГПД за 2011-2012 учебный год...

Анализ работы группы продленного дня на 2012-2013 учебный год

Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе

Анализ воспитательной работы группы продленного дня в 1 классе...