Здоровьесберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
материал (1 класс) по теме
Творческая работа учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota2003.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Чемальская СОШ»
Здоровьесберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Выполнила: Штанакова Е.В.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятия «здоровый образ жизни»………………………………………5
2.Анализ здоровьесберегающих условий обучения ребёнка в современной школе........................................................................................................................12
3.Здоровьесберегающие технологии в ГПД…………………………………..….23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список литературы..................................................................................................29
Приложение…………………………………………………………………………………31
Введение
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления собственного здоровья детей подростков. Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
Для детей и подростков основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.
Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение приводит к переутомлению учащихся.
В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в частности, в связи с появлением новой научной дисциплины – валеологии.
Несомненно, валеологические исследования способствуют отыскиванию способов организации процесса, «безвредных для здоровья». Однако валеология исследует эти вопросы внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному предмету образом.
Поэтому тема «Здоровьесберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня» является актуальной.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза исследования: применение здороьесберегающих технологий в группе продленного дня будет эффективным, если учитываются следующие условия:
- учитель осознает важность проблемы формирования здорового образа жизни;
- в содержании воспитания заложены резервы для формирования здорового образа жизни;
- в классе созданы условия для поддержания здоровья (режим проветривания, физкультминутки).
1.Сущность понятия «здоровый образ жизни».
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу. “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства”. В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…” Ломоносов предлагает: “требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать производить достойных в доктора”
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.
Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.
С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм» .
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
- Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его .
2. Организация здоровьесберегающих условий обучения ребёнка
в современной школе.
В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, число которых составляет более 20 миллионов. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Данные многочисленных научных исследований из официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.
Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, т.к. в образовательном учреждении дети проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определённых эколого-гигиенических условиях.
Одним из наиболее управляемых факторов формирования здоровья школьников является санитарно-гигиеническое благополучие внутришкольной среды.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя естествознания на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
- творческий характер образовательного процесса;
- обеспечение мотивации образовательной деятельности.
построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
учет системного строения высших психических функций. - предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
- осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
- рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
- обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
- обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий; комплексная система закаливания детей.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников .
Программа сохранения и укрепления здоровья включает ряд обязательных условий, выполнение которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное осуществление и физической, и умственной деятельности, а также совершенствование таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, красота.
Оздоровительный комплекс состоит из следующих основных моментов:
- Соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном;
- Ежедневная достаточная активность;
- Рациональное питание;
- Выработка психо – эмоциональной устойчивости;
- Проведение закаливающих процедур.
По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей, имеющих отклонения в развитии, состояния здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растёт, достигая сегодня 70% от общего контингента школьников России.
Повышенные учебные нагрузки особенно пагубно сказываются на состоянии здоровья девочек – 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков – 35%).
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это... запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии, приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуляторов» деятельности. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством — чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность — одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования. «Бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние». Вместе с тем, работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.
Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.
По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
3. Здоровьесберегающие технологии в ГПД.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д. а в группе продленного дня дети должны опять сидеть за партами во время внеурочной деятельности и т.п. и детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников. Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой. Стаканчики из-под йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Кто-то может посчитать, что карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок. При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.
Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.
Я в своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Исхожу из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.
Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки /у каждого есть полотенце/. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д.
Для учащихся организована работа кружков:
-физическая культура;
-хореография;
-театральная студия;
-«Страна мастеров»,
-«Мы-патриоты».
Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
- физкультминутки, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», « День и ночь».
-спортивные часы во второй половине дня: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета».
-общешкольные спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-Дни здоровья;
-выпуски буклетов;
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Заключение
Здоровый образ жизни- это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека , а в принципе одного без другого невозможно, оно должно решить эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определённых социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины , без высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения , а следовательно, без её уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то , что менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается .
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия , способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у школьников.
Характерными путями саморазвития является то, что я работаю с методической литературой, которая соответствует современным требованиям. Участвую в районных и школьных методических объединениях. Посещаю открытые уроки учителей начальных классов.
Литература.
- Абаскалова, Н.П.Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» [Текст] / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Изд-во гос. пед. ун-та, 2001. – 316с.
- Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии) [Текст]: Учеб. пособие / Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников. – М.: Воронеж : МОДЭК, 1999. – 112с.
- Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа. – 2006. - №8. – С.98-100.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 294с. – ISBN5-94665-124-2.
- Новолодская, Е.Г. Культура здоровья младшего школьника [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Г. Новолодская. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. – 42 с. – 300 экз.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с. – ISBN 5-89285-003-Х. - 10000 экз.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. - 7000 экз. – ISBN 985-443-481-8.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа. – 2004. – 512 с. 3000 экз. - ISBN 5-06-004502-1.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 209 с.
- Школа и психическое здоровье учащихся [Текст] / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – 272с. – 30000 экз. – ISBN5-225-00234-x.
- Штрафметова, Е.В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Е.В. Штрафметова // Завуч Начальной школы. – 2005. - №4. – С.109-111.
- Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты [Текст] / А.Г. Щедрина. – Новосибирск.: Альфа - Виста, 2007. – 144с. – 1000 экз. – ISBN978-5-94-931-020-7.
Приложение 1
ТЕМА: « Режим дня- мы друзья».
Цели:1. убедить детей в необходимости и важности соблюдения и выполнения режима дня.
2. закрепить знания об утренних процедурах, о
необходимости выполнения зарядки.
3. учить детей активному отдыху.
Оборудование:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
В: Сегодня мы проводим игру- путешествие «РЕЖИМ ДНЯ- МЫ ДРУЗЬЯ.»
На этом занятии поговорим как правильно строить режим дня и, что от неё зависит ваша успешная учёба.
Правильный режим дня- это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в тоже время позволяет успешно выполнить все задания и хорошо отдохнуть.
Путешествовать будем по станциям.
1 станция: «УТРО НАЧИНАЕТСЯ.»
В: Ребята, вы все прочитали название станции? Как начинается ваше утро?
Очень важно, с каким настроением человек проснулся, как он начал свой день. А от чего зависит ваше настроение утром?
Самое главное, просыпаешься ли ты утром отдохнувшим.Недаром в народе говорят: « Сон- лучшее лекарство.»
Почему утром иногда не хочется вставать, хочется поваляться в постели и даже спать?
Очень важно вовремя ложиться спать, и вставать надо в одно и тоже время.
А как нужно правильно просыпаться, вставать с постели?
В: Нельзя сразу вскакивать с постели. Лёжа на постели нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания привести в порядок.
Что вы делаете после того как встали с постели? Кто из вас утром делает зарядку?
Обязательно при выполнении утренней зарядки открыть форточку.
Давайте, мы тоже с вами выполним зарядку.
ЗАРЯДКА.
1.Исходное положение- основная стойка, руки к плечам. 1- левую ногу назад на носок, руки в стороны; 2- и.п. То же другой ногой повторить по 4 раза в каждую сторону. Дыхание в произвольном ритме.
2.И.п.- основная стойка. 1-руки в стороны; 2- руки к плечам; 3- руки в стороны; 4- и.п. Повторить 8 раз. Дыхание в произвольном ритме.
3.И.п.- основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах и с поворотами в правую и левую стороны. Выполнить 32 прыжка(4х8). Дыхание в произвольном ритме.
4.И.п.- основная стойка, руки на поясе. 1- руки в стороны; 2- мах левой ногой вперёд, хлопок в ладоши под ногой; 3- руки в стороны, опустить ногу; 4- и.п. То же правой ногой. Повторить по 4 раза каждой ногой. Дыхание в произвольном ритме.
5.И.п.- широкая стойка. 1- наклон влево, левая рука скользит вниз, правая сгибаясь, скользит вверх; 2- и.п.; 3- 4- то же в другую сторону. Повторить в каждую сторону по 5 раз. Дыхание в произвольном ритме.
6.И.п.- правая рука вверху. 1-2- рывки руками назад; 3-4- то же самое со сменой положения рук(6-8 повторить).
В: Что вы делаете после зарядки?
(умываемся, застилаем постель, чистим зубы.)
Как правильно чистить зубы?
ПРАВИЛА.
- ворсинки зубной щётки должны быть мягкими.
- зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения щётки- сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- не забудьте почистить язык.
- следует регулярно менять зубную щётку.
В: А теперь настало время завтрака. Завтрак должен быть плотным. Мы должны съесть утром примерно четвёртую часть дневной нормы калорий.
Почему? Выбери, что можно есть на завтрак?
ЗАДАНИЕ: выбрать нужные карточки- каша, хлеб, конфеты, чай, творог, молоко, пирожное, бутерброд с колбасой, с сыром, Хлеб с маслом, халва, варенье, печенье.
В: Очень полезно по утрам есть кашу. Каша- исконно русское блюдо. Самые древние каши- пшенная, манная, овсяная. Недаром про хилых людей говорят: « Мало каши ел.». В старину у русских князей существовал обычай- в знак примирения врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сварить.»
2 станция: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ_ ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ»
В: Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, обтирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
В: Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем говорить на этой станции?
Правильно, о пользе различных продуктов и правильном питании.
Сколько раз в день человек должен питаться?
Как называется приём пищи утром, в обед, вечером?
Каким должен быть завтрак, обед, ужин?
Какую пищу надо есть, чтобы быть здоровым?
Пища должна быть разнообразной, меньше мучного и сладкого, отдавать предпочтение овощам, фруктам, молочным продуктам.
В: Чем полезны фрукты и овощи?
Вы, наверное знаете о важности витаминов для жизнедеятельности организма.
В: Всякому нужен и завтрак, и обед, и ужин. Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть легко усваиваемая пища.
ЗАДАНИЕ: игра: « Подоим коровушку»
Дети по очереди переносят ложкой воду, покрашенную белой краской, из тарелки в стакан. У кого больше воды в стакане, тот и победил.
В: Запомним золотые правила питания.
- главное- не переедайте.
- ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
- перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
3 станция: «ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ»
В: На этой станции вам надо вспомнить, что нужно знать о выполнении домашнего задания.
В какое время вы обычно начинаете готовить домашнее задание?
Время выполнения дом. Задания должно быть постоянным. Лучше всего садиться за уроки в 16 часов. После того как немного отдохнули.
Сколько часов надо выполнять дом. задание?
В1классе- 1час, во 2 классе- 1,5 часов, в 3 классе- 2 часа.
Эти формы рассчитаны на сосредоточенное целеустремлённое занятие.
Как быстро настроиться на работу, как захотеть выполнять дом. занятие?
- попробуй начинать с лёгкого для тебя предмета.
- намного быстрее сделаете умственную работу, если у вас хорошее настроение.
- не совмещать два устных предмета.
- работать в заданном темпе.
- не отвлекаться на постороннее.
- делать физкультминутки между приготовлением разных уроков.
В: Каким должно быть рабочее место?
Если место подобрано правильно, вы меньше утомляетесь, не нарушается осанка и не развивается близорукость.
4 станция: «АКТИВНЫЙ ОТДЫХ»
В: Ребята, на этой станции вы узнаете, как правильно организовывать активный отдых.
Вы пришли со школы, где сидели на уроках, многие из вас сразу выполняют дом. задание и опять смотрят телевизор.
Пришёл с работы отец- поиграли с ним в шашки. Мама сказала, что нужно погулять. Пошли гулять, а во дворе взрослые одёргивают: не шумите, не бегайте. Вот и развивается привычка проводить время попусту.
Отдыхать- значит , ничего не делать. Вы, наверное думаете, что отдыхать- это легко и этому не нужно учиться, а умение отдыхать- это целая наука.
Знаете ли вы , какие бывают виды отдыха?
- самый короткий отдых- это физкультминутка во время урока.
- короткий отдых во время перемены.
- отдых в выходные дни.
- отдых во время каникул, а самый длительный отдых- во время летних каникул.
В: Давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Что вы понимаете под словом отдых?
ОТДЫХ- это смена деятельности, снятие утомления за определённый отрезок времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха является полноценный сон.
А вы знаете, сколько нужно детям спать?
Чем моложе человек, тем больше он должен спать. Детям 7-9 лет надо спать 11 часов в сутки, детям 10-11 лет надо спать 10 часов в сутки.
Самое главное- иметь привычку засыпать и вставать в одно и тоже время, даже во время каникул. Почему? Если механические часы заводить в разное время, то они могут быстро сломаться. У каждого человека есть свои биологические часы. Наш организм к ним привыкает, и если что- то начинаем менять в своём режиме, то и биологические часы тоже начинают ломаться, показывать неправильное время. Надо вставать, а вам хочется спать, надо ложиться спать, вам не хочется. Так и заболеть недолго.
(Разучивание подвижных игр для перемен и во дворе.)
5 станция: «ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.»
В: Во время путешествия по станциям вы что-то вспомнили, а что- то узнали нового для себя. А итог нашей игры такой:
- Вставай всегда в хорошем настроении. А чтобы было хорошее настроение, ложись вовремя и с выученными уроками.
- Не приступай к выполнению уроков сразу после школы. Съешь обед, отдохни, поиграй в мяч, сделай что- нибудь по дому.
- Не готов уроков, не читай, не работай умственно перед сном.
- Каждый день уделяй время спорту после подготовки уроков.
- Работа мозга зависит от работы других частей тела. (9 часов в сутки- сидишь, 10 часов- спишь, 5 часов занимайтесь спортом, активным отдыхом).
- Всегда проветривай помещение, в котором находишься. В душном помещении ты хуже работаешь, хуже отдыхаешь.
КТО УМЕЕТ ПРАВИЛЬНО ОТДЫХАТЬ_ ТОТ УМЕЕТ ХОРОШО РАБОТАТЬ.
Приложение2
Классный час: «Беседа о здоровом образе жизни»
Цель проведения:
- учиться быть здоровым душой и телом; - стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье); - расширение кругозора учащихся.
План проведения:
1. Сообщение темы, целей занятия.
Приветствуем тех, кто время нашёл
И в класс к нам на занятие о здоровье пришёл!
Пусть зима улыбается в окно,
Но в классе светло и тепло!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
- Здравствуйте, дорогие друзья! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. Наш классный час посвящён тому, как быть здоровым, как закаляться, соблюдать личную гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать.
2. Беседа по теме «Личная гигиена человека».
- Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота – залог здоровья! (Лексическое значение пословицы). Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.
- Подумайте, среди вас есть такие? (Ответы детей) Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
Анализ содержания произведения:
- О чём мечтал Петя? - Мечтаете ли вы об этом? - Почему чистота и здоровье связаны между собой?
Запомните: Чистота - лучшая красота.
Кто аккуратен – тот людям приятен.
3.. Беседа о правильном питании.
- Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
- Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».
- Какая случилась беда с принцессой?
- Что вы посоветуете ей?
- Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?
4. Беседа о сочетании труда и отдыха.
- Учёба в школе, выполнение доз – серьёзный труд. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом, соблюдать режим дня.
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в 7 часов.
Отворив окна засов, Пообедав, можешь сесть
Сделать лёгкую зарядку, Выполнять задания.
И убрать свою кроватку! Всё в порядке, если есть
Душ принять и завтрак съесть. Воля и старание.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята, Соблюдаем мы всегда
Очень важно это знать, Распорядок строго дня.
Идя в школу, на дороге В час положенный ложимся
Вы не вздумайте играть! В час положенный встаём
Нам болезни нипочём!
На занятиях сиди После школы отдыхай,
И всё тихо слушай. Только не валяйся.
За учителем следи, Дома маме помогай,
Навостривши уши. Гуляй, закаляйся!
5. О вредных привычках.
- Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков.
Курение очень вредно для лёгких и всего организма. Очень плохо, когда курить начинает ребёнок. Он хуже растёт, быстрее устаёт при работе, плохо учится, часто болеет.
Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Петя Рыбкин
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок
Вот что значит – табачок!
- Каковы последствия курения?
- Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (вдыхаем часть дыма). - Что нужно сделать в таком случае? (отойти).
Алкоголь при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
Наркотики – вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – НАРКОМАНИЯ, вылечить которую очень трудно. Распространение наркотиков – преступление, за которое строго наказывают.
Чтобы сохранить здоровье: НИКОГДА НЕ НАЧИНАЙ КУРИТЬ, НЕ ПРОБУЙ СПИРТНОГО, НЕ ПРИКАСАЙСЯ К НАРКОТИКАМ!
6. Подведение итога. - Чтобы улучшить и сохранить своё здоровье, вам необходимо вести здоровый образ жизни. - Если вы заболели, вы должны обязательно прийти на приём к врачу. - И чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми, помните слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Памятка для учащихся
По формированию привычки
к здоровому образу жизни
Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.
- Вставай всегда в одно и то же время!
- Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!
- Утром и вечером тщательно чисти зубы!
- Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!
- Одевайся по погоде!
- Делай двигательные упражнения в перерывах между выпол нением домашних заданий!
- Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйствен ных делах!
- Занимайся спортом, учись преодолевать трудности
Приложение 3
Физкультминутки, которые подходят для младших школьников
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
Приложение 4
“Дни недели” комплекс гимнастики на каждый день
Понедельник.
В понедельник в класс
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. (Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).
Вторник.
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)
Среда.
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил, (Ходьба на месте)
И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)
И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)
Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)
В прятки поиграем
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
Четверг.
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)
Показала хвостик рыжий
Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)
Посидели, постояли,
Притаились как лиса, (Приседания)
Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)
Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Пятница.
Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)
Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)
На высокой ёлке,
Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки)
Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)
На дворе настала осень, (Потянуться)
Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)
Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)
Пчёлы дали мёду,
Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)
Суббота.
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)
Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)
Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)
Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)
Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)
Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)
В лес обратно убежали (Бег на месте)
За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)
Воскресенье.
В воскресенье выходной,
Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)
Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)
Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)
Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)
Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).
Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)
Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)
Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)
А лошадка бьет копытцем,
Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План учебно-воспитательной работы группы продленного дня
ЦЕЛЬ:- способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения....
План воспитательной работы группы продленного дня
Воспитательный план составлен по следующим направлениям: "Родной край", "Почемучка", "Природа. Экология", "По страницам любимых произведений", "Спорт и мы". Представлен тематический план на каждый ден...
Программа работы группы продленного дня в начальной школе
Программа группы продленного дня вдля 1-4 классов....
Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня.
Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня....
Организация режима в группе продленного дня
Группа продленного дня - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представля...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме работы группы продленного дня
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена.Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всег...
Методические рекомендации по организации работы группы продленного дня в 1 классе (из опыта работы)
Практические советы для воспитателя ГПД...