Рабочая программа для пришкольного лагеря"Краски детства"
рабочая программа по теме

Комарова Ирина Михайловна

Рабочая программа разработана для пришкольных лагерей.Имеется пояснительная записка и содержание работы кружков по интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraski_detstva.doc127 КБ

Предварительный просмотр:




Комитет администрации Ленинского района  города Барнаула .

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 111»















Организация летнего оздоровления детей и подростков

Срок реализации программы: 3 года

(возраст детей 7 – 15 лет)

                                     Авторы:

                                                                Евстратенко Т.О.

                                   Зам. директора по воспитательной работе .

                                                                    Комарова И .М.

                                    Руководитель М .О. начальных классов .








г.Барнаул                                                

2

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Проблемно-ориентированный анализ                                            3

2. Концептуальные основы программы    

                                       

2.1. Пояснительная записка                                                                 4

2.2. Цели, задачи                                                                                   4

2.3. Содержание деятельности                                                            5

2.4. Ключевые понятия в системе детского отдыха                          6

2.5. Основные направления программы        6-8

2.6. Ожидаемые результаты        9

2.7. Механизм определения результативности программы        10

2.8. Методическое обеспечение реализации программы        10-12

3. Адресность программы. Итоговая рефлексия.        13

4. Проблемно-аналитическая информация

   (анализ работы лагерной смены)                                                       14-15

5. Список литературы                                                     16

6. Приложения

6.1. План работы лагеря на каждый день         17-19

6.2. Режим дня         20

6.3 План  работы объединения «Край родной»           21-22

6.4. План работы секции «Кожаный мяч»          23-24

6.5. П лан работы творческого объединения «Умелые руки»          25-26

Проблемно-ориентированный анализ

             В средней школе ежегодно функционирует   летний  оздоровительный лагерь. Лагерь – это и отдых ребёнка от школьных занятий, и свободное общение со сверстниками, а также развитие способностей и интересов детей.

             Приступая к созданию программы летнего отдыха, мы стремимся сделать досуговую деятельность лагеря интересной для всех детей. При подготовке к смене организаторы летнего отдыха закладывают в неё идею, которая прослеживается в процессе всей смены, проходит через все дела, проводимые в лагере («Солнечный город», «Улица Добра », «Страна детства » и др.). Такие смены, по сути, являются тематическими, сопровождаются специальной атрибутикой лагеря вообще.

             Программа реализуется через проведение различных игр, викторин, конкурсов, игровых программ, без них немыслима лагерная жизнь.

             Отзывы о работе лагеря детей и родителей положительные. Успешный отдых детей обеспечивают добросовестные, творчески работающие

воспитатели и вожатые. В основе работы лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку. Вера в неограниченные потенциальные возможности каждого ребёнка, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного – залог успеха совместного творческого воспитания.

             В лагере отдыхают ребята разных категорий семей, много детей из неблагополучных, малообеспеченных, безработных семей. Охват детей летним трудом и отдыхом составляет достаточно большой процент. За время работы лагерных смен несчастные случаи и правонарушения не зарегистрированы.

 

    Опыт показывает, что развитием своего тела, духа, разума дети занимаются с удовольствием, если рядом находятся взрослые – люди увлечённые, любящие своё дело.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         В последнее время в школах города и других образовательных учреждениях большое внимание уделяется изучению своего края. Краеведение способствует духовному обогащению ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

         В условиях современной противоречивой жизни просто необходимо обращаться к итогам прошлого, к истокам национальной культуры, истории родного края, города. Это не только изучение родного края, это – способ освоения и сохранения исторического опыта.

         В основу программы летней оздоровительной смены легла идея, связанная с историей нашей малой Родины – историей города Барнаула..

         Программа «Краски детства » призвана воспитывать у детей интерес к истории родной земли, бережное отношение к её культурному наследию.

         Узнать новое о прошлом, наглядно представить настоящее, пытливо заглянуть в будущее своего края – значит, ещё больше полюбить то место, где ты живёшь.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

         Способствовать формированию гражданских и патриотических чувств к малой Родине через возрождение традиций родного края и изучение его исторического прошлого.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Создать условия для развития духовно-творческой личности ребёнка.
  2. Расширять кругозор детей, развивать любознательность в познании родного края.
  3. Изучать историю, культурно-бытовые традиции своего города, района.
  4. Организовать интересный, познавательный досуг.
  5. Укреплять здоровье детей, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда.

Содержание деятельности.

Этапы работы

Цели

Результат

1.






2.










3.












4.

Подготовительный период.





Организационный период.









Основной период.












Итоговый период.

Разработка программы.

Принятие программы педагогическим коллективом, подготовка к ее реализации.


Объяснение сути программы «Краски детства» Формирование отрядов. Анкетирование, выбор лидеров.

Открытие смены.

Формирование временного коллектива.


Дать возможность каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности.

Диагностика эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия каждого ребенка.


Подведение итогов смены.

Награждение организаторов, активных участников смены.

Итоговое анкетирование.

Закрытие смены.

Сбор материалов о смене.

Формирование сплоченного коллектива единомышленников.



Знакомство с лагерем.

Выявление лидеров.

Планирование.

Формирование межличностных отношений.




Выявление интеллектуальных лидеров.

Расширение знаний и представлений о родном крае.

Формирование крепкого и сплоченного коллектива детей.



Методический материал по смене.

Ключевые понятия в системе детского отдыха

Оздоровление. Оно понимается широко не только в физиологическом смысле. Ребёнка нельзя оздоровить, не создав психологически комфортного климата в детском коллективе, не организовав разнообразной деятельности в соответствии с запросами и интересами ребят.

Развитие. Развитие происходит в процессе проживания (погружения в отдельную систему ценностей, отношений, культурных образов, общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством и т.д., включения в разнообразное деятельностное поле).

Смена образа жизни – ключевое понятие для осознания того, что отличает любой лагерь от среды, в которой ребёнок находится большую часть учебного года.

  Основные направления программы:

  Краеведение.

Изучение истории края, города, района способствует патриотическому воспитанию детей:

  1. развитию гражданской позиции;
  2. привитию любви к малой Родине, стране;
  3. представлению истории родного края как составной части истории России;

Формы работы:

  1. экскурсии по городу и району
  2. посещение музея
  3. изучение памятников природы и истории
  4. трудовые десанты по восстановлению и облагораживанию территории родного города
  5. конкурсы рисунков, сочинений

Экология - «мысль о родном доме» (перевод с греческого)

Данное направление обеспечивает формирование экологической культуры:

  1. навыки соблюдения правил поведения в природе;
  2. умение осмысливать характер взаимосвязи общества и природы, чувство глубокой любви к природе, способность наслаждаться гармонией и красотой;
  3. привычка экономно расходовать природные ресурсы.

Формы работы:

  1. экологические игры
  2. экскурсии
  3. походы
  4. викторины
  5. конкурсы, турниры
  6. праздники

   

     Здоровый образ жизни:

  1. создание условий, способствующих реабилитации и коррекции физического и психического здоровья детей;
  2. формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни;

Формы работы:

  1. спортивные секции
  2. спортивные игры, конкурсы
  3. утренняя зарядка, физкультпаузы
  4. соревнования, турниры
  5. дни здоровья
  6. санитарный патруль

     Личность и творчество:

  1. обеспечение условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка
  2. развитие навыков созидательного творчества, памяти и мышления

Формы работы:

  1. организация работы кружков
  2. конкурсы рисунков, стихов, артистического мастерства
  3. выставки декоративно-прикладного творчества
  4. викторины, фестивали,      

Ожидаемая результативность

Для детей:

  1. Принятие ребёнком собственной индивидуальности, своих возможностей;
  2. Потребность в здоровом образе жизни;
  3. Удовлетворённость в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, эмоционально-образной;
  4. Проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;
  5. Потребность в творческой самореализации;
  6. Принятие культурных ценностей.

Для педагогов:

  1. Реализация досуговой, оздоровительной, образовательно-развивающей, воспитательной и социальной функций;
  2. Решение задач по духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей;
  3. Социальная защищённость детей и подростков;
  4. Удовлетворённость детей и родителей формами организации свободного времени в пришкольном лагере.

Для родителей:

  1. Сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья детей;
  2. Возможность максимально использовать в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в летнем оздоровительном лагере при школе;
  3. Полезная и продуктивная организация свободного времени детей;
  4. Творческое развитие ребёнка и его социализация;
  5. Приобретение детьми социального опыта и коммуникативных навыков.

Механизм определения результативности программы

  1. Количественные показатели:
  1. статистика коллектива охваченных детей организованными формами отдыха во время каникулярного периода;
  2. сравнительные показатели травматизма детей в каникулярный период.

  1. Качественные показатели:

  1. психологически комфортное положение всех участников образовательно-воспитательного процесса;
  2. способность к бесконфликтному общению;
  3. степень включённости в активную жизнь коллектива и школы;
  4. готовность к творчеству и познанию;
  5. мотивация к здоровому образу жизни;
  6. укрепление здоровья;
  7. приобретение нового социального опыта.

Формы контроля

  1. традиционные: соревнования, концерты, выставки, зачёты;
  2. нетрадиционные:  творческие  задания  (проекты,  тесты, проблемные  ситуации, игры, тренинги, карта личностного роста).

Методы контроля

  1. наблюдение;
  2. опрос;
  3. собеседование;
  4. анкетирование;
  5. тестирование.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации летней программы «Краски детства  принимают участие  8 воспитателей ,3 тренера спортивной школы .Педагогический стаж воспитателей в среднем составляет более 20лет.

В течение учебного года велась работа по повышению педагогического мастерства по различным направлениям:

  1. педагогическое психологическое взаимодействие с детьми;
  2. социальная адаптация детей в новом коллективе;
  3. развитие творческих способностей и личности ребёнка;

Обучение педагогов проводилось на городских и внутришкольных методических объединениях, психологических семинарах, краевом семинаре педагогов по организации летнего труда и отдыха учащихся. Большую роль в реализации программы играет работа школьной медиатеки.

ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. сбор краеведческих материалов для создания программы;
  2. разработка программы:
  3. составление и оформление необходимой рабочей документации;
  4. знакомство педагогов с новыми формами работы (проведение семинара-практикума);
  5. исследование контингента детей (их увлечений, интересов, настроения, здоровья);
  6. разработка психологического сопровождения программы;
  7. анализ программы.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для организации работы летнего пришкольного лагеря имеется необходимая материальная база:

  1. Спортивный зал и стадион
  2. Асфальтированные площадки на территории школы для организации игр на свежем воздухе
  3. Наличие зала для проведения досуговых программ
  4. Наличие кабинетов для организации работы объединений, творческих мастерских, спален ,медицинского кабинета.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

  1. Телевизор, Д В Д
  2. аудио, видеокассеты
  3. фортепиано,
  4.  Для досуга детей приобретены настольные игры, канцтовары, игрушки

СПОРТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

               - теннисный корт

  1. шахматы, шашки
  2. скакалки, обручи
  3. спортивные мячи
  4. наборы спортивных игр

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Данная программа успешно реализуется благодаря пополнению методической литературы в школьную библиотеку, организации тематических выставок и методических разработок программ.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансирование программы происходит за счёт:

  1. социального страхования – 90%
  2. родительская доля -10%

Дети из малообеспеченных , неблагополучных, а также опекаемые дети оздоравливаются и отдыхают за счёт финансирования из фонда социальной защиты населения.

Адресность программы

Программа может быть использована как методическое пособие и рекомендации летнего и учебного отдыха для детей от 7 до 14 лет, учитывая возможности собственного лагеря, коллектива и условий его жизни, своеобразность и непосредственность педагогической ситуации.

Итоговая рефлексия

  1. Подразделение детей по отрядам анкетирование о начале и конце смены

При обработке результатов опросника, в середине смены уровень ЭПК составил 49% - это средний уровень, в конце смены – 78% - это высокий уровень. При____ обработке результатов анкеты в начале смены уровень ЭПК в первом отряде__ составил 57% - средний показатель, во втором отряде к концу смены – 84 % -__ высокие показатели, в 3 отряде – 34% - ниже среднего;в 4 отряде -70%   к концу смены-!00%  уровень ЭПК вырос____________________________________________________

  1. Оценка деятельности отрядов педагогами

В результате запуска анкеты на выявление комфортности детей в отряде_____ получили следующие результаты: в первом отряде – 62 % в начале смены, к концу смены показатели улучшились – 73%. Во втором отряде 84% в начале смены, на конец - 96%, в третьем отряде -  51%, к концу смены – 67%._ в четвертом 90 – 100%________________

  1. Оценка деятельности смены на уровне города

В результате запуска анкеты для родителей на эмоционально-психологическое состояние детей в лагере получили при обработке следующие показатели: в__ начале смены 89% - высокий показатель, в конце смены -100%

ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

Работа над реализацией программы условно делится на три периода:

  1. организационный
  2. основной
  3. заключительный

Организационный период

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с нормами и требованиями оздоровительного лагеря
  2. Создать условия для адаптации детей в новом коллективе
  3. Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка
  4. Вызвать интерес детей к историческому, культурному наследию родного города

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дела разноплановые, коллективные, не требующие большой подготовки, постепенно усложняющиеся.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. формирование общего представления о смене
  2. адаптация к новым условиям
  3. сознательное принятие норм и правил оздоровительного лагеря
  4. определение перспективы деятельности

Основной период

ЗАДАЧИ:

  1. развитие временного детского коллектива
  2. поддерживание интереса детей к делам, организуемым в ходе реализации программы
  3. вовлечение ребят в проводимые мероприятия, делать их соучастниками, созидателями, формировать активную позицию
  4. оздоровление детей, привитие навыков личной гигиены, норм самообслуживания и общественно-полезного труда

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дела разноплановые, требующие проявления творческого потенциала всего коллектива и каждого ребёнка. Организация совместной деятельности детей разного возраста, объединённых в одном коллективе.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. развитие духовно-нравственных качеств ребят, интеллектуальных творческих способностей
  2. улучшение здоровья детей
  3. приобретение опыта совместной деятельности, формирование чувства товарищества, коллективизма.

Заключительный период

ЗАДАЧИ:

  1. определение перспективы дальнейшей работы по реализации программы «Краски детства»
  2. формирование желания и умения организовывать свой досуг
  3. подведение итогов смены

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. коллективные творческие дела
  2. сочетание коллективной и индивидуальной работы

РЕЗУЛЬТАТ

  1. расширение кругозора детей, развитие любознательности в познании родного края
  2. расширение общения
  3. физическое, духовное, социальное оздоровление
  4. создание микроклимата взаимопонимания, поддержки, созидания

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1990 г Таран Ю. Как разработать программу лагеря. – народное образование . 2001г
  2. Майоров Ю. Повесть об Алтае. – Алтайское книжное издательство. 1978г.
  3. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. – Ставрополь «Сервис-школа». 2000г.
  4. Титова С.В. Ура, каникулы. – Москва. 2001 г.
  5. Солнцеворот или Баяновы руны. – Нижний Новгород 2001 г.
  6. Крючков В. Родом мы крестьяне. – Барнаул
  7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987 – 304 с.
  8. Римские Р.Р. и С.А. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995. – 400 с
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: - Владос, 1996 г. 529с
  10. Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001г.
  11. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль.
  12. Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград 2001 г.
  13. Кузякин Г.И. Пусть всегда будет праздник! Сборник игровых программ. Нижний Новгород 2001 г.
  14. Калугин М.А. После уроков; кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль 2001 г.
  15. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис – 2.

Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2002 г

  1. Михайлова Л.А. Краеведение во внеурочное время. – «Турист – история», ж. Народное образование №3, 2003 г.
  2. Актурова Е.Б. «Отдыхать в «Орлёнке» классно!», жур. «Народное образование» №3, 2003 г
  3. Целищева Н.Г. «У семи нянек дети без присмотра» жур. «Народное образование» №3
  4. Братов Б. «Я этой землёй очарован» Барнаул 2000г
  5. Программа «Каникулы»  Черепанова О.И.г.Змеиногорск 2005 г.

 

Программа по краеведению

 «Край родной»

Пояснительная записка

Программа призвана воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства, бережное отношение к культурному, историческому наследию родного края.

Цель

Создать условия для духовной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире

Задачи

Развить интерес ребят к изучению родного края через аудиторные и экскурсионные занятия, введение разноуровневых  творческих заданий. Программа рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.

Материальное обеспечение

  1. историческая литература о Барнауле ; сборники стихов и песен самодеятельных поэтов г. Барнаула .
  2. исторические памятники города, экспонаты городского музея
  3. аудио и видеоматериалы

Предполагаемый результат

Занятия помогут заинтересовать ребят в изучении исторического и культурного наследия родного края

Учебно-тематический план

Тема 1 Название нашего города, его история, его символика.

1 час

Тема 2 Богатство моего города (1 час

Тема 3 История Барнаула в названиях улиц (первые улицы города; имена героев – названия улиц)

1 час

Тема 4 Исторические памятники города:

А) архитектура (экскурсия в исторический центр города)

Б) памятники истории и ландшафта (экскурсия  на площади города , институт садоводства имени Лисавенко .)

1 час

Тема 5 История Барнаула а в легендах

2 часа

Тема 6  Судьба моей семьи в судьбе моего города

2 часа

Итого: 8 часов

Программа работы секции

«Кожаный мяч»

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач программы является укрепление здоровья детей. Данная программа предлагает ребятам познакомиться с основами спортивной игры, развить и закрепить полученные навыки. Программа рассчитана на возраст детей от 10 до 14 лет.

Цель

Укрепление здоровья детей.

Задачи

-    Познакомить с правилами игры в футбол,

  1. Привить такие качества, как ловкость, точность, скоординированность движений
  2. Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки

Материальное обеспечение

Для организации и проведения занятий имеется футбольное поле (стадион, спортзал), футбольные мячи, спортивная форма

Предполагаемый результат

Занятия дадут ребятам знания о правилах игры в футбол, позволят отработать основные приёмы игры, разовьют ловкость, внимательность, точность.

Учебно-тематический план

Тема 1. Что такое футбол? (вводное занятие)

Встреча с футболистами нашего города. Учебная игра.

2 часа

Тема 2. Секреты игры (работа в парах, удары по воротам). Учебная игра.

2 часа

Тема 3. Контроль за основными правилами игры (повторение – мать учения). Учебная игра.

2 часа

Тема 4. Эстафета с элементами футбола.

Встреча с председателем спорт комитета г.Барнаула  «Игра – дело серьёзное»

2 часа

Тема 5. Секреты игры (передачи в парах, группах с изменением расстояния и условий). Учебная игра

2 часа

Тема 6. Чему мы научились. Игровая программа «Я и футбол»

2 часа

Литература:

  1. Теория и методика физического воспитания. Москва «Просвещение» 1988г.
  2. М.И.Станкин «Психолого-педагогические основы физического воспитания» Москва «Просвещение» 1987г
  3. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Футбол в школе» Москва «Просвещение» 1998г.

Программа творческого объединения

                                      «Умелые руки »

                            Пояснительная записка.

Народное творчество – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности учащихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомление их с различными видами декоративно- прикладного искусства.

Программа рассчитана на детей 7-14 лет.

Цель:

Развитие мотивации к познанию и творчеству.

Через:

  1. формирование художественного вкуса,
  2. развитие творческих способностей.

Учебно-тематический план.

Содержание

К-во часов

1






2




3


4


5



6


7

Вводная беседа:

  1. история вязания крючком,
  2. виды вязания крючком,
  3. применение язанияв современной одежде,
  4. материалы и инструменты,
  5. Техника безопасности.

Начальная школа вязания

  1. Цепочка
  2. Столбики без накида


Знакомство со схемами вязания


Вывязывание прихватки


Школа вязания

  1. столбики с накидом
  2. пышные столбики

Вывязывание салфетки

        Чему мы научились        

итого


1 час






1час

1 час


2 часа


2 часа



1 час

1 час

2 часа

1 час

12 часов

Материальное обеспечение:

 Ножницы, разноцветные нитки, крючки, образцы

Предполагаемый результат.

Учащиеся получат начальные сведения о вязании крючком, овладеют приемами вязания, научатся самостоятельно создавать изделия, творчески относиться к порученному заданию

Литература:

  1. Энциклопедия «Шитье и рукоделие», Москва, 1994г.
  2. Н.С.Сафонова, О.С.Молотобарова

«Кружки художественного вязания», Москва, 1983г.

  1. М.Е.Петрова «Узоры для вязания крючком» С.-Петербург, 1992г.
  2. Л.В.Сычева, «Вязание крючком», Горно-Алтайск, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"

содержит пояснительную записку и тематическое планирование...

Программа летнего пришкольного лагеря.

Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

Программа деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Ведущая идея программы - пробуждение в ребёнке духовности, т.е. пробуждение внутренней творческой активности к осознанию себя, смысла своей жизни. Цель: развитие духовно-нравственной личности, укрепле...

Рабочая программа летнего пришкольного лагеря

Программа воспитательной работы отряда «Непоседы»в лагере с дневным пребыванием детейна базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ  ЛИК» го Отрадный Самарской области Разработчик программы:...

Рабочая программа работы пришкольного лагеря

Рабочая программа пришкольного осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей экологического направления «Сказочный мир»...

Рабочая программа летнего пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Цветочный городок"

Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается  часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенц...