Рабочая программа для пришкольного лагеря"Краски детства"
рабочая программа по теме
Рабочая программа разработана для пришкольных лагерей.Имеется пояснительная записка и содержание работы кружков по интересам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_detstva.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Ленинского района города Барнаула . МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111» Организация летнего оздоровления детей и подростков Срок реализации программы: 3 года (возраст детей 7 – 15 лет) Авторы: Евстратенко Т.О. Зам. директора по воспитательной работе . Комарова И .М. Руководитель М .О. начальных классов . г.Барнаул |
2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Проблемно-ориентированный анализ 3
2. Концептуальные основы программы
2.1. Пояснительная записка 4
2.2. Цели, задачи 4
2.3. Содержание деятельности 5
2.4. Ключевые понятия в системе детского отдыха 6
2.5. Основные направления программы 6-8
2.6. Ожидаемые результаты 9
2.7. Механизм определения результативности программы 10
2.8. Методическое обеспечение реализации программы 10-12
3. Адресность программы. Итоговая рефлексия. 13
4. Проблемно-аналитическая информация
(анализ работы лагерной смены) 14-15
5. Список литературы 16
6. Приложения
6.1. План работы лагеря на каждый день 17-19
6.2. Режим дня 20
6.3 План работы объединения «Край родной» 21-22
6.4. План работы секции «Кожаный мяч» 23-24
6.5. П лан работы творческого объединения «Умелые руки» 25-26
Проблемно-ориентированный анализ
В средней школе ежегодно функционирует летний оздоровительный лагерь. Лагерь – это и отдых ребёнка от школьных занятий, и свободное общение со сверстниками, а также развитие способностей и интересов детей.
Приступая к созданию программы летнего отдыха, мы стремимся сделать досуговую деятельность лагеря интересной для всех детей. При подготовке к смене организаторы летнего отдыха закладывают в неё идею, которая прослеживается в процессе всей смены, проходит через все дела, проводимые в лагере («Солнечный город», «Улица Добра », «Страна детства » и др.). Такие смены, по сути, являются тематическими, сопровождаются специальной атрибутикой лагеря вообще.
Программа реализуется через проведение различных игр, викторин, конкурсов, игровых программ, без них немыслима лагерная жизнь.
Отзывы о работе лагеря детей и родителей положительные. Успешный отдых детей обеспечивают добросовестные, творчески работающие
воспитатели и вожатые. В основе работы лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку. Вера в неограниченные потенциальные возможности каждого ребёнка, восприятие его как неповторимой индивидуальности, лица активного и инициативного – залог успеха совместного творческого воспитания.
В лагере отдыхают ребята разных категорий семей, много детей из неблагополучных, малообеспеченных, безработных семей. Охват детей летним трудом и отдыхом составляет достаточно большой процент. За время работы лагерных смен несчастные случаи и правонарушения не зарегистрированы.
Опыт показывает, что развитием своего тела, духа, разума дети занимаются с удовольствием, если рядом находятся взрослые – люди увлечённые, любящие своё дело.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В последнее время в школах города и других образовательных учреждениях большое внимание уделяется изучению своего края. Краеведение способствует духовному обогащению ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.
В условиях современной противоречивой жизни просто необходимо обращаться к итогам прошлого, к истокам национальной культуры, истории родного края, города. Это не только изучение родного края, это – способ освоения и сохранения исторического опыта.
В основу программы летней оздоровительной смены легла идея, связанная с историей нашей малой Родины – историей города Барнаула..
Программа «Краски детства » призвана воспитывать у детей интерес к истории родной земли, бережное отношение к её культурному наследию.
Узнать новое о прошлом, наглядно представить настоящее, пытливо заглянуть в будущее своего края – значит, ещё больше полюбить то место, где ты живёшь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать формированию гражданских и патриотических чувств к малой Родине через возрождение традиций родного края и изучение его исторического прошлого.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Создать условия для развития духовно-творческой личности ребёнка.
- Расширять кругозор детей, развивать любознательность в познании родного края.
- Изучать историю, культурно-бытовые традиции своего города, района.
- Организовать интересный, познавательный досуг.
- Укреплять здоровье детей, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда.
Содержание деятельности.
№ | Этапы работы | Цели | Результат |
1. 2. 3. 4. | Подготовительный период. Организационный период. Основной период. Итоговый период. | Разработка программы. Принятие программы педагогическим коллективом, подготовка к ее реализации. Объяснение сути программы «Краски детства» Формирование отрядов. Анкетирование, выбор лидеров. Открытие смены. Формирование временного коллектива. Дать возможность каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности. Диагностика эмоционального климата детского коллектива и эмоционального самочувствия каждого ребенка. Подведение итогов смены. Награждение организаторов, активных участников смены. Итоговое анкетирование. Закрытие смены. Сбор материалов о смене. | Формирование сплоченного коллектива единомышленников. Знакомство с лагерем. Выявление лидеров. Планирование. Формирование межличностных отношений. Выявление интеллектуальных лидеров. Расширение знаний и представлений о родном крае. Формирование крепкого и сплоченного коллектива детей. Методический материал по смене. |
Ключевые понятия в системе детского отдыха
Оздоровление. Оно понимается широко не только в физиологическом смысле. Ребёнка нельзя оздоровить, не создав психологически комфортного климата в детском коллективе, не организовав разнообразной деятельности в соответствии с запросами и интересами ребят.
Развитие. Развитие происходит в процессе проживания (погружения в отдельную систему ценностей, отношений, культурных образов, общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством и т.д., включения в разнообразное деятельностное поле).
Смена образа жизни – ключевое понятие для осознания того, что отличает любой лагерь от среды, в которой ребёнок находится большую часть учебного года.
Основные направления программы:
Краеведение.
Изучение истории края, города, района способствует патриотическому воспитанию детей:
- развитию гражданской позиции;
- привитию любви к малой Родине, стране;
- представлению истории родного края как составной части истории России;
Формы работы:
- экскурсии по городу и району
- посещение музея
- изучение памятников природы и истории
- трудовые десанты по восстановлению и облагораживанию территории родного города
- конкурсы рисунков, сочинений
Экология - «мысль о родном доме» (перевод с греческого)
Данное направление обеспечивает формирование экологической культуры:
- навыки соблюдения правил поведения в природе;
- умение осмысливать характер взаимосвязи общества и природы, чувство глубокой любви к природе, способность наслаждаться гармонией и красотой;
- привычка экономно расходовать природные ресурсы.
Формы работы:
- экологические игры
- экскурсии
- походы
- викторины
- конкурсы, турниры
- праздники
Здоровый образ жизни:
- создание условий, способствующих реабилитации и коррекции физического и психического здоровья детей;
- формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни;
Формы работы:
- спортивные секции
- спортивные игры, конкурсы
- утренняя зарядка, физкультпаузы
- соревнования, турниры
- дни здоровья
- санитарный патруль
Личность и творчество:
- обеспечение условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка
- развитие навыков созидательного творчества, памяти и мышления
Формы работы:
- организация работы кружков
- конкурсы рисунков, стихов, артистического мастерства
- выставки декоративно-прикладного творчества
- викторины, фестивали,
Ожидаемая результативность
Для детей:
- Принятие ребёнком собственной индивидуальности, своих возможностей;
- Потребность в здоровом образе жизни;
- Удовлетворённость в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, физической, эмоционально-образной;
- Проявление творческой активности в социально-нравственной деятельности;
- Потребность в творческой самореализации;
- Принятие культурных ценностей.
Для педагогов:
- Реализация досуговой, оздоровительной, образовательно-развивающей, воспитательной и социальной функций;
- Решение задач по духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей;
- Социальная защищённость детей и подростков;
- Удовлетворённость детей и родителей формами организации свободного времени в пришкольном лагере.
Для родителей:
- Сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья детей;
- Возможность максимально использовать в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в летнем оздоровительном лагере при школе;
- Полезная и продуктивная организация свободного времени детей;
- Творческое развитие ребёнка и его социализация;
- Приобретение детьми социального опыта и коммуникативных навыков.
Механизм определения результативности программы
- Количественные показатели:
- статистика коллектива охваченных детей организованными формами отдыха во время каникулярного периода;
- сравнительные показатели травматизма детей в каникулярный период.
- Качественные показатели:
- психологически комфортное положение всех участников образовательно-воспитательного процесса;
- способность к бесконфликтному общению;
- степень включённости в активную жизнь коллектива и школы;
- готовность к творчеству и познанию;
- мотивация к здоровому образу жизни;
- укрепление здоровья;
- приобретение нового социального опыта.
Формы контроля
- традиционные: соревнования, концерты, выставки, зачёты;
- нетрадиционные: творческие задания (проекты, тесты, проблемные ситуации, игры, тренинги, карта личностного роста).
Методы контроля
- наблюдение;
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- тестирование.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В реализации летней программы «Краски детства принимают участие 8 воспитателей ,3 тренера спортивной школы .Педагогический стаж воспитателей в среднем составляет более 20лет.
В течение учебного года велась работа по повышению педагогического мастерства по различным направлениям:
- педагогическое психологическое взаимодействие с детьми;
- социальная адаптация детей в новом коллективе;
- развитие творческих способностей и личности ребёнка;
Обучение педагогов проводилось на городских и внутришкольных методических объединениях, психологических семинарах, краевом семинаре педагогов по организации летнего труда и отдыха учащихся. Большую роль в реализации программы играет работа школьной медиатеки.
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- сбор краеведческих материалов для создания программы;
- разработка программы:
- составление и оформление необходимой рабочей документации;
- знакомство педагогов с новыми формами работы (проведение семинара-практикума);
- исследование контингента детей (их увлечений, интересов, настроения, здоровья);
- разработка психологического сопровождения программы;
- анализ программы.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для организации работы летнего пришкольного лагеря имеется необходимая материальная база:
- Спортивный зал и стадион
- Асфальтированные площадки на территории школы для организации игр на свежем воздухе
- Наличие зала для проведения досуговых программ
- Наличие кабинетов для организации работы объединений, творческих мастерских, спален ,медицинского кабинета.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
- Телевизор, Д В Д
- аудио, видеокассеты
- фортепиано,
- Для досуга детей приобретены настольные игры, канцтовары, игрушки
СПОРТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- теннисный корт
- шахматы, шашки
- скакалки, обручи
- спортивные мячи
- наборы спортивных игр
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Данная программа успешно реализуется благодаря пополнению методической литературы в школьную библиотеку, организации тематических выставок и методических разработок программ.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Финансирование программы происходит за счёт:
- социального страхования – 90%
- родительская доля -10%
Дети из малообеспеченных , неблагополучных, а также опекаемые дети оздоравливаются и отдыхают за счёт финансирования из фонда социальной защиты населения.
Адресность программы
Программа может быть использована как методическое пособие и рекомендации летнего и учебного отдыха для детей от 7 до 14 лет, учитывая возможности собственного лагеря, коллектива и условий его жизни, своеобразность и непосредственность педагогической ситуации.
Итоговая рефлексия
- Подразделение детей по отрядам анкетирование о начале и конце смены
При обработке результатов опросника, в середине смены уровень ЭПК составил 49% - это средний уровень, в конце смены – 78% - это высокий уровень. При____ обработке результатов анкеты в начале смены уровень ЭПК в первом отряде__ составил 57% - средний показатель, во втором отряде к концу смены – 84 % -__ высокие показатели, в 3 отряде – 34% - ниже среднего;в 4 отряде -70% к концу смены-!00% уровень ЭПК вырос____________________________________________________
- Оценка деятельности отрядов педагогами
В результате запуска анкеты на выявление комфортности детей в отряде_____ получили следующие результаты: в первом отряде – 62 % в начале смены, к концу смены показатели улучшились – 73%. Во втором отряде 84% в начале смены, на конец - 96%, в третьем отряде - 51%, к концу смены – 67%._ в четвертом 90 – 100%________________
- Оценка деятельности смены на уровне города
В результате запуска анкеты для родителей на эмоционально-психологическое состояние детей в лагере получили при обработке следующие показатели: в__ начале смены 89% - высокий показатель, в конце смены -100%
ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Работа над реализацией программы условно делится на три периода:
- организационный
- основной
- заключительный
Организационный период
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с нормами и требованиями оздоровительного лагеря
- Создать условия для адаптации детей в новом коллективе
- Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка
- Вызвать интерес детей к историческому, культурному наследию родного города
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дела разноплановые, коллективные, не требующие большой подготовки, постепенно усложняющиеся.
РЕЗУЛЬТАТ
- формирование общего представления о смене
- адаптация к новым условиям
- сознательное принятие норм и правил оздоровительного лагеря
- определение перспективы деятельности
Основной период
ЗАДАЧИ:
- развитие временного детского коллектива
- поддерживание интереса детей к делам, организуемым в ходе реализации программы
- вовлечение ребят в проводимые мероприятия, делать их соучастниками, созидателями, формировать активную позицию
- оздоровление детей, привитие навыков личной гигиены, норм самообслуживания и общественно-полезного труда
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дела разноплановые, требующие проявления творческого потенциала всего коллектива и каждого ребёнка. Организация совместной деятельности детей разного возраста, объединённых в одном коллективе.
РЕЗУЛЬТАТ
- развитие духовно-нравственных качеств ребят, интеллектуальных творческих способностей
- улучшение здоровья детей
- приобретение опыта совместной деятельности, формирование чувства товарищества, коллективизма.
Заключительный период
ЗАДАЧИ:
- определение перспективы дальнейшей работы по реализации программы «Краски детства»
- формирование желания и умения организовывать свой досуг
- подведение итогов смены
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- коллективные творческие дела
- сочетание коллективной и индивидуальной работы
РЕЗУЛЬТАТ
- расширение кругозора детей, развитие любознательности в познании родного края
- расширение общения
- физическое, духовное, социальное оздоровление
- создание микроклимата взаимопонимания, поддержки, созидания
ЛИТЕРАТУРА:
- 1990 г Таран Ю. Как разработать программу лагеря. – народное образование . 2001г
- Майоров Ю. Повесть об Алтае. – Алтайское книжное издательство. 1978г.
- Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. – Ставрополь «Сервис-школа». 2000г.
- Титова С.В. Ура, каникулы. – Москва. 2001 г.
- Солнцеворот или Баяновы руны. – Нижний Новгород 2001 г.
- Крючков В. Родом мы крестьяне. – Барнаул
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987 – 304 с.
- Римские Р.Р. и С.А. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995. – 400 с
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: - Владос, 1996 г. 529с
- Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001г.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль.
- Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград 2001 г.
- Кузякин Г.И. Пусть всегда будет праздник! Сборник игровых программ. Нижний Новгород 2001 г.
- Калугин М.А. После уроков; кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль 2001 г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис – 2.
Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2002 г
- Михайлова Л.А. Краеведение во внеурочное время. – «Турист – история», ж. Народное образование №3, 2003 г.
- Актурова Е.Б. «Отдыхать в «Орлёнке» классно!», жур. «Народное образование» №3, 2003 г
- Целищева Н.Г. «У семи нянек дети без присмотра» жур. «Народное образование» №3
- Братов Б. «Я этой землёй очарован» Барнаул 2000г
- Программа «Каникулы» Черепанова О.И.г.Змеиногорск 2005 г.
Программа по краеведению
«Край родной»
Пояснительная записка
Программа призвана воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства, бережное отношение к культурному, историческому наследию родного края.
Цель
Создать условия для духовной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире
Задачи
Развить интерес ребят к изучению родного края через аудиторные и экскурсионные занятия, введение разноуровневых творческих заданий. Программа рассчитана на возраст детей от 8 до 14 лет.
Материальное обеспечение
- историческая литература о Барнауле ; сборники стихов и песен самодеятельных поэтов г. Барнаула .
- исторические памятники города, экспонаты городского музея
- аудио и видеоматериалы
Предполагаемый результат
Занятия помогут заинтересовать ребят в изучении исторического и культурного наследия родного края
Учебно-тематический план
Тема 1 Название нашего города, его история, его символика.
1 час
Тема 2 Богатство моего города (1 час
Тема 3 История Барнаула в названиях улиц (первые улицы города; имена героев – названия улиц)
1 час
Тема 4 Исторические памятники города:
А) архитектура (экскурсия в исторический центр города)
Б) памятники истории и ландшафта (экскурсия на площади города , институт садоводства имени Лисавенко .)
1 час
Тема 5 История Барнаула а в легендах
2 часа
Тема 6 Судьба моей семьи в судьбе моего города
2 часа
Итого: 8 часов
Программа работы секции
«Кожаный мяч»
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач программы является укрепление здоровья детей. Данная программа предлагает ребятам познакомиться с основами спортивной игры, развить и закрепить полученные навыки. Программа рассчитана на возраст детей от 10 до 14 лет.
Цель
Укрепление здоровья детей.
Задачи
- Познакомить с правилами игры в футбол,
- Привить такие качества, как ловкость, точность, скоординированность движений
- Воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки
Материальное обеспечение
Для организации и проведения занятий имеется футбольное поле (стадион, спортзал), футбольные мячи, спортивная форма
Предполагаемый результат
Занятия дадут ребятам знания о правилах игры в футбол, позволят отработать основные приёмы игры, разовьют ловкость, внимательность, точность.
Учебно-тематический план
Тема 1. Что такое футбол? (вводное занятие)
Встреча с футболистами нашего города. Учебная игра.
2 часа
Тема 2. Секреты игры (работа в парах, удары по воротам). Учебная игра.
2 часа
Тема 3. Контроль за основными правилами игры (повторение – мать учения). Учебная игра.
2 часа
Тема 4. Эстафета с элементами футбола.
Встреча с председателем спорт комитета г.Барнаула «Игра – дело серьёзное»
2 часа
Тема 5. Секреты игры (передачи в парах, группах с изменением расстояния и условий). Учебная игра
2 часа
Тема 6. Чему мы научились. Игровая программа «Я и футбол»
2 часа
Литература:
- Теория и методика физического воспитания. Москва «Просвещение» 1988г.
- М.И.Станкин «Психолого-педагогические основы физического воспитания» Москва «Просвещение» 1987г
- Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский «Футбол в школе» Москва «Просвещение» 1998г.
Программа творческого объединения
«Умелые руки »
Пояснительная записка.
Народное творчество – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности учащихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомление их с различными видами декоративно- прикладного искусства.
Программа рассчитана на детей 7-14 лет.
Цель:
Развитие мотивации к познанию и творчеству.
Через:
- формирование художественного вкуса,
- развитие творческих способностей.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | К-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 | Вводная беседа:
Начальная школа вязания
Знакомство со схемами вязания Вывязывание прихватки Школа вязания
Вывязывание салфетки Чему мы научились итого | 1 час 1час 1 час 2 часа 2 часа 1 час 1 час 2 часа 1 час 12 часов |
Материальное обеспечение:
Ножницы, разноцветные нитки, крючки, образцы
Предполагаемый результат.
Учащиеся получат начальные сведения о вязании крючком, овладеют приемами вязания, научатся самостоятельно создавать изделия, творчески относиться к порученному заданию
Литература:
- Энциклопедия «Шитье и рукоделие», Москва, 1994г.
- Н.С.Сафонова, О.С.Молотобарова
«Кружки художественного вязания», Москва, 1983г.
- М.Е.Петрова «Узоры для вязания крючком» С.-Петербург, 1992г.
- Л.В.Сычева, «Вязание крючком», Горно-Алтайск, 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Программа летнего пришкольного лагеря.
Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...
Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"
В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....
Программа деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Ведущая идея программы - пробуждение в ребёнке духовности, т.е. пробуждение внутренней творческой активности к осознанию себя, смысла своей жизни. Цель: развитие духовно-нравственной личности, укрепле...
Рабочая программа летнего пришкольного лагеря
Программа воспитательной работы отряда «Непоседы»в лагере с дневным пребыванием детейна базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» го Отрадный Самарской области Разработчик программы:...
Рабочая программа работы пришкольного лагеря
Рабочая программа пришкольного осеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей экологического направления «Сказочный мир»...
Рабочая программа летнего пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Цветочный городок"
Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенц...