Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
материал по теме

содержит пояснительную записку и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_evrika.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Зыковская средняя общеобразовательная школа»

Школьный детский лагерь с дневным пребыванием

«ЭВРИКА»

(для детей от 7-15 лет)

1.06.11 - 25.06.11 г.

Автор программы:  И.А. Якушева

с. Зыково

2011 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание оздоровительно-образовательной программы отдыха детей
  3. Тематический план
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Список литературы.

Пояснительная записка.

Оздоровительно - образовательная программа «Эврика».

   «Эврика»- в переводе с греческого, « Я нашел!». Выражение радости, удовлетворения от совершённого открытия.

   Эта программа направлена на совершение открытий ребенком в самом себе, на познание своих индивидуальных способностей и возможностей с целью развития «индивидуальной способности к самоизменению, установлению границ Я - самости ».

  В современном мире растет интерес к личности человека , а так же  самосознанию как основному регулятору его помыслов и поступков, от которого зависит не только собственный статус человека в окружающем мире, но и нравственный уровень общества в целом.

 

  Понимая самосознание как самопознание, Л. С. Выготский показывает возможность, на его основе, перехода к новому типу развития личности, а именно, саморазвитию – сознательному, осмысленному управлению собственным развитием.

  Самопознание - это процесс получения знаний о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.

        

  В настоящее время актуализируется интерес как  к самому понятию самосознания личности, её Я-концепции, так и условиям, способствующим формированию структуры самосознания. На государственном уровне, наряду с задачей подготовки высокообразованных граждан, ставится цель выработки у молодежи положительных жизненных установок, повышения культуры общественных и межличностных отношений.

Так в Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования прописаны личностные характеристики выпускника школы.

Это человек:

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

-  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

- любящий свой народ, свой край, свою Родину…

  В этом плане большие возможности, для развития заключены  именно в возрастном периоде от 7 до 14 лет. Так как именно в этот возрастной период происходит интенсивное  формирование личности ребенка.

 Опираясь на возрастные особенности школьника, можно целенаправленно влиять на развитие личности ребенка в позитивном ключе, пробуждая и поддерживая его  интерес к познанию, к творчеству, к овладению ценностями науки и культуры, а так же навыками поведения в обществе на основе самоуважения и признания достоинств и прав других людей.

Цель: Организовать деятельность детей по получению знаний о себе, своих способностях, возможностях и жизненных установках, об  особенностях своего поведения и отношениях с окружающими через систему развивающих занятий и создания условий для творческого самовыражения личности.

Задачи:

- познакомить детей с  их индивидуальными особенностями, с чувствами, переживаниями,       особенностями поведения;

- помочь ребенку понять свои отношения и своё место среди других людей;

-  способствовать развитию культуры общения  детей, познакомить детей с правилами  конструктивного общения;

- создать условия для эмоционального осознания детьми ценности своих поступков;

- развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка;

Прогнозирование ожидаемых результатов:

За время пребывания в лагере дети должны:

  1. Приобрести новые знания о себе, своих способностях, возможностях и жизненных установках., об  особенностях своего поведения и отношениях с окружающими .
  2. Научиться ставить перед собой цели и идти к их решению.
  3. Познакомиться с правилами общения и поведения в обществе.
  4. Укрепить своё физическое и психическое здоровье.  

Содержание оздоровительно-образовательной программы отдыха детей в пришкольном лагере.

В процессе реализации программы используются методы активного социального обучения:

игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов; анализ жизненных ситуаций; элементы мышечной релаксации, психогимнастика; диагностические методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние, культурно массовые мероприятия.

  Перед началом занятий детям предлагается завести альбомы, где они будут составлять, портфолио выполняя задания.

   Предлагаемый курс, включает задания, позволяющие детям познать своё физическое, духовное и социальное Я.

   В центре процесса самопознания находится сам ребенок, который рассматривает себя как частичку окружающего мира - идет понимание, и осознание своего физического Я. Познание ребенком Я социального происходит на основе познания ближайшего окружения – семьи, сверстников, друзей, что помогает ребенку понять свои отношения и свое место среди окружающих его людей.

 Я духовное – понимание своего внутреннего мира. Ребенок знакомится со своими чувствами, переживаниями, особенностями поведения, составляющими его индивидуальность.

Данная программа направлена на развитие умений:

- слушать и слышать другого человека;

- участвовать в свободной беседе;

- быть внимательным к самому себе и окружающим;

- понимать чувства и настроение другого;

- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

Содержание занятий условно разделено по трем разделам.

1.Человек в окружающем мире.(кто я?, мои особенности, достоинства и недостатки, мое имя, мое здоровье и т.д.)

2. Я и мое окружение.( семья, друзья, малая родина и т.д.)

3. Построение индивидуальной траектории развития. ( права и обязанности, учимся ставить цели, мои достижения, созвездие успеха и т.д.)

  Каждый день в лагере имеет свою направленность (тематику): педагог - психолог  в первой половине дня проводит с каждым отрядом развивающее занятие ( например: « Я и мои способности» ), а во второй половине дня проходит культурно массовое мероприятие « Минута славы» и т. д. Дети на занятии с психологом формулируют правило дня и стараются его выполнять:

- Называй другого человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

- Умей слушать и слышать другого человека, и ты узнаешь много нового.

-  Будь вежливым, и у тебя будет много друзей;

- Помогай людям, и люди будут помогать тебе.

- Приноси людям радость, и ты будешь, счастлив сам.

- Умей видеть в другом человеке хорошее, и ты сам станешь лучше.

- Защити слабого, и ты сам станешь сильнее.

-  Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

  В начале смены и по окончанию проводится психолого-педагогическая диагностика позволяющая выявить эффективность программы. Ребята ставят себе цель на будущее и строят своё «созвездие успеха».

 Кроме того между отрядами проходит соревнование, каждый отряд по итогам дня зарабатывает баллы - «эвры». В конце смены подводятся итоги.

Кадровое обеспечение:

Начальник лагеря, воспитатели, вожатые, библиотекарь, физрук, психолог.

Продолжительность лагерной смены: 21 рабочий день в режиме шестидневной рабочей недели.

Участники лагерной смены: учащиеся школы от 7 до 15 лет.

.            

РЕЖИМ РАБОТЫ

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

  9.00   -  9.45      -     сбор детей, зарядка

  9.45   -  10.00    -     утренняя линейка

  10.00 -  10.45    -     завтрак

  10.45 -  11.15    -     работа по плану отрядов:

                                1. развивающее занятие ( по плану);

                                2. прогулка

  11.15 -  13.00    -  1. игры на воздухе;

                               2. культурно-массовые и спортивные мероприятия

                                ( согласно тематическому планированию ) начало в 12.00

  13.00 -  13.30    -     свободное время, занятия по интересам

  13.30 -  14.30    -     обед

  14.30 -  15.00    -     рефлексия дня,  уход детей домой

Тематический план.

дата

место проведения

ответственный

1.06

Кто Я?

Давайте познакомимся!

2.06

 Я и мое имя.

Открытие лагеря. Визитная карточка отряда.

3.06

« Какой я есть», « Каким бы хотел быть.»

«Человек будущего» конкурс презентаций и рисунков на футболках

4. 06

 Я и мой характер.

«Сказка ложь да в ней намек»

5.06

Мое мышление и речь.

Конкурс-игра «Счастливый случай»

7. 06

Моё внимание и память.

Игра марафон «Путешествие эрудитов».

8. 06

Мои способности.

Шоу «Минута славы»

9. 06

Мое здоровье.

«День здоровья» спортивное мероприятие

10. 06

Я и мое настроение.

День сюрпризов

11. 06

Моя семья.

 Игра:« Не нужен и клад когда в семье лад»

12. 06

Самый дорогой на свете человек.

«Для самых любимых …» концерт

14. 06

Мои близкие.

Переживания других людей.

«Прогулка по городу вежливости» - КММ

15. 06

Что такое дружба?

Дружбой дорожить умейте –игра урок

16. 06

Я и мои друзья.

«Дружба начинается с улыбки!» - КММ

17. 06

Друг всегда рядом.

«Давайте жить дружно!» стихи, песни, сценки о дружбе.

18. 06

Моя маленькая родина.

Экскурсия в музей.

19. 06

Семь чудес моей родины.

Творческий конкурс (рисунки, коллажи и т.д.)

21. 06

Мои права и обязанности.

«Это надо знать» беседа инспектор ОДН

«Земля наш общий дом» -игра

 

22. 06

Учимся ставить цели.

«Корень учения горек, да плод сладок» - КММ

23. 06

Как достичь цели.

  Моё созвездие успеха. (работа в группах)

24. 06

В добрый путь!

Закрытие лагеря.

 ( концерт)

 Карнавал.

 

Литература.

  1. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
  2. «Портфолио в начальной школе», Е.А. Андреева, Волгоград «Учитель» 2009г.
  3. « Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова  Москва 2007 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Образовательная программа детского объединения «Юный инспектор движения» /для обучающихся 10-12 лет, срок реализации программы три года/

Образовательная программа детского объединения "Юный инспектор движения" (для детей 10 - 12 лет). Программа расчитана  на три года....

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «Летняя сказка» с дневным пребыванием детей

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных спос...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лукоморье»

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной по...

Программа детской пришкольной оздоровительной площадки "Арт-квест" 2016 год.

В презентации указаны цель, задачи, механизм реализации программы "Арт-квест". А также рефлексия и планируемые результаты....

Дополнительная образовательная программа детского объединения ( Внеурочная деятельность) «Учусь учиться»

Дополнительная образовательная  программа детского объединения  ( Внеурочная  деятельность)  «Учусь учиться»...