"Особенности внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС".
статья на тему

Лапшина Наталия Владимировна

Выступление по теме: "Особенности внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vneurochnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_fgos.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внеурочной деятельности в условиях ФГОС.

          Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.  Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов  обучающихся, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе  начального общего образования. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).      Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется   через:

 - учебный план школы, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

  -дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

 -образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

 -организацию деятельности групп продленного дня;

 -классное руководство (экскурсии,  круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

 -деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

 - инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ/

          Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Планирование внеурочной деятельности предполагает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления в летних   лагерях, создаваемых на базе общеобразовательной  школы. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они расширяют и дополняют содержание курса, не нарушая его логику. При планировании внеурочной деятельности учитывается разнообразие её видов и форм .Внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).Часы внеурочной деятельности фиксируются в журнале для кружковых занятий.

Задачи внеурочной деятельности.

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- закрепить и практически использовать отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов.

Виды внеурочной деятельности.

- Игровая деятельность

- Познавательная деятельность

- Проблемно – ценностное общение

- Досугово – развлекательная деятельность ( досуговое общение)

- Художественное творчество

- Трудовая (производственная) деятельность

 Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования. Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Эти проблемы можно решить через:

- расширение форм методической работы в образовательном учреждении;

- распространение передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Результативность воспитательного процесса.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений  школьника к базовым  ценностям общества   (человек,  семья,   Отечество,   природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает  первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности используются разные игровая, проектная технологии, в том числе и технология «Портфолио».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе в рамках ФГОС "Эрудит"

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Эрудит" во 2 классе...

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 век" в рамках ФГОС. Внеурочная деятельность. 3 класс.Тема: "Разряды прилагательных".

Внеурочное занятие получения , применения  предметных и метапредметных знаний. На занятии формируются умения: действовать в соответствии с заданными критериями,соотносить полученный результа...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Весёлый немецкий» в рамках ФГОС НОО

Применение игровых форм на кружке немецкого языка приводит к повышению интереса обучающихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции, приводит к устойчивой мотива...

Цикл программы внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов в рамках ФГОС О У/О " Цветная математика"

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) адаптированна...

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность школьников –понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для осу...