Программа внеурочной деятельности во 2 классе в рамках ФГОС "Эрудит"
рабочая программа (2 класс) по теме

Иванова Светлана Владимировна

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Эрудит" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kruzhok_erudit_2_kl.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрено на заседании МС

Протокол № 1

от « 24 » августа  2013

Руководитель МС________

Тимофеева Г.А.

Принята на педагогическом совете                                                               УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 1                                                                                                     Директор школы

от  « 29 »  августа 2013                                                                                      _______ Р.Ф. Иващенкова

Программа

внеурочной деятельности

для 2 класса

« Эрудит »

общеинтеллектуальное направление

« Хочу всё знать »

                                                       Рабочая  программа  составлена

                                                   учителем  начальных  классов

                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                   Ивановой  Светланой  Владимировной

п. Голынки

2013 – 2014 учебный год

                                Пояснительная записка

К метапредметным результатам обучения на ступени начального образования относится  формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Как утверждают многие психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка становится низкой и не обеспечивает развитие.

Все способности разделяются на две группы: общие и специальные.

        Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности почти полностью складываются к 13-летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и во  время обучения в начальной школе.

        Специальные способности есть далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические, конструкторно-технические способности. Очень многое в их развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для развития специальных способностей, можно получить положительные результаты. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень познавательных интересов  учащихся, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов не входящих в школьную программу.

        Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды учащихся начальной школы, формирование нравственных, духовно-эстетических качеств личности школьника.

            В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

          Программа рассчитана на 34 часа в год.

        Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки; создание условий для формирования интеллектуальной активности;

Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать  младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу
  • формировать умение дискутировать и отстаивать свои взгляды;
  • формировать навыки командной творческой работы;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления.

Принципы построения программы:

  • личностно-ориентированный подход;  
  • учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
  • развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • системность, последовательность, преемственность в обучении;
  • наглядность;
  • доступность;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное усвоение материала;
  • занимательность.

Основные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • эвристический;
  • исследовательский;
  • проектный;
  • исследовательский.

Эвристический, исследовательский и проектный  методы являются приоритетными при реализации данной программы.

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.

Основные виды деятельности:

  • решение логических задач по разным отраслям знаний
  • работа с различными источниками информации
  • составление собственных логических задач, ребусов, головоломок

Формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • диагностика;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • творческие работы;
  • проектные работы;
  • экскурсии;
  • встречи;
  • выставки-отчеты.

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.

Планируемые результаты:

  • повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
  • развитие коммуникативной компетентности детей  

Основное содержание

 

Область «Филология» -  11 часов.

Тема 1. Развитие речи (4 часа)

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Всё о пословицах и поговорках. Литературные герои. Викторина.

Тема 2. Фонетика (1 час)

Транскрипция слов. Ударения.

Тема 3. Предложение (2 часа)

Фразеологизмы. Лексика. Олимпиада.

Тема 4. Ребусы, шарады. Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы (4часа)

Область «Математика» - 12 часов.

Тема 1. Нестандартные задачи (7 часов)

Задачи, связанные с величинами. Задачи на планирование действий. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решений. Комбинаторные задачи.  Олимпиада.

Тема 2. Головоломки (3 часа)

Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы.

Тема 3. Развитие геометрического видения (2 часа)

Задачи геометрического содержания. Геометрические упражнения со спичками.

Область «Краеведение» -  11 часов.

Тема 1. Природа (2 часа)

Разнообразие животного мира Смоленской области.  Друзья мои птицы поднебесные. Растительный мир нашего края.

Тема 2. История (6 часов)

История улицы, школы, посёлка. Герб и флаг Смоленской области. Смоленская крепостная стена. Города Смоленщины. Наши знаменитые земляки.

Тема 3. Культура (3 часа)

Праздники в нашем доме. У нас гости. Игры и хороводы.

Основные требования к уровню подготовки к концу обучения в области «Филология»:

  • находить основную мысль текста, составить план текста;
  • выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значение слова в словаре;
  • находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.

«Математика»:

  • способность к последовательному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, выводах;
  • выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими.
  • контроль и коррекция полученных результатов.

«Краеведение»

  • развивать природоведческие знания школьников в ходе усвоения ими обобщающих понятий: животные, птицы, насекомые, рыбы;
  • научить устанавливать закономерности развития растительного и животного мира нашего края
  • помочь детям обрести радость от общения с природой;

                     Список учебно-методической литературы

1.Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет.- Москва.- МЦНМО.- 2007

2.Бакулина Г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва.- Владос.- 1999

3.Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех.- Санкт-Петербург.- 2005

4.Гейдман Б.П. Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2007

5.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике.- Москва.-2008

6.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.- Москва.- Эксмо.- 2007

 7.Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- 1-4 классы.- Москва.- Вако.- 2005

8.Сухин И.Г.  Занимательные материалы.- Москва.- 2004

9.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники.- Москва.- Ральф.- 2000

10.Трошин В.В. магия чисел и фигур.- Москва.- Глобус.- 2007

11.Чучмай Г.Т. тайна географических названий.

12. Болотова С.А. Азбука Смоленского края – Смоленск.-2000

13.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.- Москва.- 21 сентября».- 2001

14.Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1 сентября».- 2002

           Календарно – тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятий

Кол-во час

Дата

1

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия.

1

2

Литературные герои.

1

3

Всё о пословицах и поговорках.

1

4

Викторина. Русские народные сказки.

1

5

Транскрипция слов.

1

6

Фразеологизмы.

1

7

Синонимы.  Антонимы.

1

8

Ребусы. Шарады.

1

9

Чайнворды. Кроссворды.

1

10

Анаграммы.

1

11

Разгадываем, составляем ребусы и шарады.

1

12

Арифметические задачи, связанные с вычислениями

1

13. 14

Арифметические задачи, требующие особых приёмов вычисления.

2

15

Комбинаторные задачи.

1

16. 17

Задачи на планирование действий.

2

18

Арифметические ребусы.

1

19

Магические квадраты.

1

20

Головоломки.

1

21

Задачи геометрического содержания.

1

22

Геометрические упражнения со спичками.

1

23

Олимпиада.

1

24

Разнообразие животного мира Смоленского  края.

1

25

Растительный мир нашего края. Красная книга.

1

26

Блиц – турнир.

1

27

Улицы нашего посёлка. Проект.

1

28

История нашей школы.

1

29

История нашего посёлка.

1

30

Герб и флаг Смоленской области.

1

31

Города Смоленщины.

1

32

Наши знаменитые земляки.

1

33

Праздники в нашем доме.

1

34

Игры и хороводы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...