Организация внеурочной деятельности в 1 классе.
статья по теме
Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
III межрегиональные Мартыновские чтения,
посвящённые 1150-летию зарождения российской государственности.
Организация
внеурочной деятельности
в 1 классе.
Секция для педагогов
«Организация внеурочной деятельности в условиях перехода
к стандартам второго поколения»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8» г. Петровска
Саратовской области
Борисова Елена Александровна
Петровск
2012 г.
Внеурочная деятельность в 1 классе в условиях перехода на ФГОС НОО.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Согласно ФГОС НОО, в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в нашей школе, и как они применяются конкретно в 1-б классе, классным руководителем которого я являюсь в данный момент?
В образовательном плане нашей школы (МБОУ СОШ №8 г. Петровска) направлениями внеурочной деятельности являются:
- физкультурно-оздоровительное,
- художественно-эстетическое,
- научно–познавательное,
- духовно-нравственное,
- общественно-полезная деятельность,
- проектная деятельность.
Надо отметить, что внеучебная деятельность обучающихся начальной школы на всех мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах.
Возникает вопрос:
Какие формы работы по основным направлениям содержит план внеучебной деятельности?
Духовно-нравственное
Формы деятельности в 1-б классе:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Детская благотворительность.
В этом учебном году обучающиеся 1-б класса принимали участие в благотворительных акциях «Спешите делать добрые дела», «Живи учебник!», «Птицы – наши друзья!».
Научно-познавательное
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры и беседы;
Детские исследовательские проекты;
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);
Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Ученики 1-б класса участвуют в различных викторинах, познавательных играх, беседах. Хотя они еще и малы, но уже пробуют свои силы и в исследовательской работе. Пусть это только первые шаги в науку, но они уже имеют место быть.
Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «ЭМУ», «Смекалка», «Инфознайка».
Во многих конкурсах ребята заняли призовые места. А самые первые школьные награды ведь не могут не радовать.
Проектная деятельность
В этом учебном году мои первоклассники с огромным интересом и удовольствием участвовали в таких социально-значимых проектах, как «Если не мы, то кто…» с проектом «Цветы для школы», «Вы давно блинов не ели?», посвященный Масленице.
Мы получили дипломы за 1 и 2 место.
Физкультурно-оздоровительное
Первоклассники, как все знают, очень подвижны. Поэтому формы работы этого направления детям очень нравятся.
Мы с удовольствием устраиваем спортивные соревнования: и в своем классе, и в параллели с 1-а классом, а также по приглашению МУК КДЦ «Ровесник» и «Современник». И тоже получаем за это грамоты (1 и 2 место).
Многие мои первоклассники активно занимаются плаванием, самбо, легкой атлетикой и художественной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования.
Сама я веду кружок «Школа здоровья», на котором расширяю знания детей об их организме и о здоровом образе жизни, внушаю, что здоровье – главная ценность человека.
В нашей школе действует еще и спортивная секция «Легкая атлетика».
Утренняя зарядка, физкультминутки, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня – все это по душе первоклассникам.
А в конце этого учебного года планируем совместный с родителями туристический поход.
Художественно-эстетическое
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Художественные выставки;
Кружки художественного творчества;
Мы устроили собственными силами концерты в классе, посвященные Осени, Дню Матери и празднику 8 Марта, выставляли свои работы-рисунки на выставки.
Всегда активно участвуем в праздничном оформлении школы и своей классной комнаты.
В этом учебном году мы с удовольствием посетили Картинную галерею, где посмотрели работы петровских художников, а также были в краеведческом музее.
Побывали в школьной библиотеке, планируем сходить в городскую библиотеку.
Дети также посещают школьные художественно-эстетические кружки:
кружок «Самоделкин», где делают различные поделки и подарки для друзей из природного и других материалов;
кружок «Театральный», в котором пробуют себя в качестве актеров, играют различные роли, инсценируют русские народные сказки и знакомятся с историей театрального искусства;
Кружок «Разноцветный мир» учит их тонкостям изобразительного искусства, умению видеть и ценить красоту окружающего мира.
Общественно-полезная деятельность
В 1-б классе организовано дежурство. Каждый ученик в классе выполняет закрепленное за ним поручение. Проводим мы и трудовые десанты.
В течение года планируются беседы и встречи с представителями разных профессий. Активно мы участвуем в различных районных выставках поделок и детского творчества.
Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.
На основании приведенных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:
- наша школа имеет собственные ресурсы для организации этой работы;
- но помощь школе могут оказать и учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.
Наиболее продуктивной, конечно же, представляется схема ведения внеучебной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.
Но проблемным при выборе любой из схем остается вопрос оплаты внеучебной деятельности.
Таким образом, каждый ученик в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности.
Но главное, надо помнить, что участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...
Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся
«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...
программа воспитательной деятельности класса "Будь человеком"
Данная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Ориентация: культурно-нравственная. Составление данной четырехгодичной программы ВР в своем классе, следуя голосу души и интуитивному чутью, я...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"
Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....