«Роль специалистов сферы образования в инновационном процессе страны?» статья.
статья по теме

Обласова Людмила Юрьевна

Образование - мощный фактор изменений в обществе.Но образовательные результаты в современном обществе все в большей мере  зависят от организации образовательного процесса, повышении квалификации и условий труда педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oblasovoy_l.yu_._dlya_sayta.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Обласовой Людмилы Юрьевны, учителя начальных классов                                                                          ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Роль специалистов сферы образования в инновационном процессе страны?»

Согласно концепции модернизации российского образования, первейшая задача «образовательной политики на современном этапе» - достижение современного качества образования. Современное качество – это проблема вечная, динамичная.

Понятие «качество образования» должно служить главной задаче – улучшению образования на основе соединения лучших педагогических традиций и новаторства, инновационных подходов в педагогике. Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в обновлении программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий.

Учитель – это один из субъектов образовательного процесса. Он вносит свой вклад в содержательную сторону обучения, даёт собственную ценностно-смысловую интерпретацию учебного материала, акцентирует внимание на тех или иных аспектах его значимости, решает проблему преемственности с учётом индивидуально-психологических особенностей ученика, организует обратную связь с учащимися.

Существенное значение для продуктивной профессиональной деятельности учителя имеет личная составляющая, включающая: интеллектуальные умения, нравственные качества, эмоциональные чувства, волевые качества, организаторские способности.

Накапливая педагогический опыт, учитель находит свой стиль педагогической деятельности. Он создаёт авторские методики, технологии и программы. В результате вырабатывается особая культура труда, а главное – авторская система деятельности.

Учитель – главный источник качества обучения, воспитания и развития школьника.

 В условиях глобальной информатизации общества, при которой формируется информационно-коммуникационная среда, усиливается роль образования через освоение и применение информационных технологий в образовательном процессе педагогическими  средствами и различных технологий с разного рода информацией.

Становление открытого общества увеличивает потребность в развитии и применении новых социальных и коммуникативных технологий в широкой образовательной практике.

Неопределённость постиндустриального информационного  общества требует от человека готовности меняться, способности к образованию  и самообразованию.

Образование становится мощным фактором изменения всего общества и отдельного человека, обеспечивает его высокую мобильность и вместе с тем интеграцию в различные социальные группы.

Современная школа или вуз поставлены перед необходимостью обеспечения высокого качества результатов без особых финансовых вложений со стороны государства за счёт поиска внутренних резервов самой системы, а это возможно при активном внедрении современных методов и  технологий.

В образовательных учреждениях  появилась современная техника, а вместе с ней необходимость эффективно её использовать; усложнились образовательные задачи,  требования к интенсификации и качеству труда преподавателей вузов  и учителей школ. [1]

Именно поэтому для работы по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), сегодня результатами деятельности школы по повышению качества образования, в частности, являются

  • повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • приобретение педагогическим коллективом опыта инновационной деятельности;
  • объективный анализ оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.[2]

В этой связи возникает потребность в информации об объективных результатах деятельности образовательного учреждения, их динамике, прочих  факторах, влияющих на образовательные результаты. Насколько это сложно для учителей видно из опыта подготовки и проведения  ЕГЭ. Здесь на первый план как раз и выходит та самая личная составляющая. Можно высказать предположение, что вызвано это усугубляющими ситуацию внешними факторами. Поскольку оценка работы образовательного учреждения и конкретного учителя осуществляется по результатам прохождения учащимися единых государственных экзаменов и разного рода диагностических испытаний.

Несмотря на эту существующую  проблему, учителя ответственно относятся к повышению своей квалификации, а значит,  наращивают свой потенциал. Однако, знакомство  с опытом коллег, изучение нового международного опыта осуществляется в рабочем порядке. Это значит, что обремененный множеством забот, испытывающий перегрузки, среди которых большая доля -  психологические, учитель продолжает поиск универсальных технологий, которые можно применять с наибольшей долей эффективности. Поиск конкретных методик ведётся  для решения конкретных задач в конкретный временной период для конкретного класса. И это в  условиях современной системы аттестации. Аттестация мотивирует учителей в короткие сроки обращаться  к инновационному опыту.  Продолжается традиционная эксплуатация учительского энтузиазма. Нужна рациональная организация такой деятельности и разумное распределение сил. Это необходимо, в том числе, для привлечения в школу мотивированных молодых специалистов.

Система повышения квалификации должна быть  приближена к рабочему месту педагога. Работа в классе не менее значима, чем традиционные курсы повышения квалификации, проводимые на базе институтов повышения квалификации и методических центров. Именно классная комната становится исследовательской лабораторией учителя и площадкой для апробации новых подходов и методов обучения. Опыт показывает, что «…подготовка и наставничество, осуществляемые прямо в школах, оказываются более эффективными, чем традиционное педагогическое образование»[3]

В школах за последнее десятилетие успешно внедряются самые передовые технологии. Проектная деятельность начинается уже в начальной школе. Её перспективы очевидны, но и проблем с организацией тоже достаточно.

 Учителя начальной школы осваивают практику самостоятельной  оценочной деятельности учащихся.

Наиболее эффективной для организации обучения детей является система оценки, которая приближена к ученику, обеспечивает его постоянное взаимодействие с учителем, служит обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения. Оценивание в целях обучения:

- предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;

−нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;

 −вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание;

−обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;

 −укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений;

 −вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Но и здесь возникает много вопросов. Вероятно, когда эти,  относительно новые,  формы работы станут привычными, проблем с мотивацией учебной деятельности станет меньше.

Может быть так, а может и иначе. Ещё помнятся вспышки популярности «Петербургских мастерских» и увлечение  презентациями.

А пока в будущем мне видится разумное сочетание названных новаций с традиционными формами работы и с теми, которые ещё нащупывают новаторы в области образования.

Как учителя начальных классов меня интересуют  технологии развития  интереса к чтению и  преемственность традиций чтения, интегрированные программы по развитию культуры чтения, включающие творческую изобразительную, музыкальную, театральную деятельность.

Принятые педагогическим сообществом  интегрированные программы по учебным предметам, безусловно, пока ещё  перспектива, над ними работают энтузиасты, творческие методические объединения. Но внедрения  таких программ, а не только их создание, пока обязаны ярким педагогическим индивидуальностям. При этом всем известно, что учитель, преподаватель – профессия массовая.

Образовательные результаты в значительной мере зависят от организации образовательного процесса. Переход к вариативной системе образования создал новые предпосылки для индивидуализации школ, для приобретения Школой своего «педагогического лица».  Одна проблема:  с кем в ближайшее десятилетие будут школы приобретать своё «педагогическое лицо»? Нельзя забывать, что школа не в состоянии устранить последствия общественного воздействия; эффект воздействия школы должен всегда рассматриваться в связи со всеми остальными общественными факторами многие из этих факторов гораздо сильнее, чем сама школа.

На ежегодном международном саммите, посвященном проблемам профессии учителя (2011 г),   говорилось о том, что учитель должен стать центром решения  проблемы повышения качества образования и получить все инструменты и полномочия для того, чтобы проводить  необходимые изменения.  По моим личным наблюдениям, многое меняется  к лучшему. Но, может быть,  это потому, что мне есть с чем сравнивать.

Источники:

1. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; по ред. Н.В.Бордовской. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с.

  1. «Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/  Под общей ред. С.С.Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2012. – 120 с.
  2. И.А. Вальдман "Ключевые аспекты качества образования".
  3. Стратегия развития системы образования 2011-2020 г.г.

«Петербургская школа – 2020» (выдержки) «ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА 2020».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

«Управление инновационным процессом в образовании»

«Управление инновационным процессом в образовании»...

Роль инновационных процессов в декоративно- прикладном творчестве.

Сообщение из опыта работы педагога дополнительного образования в области поиска нового, передового в декоративно- прикладном творчестве....

Статья на тему: «Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?»

Рассматривается проблема роли учителя как субъекта процесса образования...

4.5. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.( А. Дистервег )...