СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

 

В статье Сергеевой В.А. представлена попытка привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме влияния семьи на предупреждение педагогической запущенности при обучении в школе.   

Одним из источников предупреждения социальной и педагогической дезадаптации является формирование должных ценностей, и существенную роль в этом играет семья.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как в последнее время наметилась тенденция ослабления или даже разрыва семейных связей между детьми и родителями. Многие родители перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на воспитательные и учебные заведения.

Автор обращает внимание на то,  что школа может только корректировать, а иногда и исправлять результаты  уже  сложившегося семейного воспитания. И все, что ребенок будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на рассматриваемые вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как фактор предупреждения социально-педагогической запущенности младших школьников.

Сергеева В. А.

МБОУ - СОШ № 6 г. Армавира Краснодарского края

Многолетняя практика школьного воспитания показывает, что большинство детских проблем, в том числе неуспеваемость и отклоняющееся от норм поведение, возникают и развиваются под влиянием причин, обусловленных социально - педагогическими условиями развития ребенка.

Эти причины в начальной стадии их проявления незаметны, так как  очень типичны. Под их влиянием формируется определенная категория детей, для которых характерны социальная, а в последствии и школьная дезадаптация. В литературе данную категорию детей определяют как «социально-педагогически  запущенные дети».

В научно-педагогической литературе нет однозначного определения, понятия педагогической запущенности. Наряду с понятием «педагогическая запущенность» (Г.П. Медведев, Г.П. Давыдов), можно встретить  - «трудный подросток» (Э.Г. Костяшкин, А.Ф. Никитин), «социально-педагогически запущенный» (А. С. Белкин), "дети с отклонением в нравственном развитии" (В.М. Обухов), «трудно-воспитуемый» (М.А. Алемаскин, А.И.Кочетов).

Педагогический словарь под редакцией Кирова это понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [4].

В Педагогической энциклопедии педагогическая запущенность рассматривается как отклонение от нормы в поведении, учебной деятельности, обусловленное недостатками воспитания [6].

С.С. Гиль дает следующее определение – это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [1].

По мнению Овчаровой Р.В. [3], социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок.

Таким образом, если проанализировать  данные подходы к определению педагогической запущенности, выделить  общие черты, на которые указывают авторы, можно  сформулировать следующее  определение. Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, которое проявляется в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и значит, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка [3].

Педагогическая запущенность определена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении проявляется  как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита [3].

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте, по мнению того же автора, являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [3].

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка. Один из источников предупреждения социальной дезадаптации – формирование должных ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, каково по отношению к нему воспитательное мнение членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в предупреждения дезадаптации.

 Согласно взглядам социальных педагогов [7], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.

В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами [2] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи. Весьма многообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  1. кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  2. причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  3. причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  1. сверхзанятость родителей;
  2. конфликтная ситуация в семье;
  3. пьянство родителей;
  4. случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  5. отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  6. типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  7. особенности подросткового возраста и др.

Многие родители перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять результаты  уже  сложившегося семейного воспитания. И все, что ребенок будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Ведущий путь воспитания – это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка поступкам и действиям родителей. Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону родителям прежде всего нужно изменить себя [5], [8].

Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17 минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственность. Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности - превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому.

Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье с низким уровнем эмоциональных, связей испытывает трудности в общении со сверстниками и общий уровень осведомленности у него ниже, чем у ребенка, воспитывающегося в семье с высоким уровнем эмоциональных связей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети, которые росли и развивались в семье, где тесные эмоциональные связи более психосоциально подготовлены к обучению в школе. Важность того, что семья играет немаловажную роль в предупреждении педагогической запущенности при обучении в школе, должен осознать каждый родитель и помочь своему ребенку. Это поможет учащемуся самоутвердиться в коллективе сверстников и избежать многих проблем.

Работа с педагогически запущенными школьниками заключается в преодолении педагогической запущенности, то есть в перевоспитании его, но это очень сложная и кропотливая работа. Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно

Литературные источники:

  1. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / под ред. С.С.Гиля – Омск, 1996.
  2. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2000.- С.54.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”. 2001. – 240с.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.-160 с.
  5. Педагогический словарь / под ред. Кирова И.А., Гончарова Н.К. – М, 1997.
  6. Российская педагогическая энциклопедия. – т.2 / под ред. В.В.Давыдова – М,1993. – С.132-133
  7. Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-416 стр.
  8. Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М.: Педагогика, 1989.-175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровая технология, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников"

Игра оказывает влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояния личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников".

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Предупреждение ошибок письма у младших школьников с недоразвитием речи.

Материал, отраженный в данной  работы  позволяет  скоррегировать  специфические  ошибки  письма,  обусловленные  несформированностью  фонематическог...

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников

В данной презентации отражены ключевые моменты игровой технологии, структурные составляющие дидактических игр, функции игр...

Поощрение как фактор активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников

В данной публикации  говорится о том, что возрастные и психологические  особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации ...

реферат проектная деятельность как фактор успешного воспитания и обучения младших школьников

В реферате  представлен обобщенный опыт работы по методу проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Предупреждение нарушений письма у младших школьников

          Процесс письма является сложным системным и произвольным психическим процессом. В норме он осуществляется на основе достаточного уровня сформированности опред...