Программа коррекционной работы в школе
методическая разработка по теме

Глазкова Светлана Леонидовна

Программа коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekcionka.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. НЕВЕЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа коррекционной работы, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию с учетом ведущего заболевания

г. Невельск

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает получения образования в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе  с использованием надомной формы обучения.

    В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  6. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  7. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  8. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
  9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Программа коррекционной работы сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся в МБОУ «СОШ №3» г. Невельска Сахалинской области.

Цель программы: обеспечить  системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

 — создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТМПМПК);

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в

решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные классы, группы.

                                         

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ

Направления работы

Основные виды деятельности

Диагностическая работа

обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— ранняя диагностика отклонений в развитии и

анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке от специалистов разного профиля;

— определение уровня развития и эмоционально - волевой сферы обучающегося;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности

коррекционно  - развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа 

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных

действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с   особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий;

— социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни;  

— системное воздействие на учебно - познавательную деятельность ребёнка направленное на формирование универсальных учебных действий.

Консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы;

— консультирование   педагогов по выбору

индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с такими детьми;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора

стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и неимеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы) для обучающихся, родителей, педагогов;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению особенностей развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

    Коррекционная работа реализуется поэтапно.

I этап (май – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия – психолого-педагогический консилиум, психологическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации:

1)                    Детский сад

2)                    Коррекционные классы

3)                    Индивидуальный и дифференцированный подход

4)                    Индивидуальное обучение (обучение на дому)

Социальное партнерство:

ТМПМПК

Детская поликлиника

Отдел социальной защиты

Отдел опеки и попечительства

Родительская общественность

Требования к условиям реализации программы 

Психолого-педагогическое обеспечение

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ТМПМПК;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно-методическое обеспечение 

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы (психолога, педагога), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды  образовательного учреждения.         

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием  современных  информационно-коммуникационных технологий.

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    В соответствии с Уставом МБОУ «СОШ №3» г. Невельска Сахалинской области школа имеет право на обучение детей, имеющих протоколы ТМПМПК, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII и VIII вида. В школе обучаются 4 человека по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VII вида и 15 человек по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VIII вида. Из них – 3 находятся на индивидуальном обучении на дому. С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются: кабинет психолога, медицинский кабинет, игровая. Работают специалисты: педагог – психолог, фельдшер, социальный педагог. В рамках внеурочной деятельности организован кружок «Звуки, буквы и слова», руководит которым специалист – логопед. Создан класс, где обучаются дети по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VIII вида 5 класс.  

    Основным механизмом взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий является  школьный психолого- медико- педагогического консилиум. С детьми данной группы работает социальный педагог, который тесно взаимодействует с семьей. Классные руководители, психолог отслеживают динамику развития и достижений обучающихся через  карты динамического наблюдения. Учителя – предметники, планируя тематические блоки, ориентируются на индивидуальные особенности обучающихся данной группы, которые отмечают в приложении к календарно-тематическому плану; разрабатывают индивидуальные дидактические материалы, направленные  на корректировку, выявленных затруднений у обучающихся.

Диагностическое направление

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализирован

ной помощи.

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение,  психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами

 сентябрь

 Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель- предметник

 

Углубленная  диагностика детей с ОВЗ

 

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

Учитель

 

Социально – педагогическая диагностика

 Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

 

 

 Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

 Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 Сентябрь - октябрь

 

 Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-предметник

 Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

 (периодичность в течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Планы, программы

 

Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Учитель-предметник, классный руководитель,

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

до октября

 

 

В течение года

Педагог-психолог

Учитель

 

Профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ

 

 

 

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических программ

 

В течение года

Педагог-психолог

Учитель

Зам.директора по УВР

 

Консультативное направление

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Консультирование педагогов

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Специалисты ТМПМПК

Учитель

Педагог – психолог

Зам. директора по ВР

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Специалисты ТМПМПК

Учитель

Педагог – психолог

Зам. директора по ВР

Консультирование родителей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Специалисты ТМПМПК

Учитель

Педагог – психолог

Зам. директора по ВР

 

Информационно – просветительское направление

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

 

Организация работы  семинаров, тренингов.

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ТМПМПК

Учитель

Педагог – психолог

Зам. директора по ВР, общественные организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

 По отдельному плану-графику

 

 

Специалисты ТМПМПК

Учитель

Педагог – психолог

Зам. директора по ВР

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы

рассматриваютя:

динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;

— количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ.

    Результатом коррекции развития детей с ОВЗ может считаться не столько  успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• овладение навыками коммуникации;
• дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. 

Жизненно значимые компетенции

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о

собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях.

Понимание того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, и

необходимо.

Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь

достаточный запас фраз и определений.

Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, умение объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с

семьей.

Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной

помощи

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту.

Овладение навыками самообслуживания дома и в школе.

Умение включаться в разнообразные повседневные дела.

Умение принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.

Представления об устройстве школьной жизни.

Умение ориентироваться в пространстве школы, в расписании занятий.

Готовность попросить о помощи в случае затруднений.

Готовность включаться в разнообразные повседневные школьные и домашние дела и принимать в них посильное

участие, брать на себя ответственность.

Понимание значения праздника дома и в школе, того, что праздники бывают разными.

Стремление порадовать близких.

Стремление участвовать в подготовке и проведении праздника

Овладение навыками коммуникации

Умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,

завершить разговор.

Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Освоение культурных форм выражения своих чувств.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения

цели.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером данной ситуации.

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

Активность во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести

себя в быту сообразно этому пониманию.

Умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

Прогресс в развитии любознательности,наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы,включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность

Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу ,опасение.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса.

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение круга освоенных социальных контактов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"

рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам...

Программа коррекционной работы по ФГОС в начальной школе.

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:  1) диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических о...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...

Программа коррекционной работы в начальной школе в рамках ООП НОО

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...