ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Коррекционный курс «Логопедические занятия» по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 5,6,7 классов с ОВЗ
рабочая программа по логопедии

Багдасаева Мария Александровна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._ovz_5-7_klassy.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекционный курс

«Логопедические занятия»

 по предупреждению и коррекции

недостатков устной и письменной речи

для учащихся 5,6,7 классов с ОВЗ

Пояснительная записка

В настоящее время  наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.

           Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.

           По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

           Рабочая программа коррекционного курса для учащихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с  задержкой психического развития.

Рабочая программа разработана с учетом:

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.        Приказ Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).

3.        Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

4.        Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

5.        Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

6.        Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом  РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).

7.        Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание - М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).

8.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).

9.        Проект Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с  задержкой психического развития. Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н. Садовниковой (1998г), Л.Н. Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.).

Программа составлена  с учётом контингента  обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам                                   МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой»  г. Удачный. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 , 6 и 7 классах – 2 часа в неделю.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у школьников 5–7 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития.

Поскольку категория детей с ЗПР многочисленна и неоднородна по своему составу, выраженность речевого нарушения у школьников одной возрастной группы может быть разной. У некоторых обучающихся с ЗПР может сохраняться нечеткость артикуляции и произношения, недостаточная автоматизированность отдельных звуков, недостаточность произвольности, объема и переключаемости артикуляционных движений. В речи могут встречаться нестойкие замены и пропуски звуков.

Трудности письма у школьников с ЗПР на уровне основного общего образования часто обусловлены недостатками фонематических процессов, нарушением языкового анализа и синтеза. Подростки с ЗПР продолжают затрудняться в выделении позиций и последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах, малознакомых или сложных для фонематического восприятия.

У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки словообразования приставочным и суффиксальным способами. Школьники могут применить изученный ранее способ преобразования на других словах формально, без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, что приводит к ошибкам. Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и предложении: ученик может, изменить форму существительного, забыв при этом про форму прилагательного, и наоборот.

У подростков с ЗПР, как правило, недостаточно сформирован лексико-грамматический компонент речи, что приводит к затруднениям при формулировании собственных мыслей. В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.

У обучающихся с ЗПР отмечается недостаточный уровень осознанной регуляции и самоконтроля при письме, что при повышении степени их самостоятельности приводит к увеличению количества ошибок. Как правило, они не замечают собственные ошибки, часто отвлекаются в процессе выполнения задания. У большинства школьников с ЗПР наблюдается замедленный темп письма.

На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно затрудняет овладение навыками грамотного письма в 5–9 классах и программным материалом по учебному предмету «Русский язык». Трудности различения фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и смысловых особенностей слов не позволяют школьникам понять и правильно применять орфографическое правило.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи, которая реализуется в процессе освоения коррекционно-развивающего курса.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии учащихся, их социальная адаптация. Развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Задачи программы:

  1. Формировать представление о языке, как национальном языке русского народа, государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения, языке русской художественной литературы.
  2. коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
  3. совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
  4. совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
  5. формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
  6. коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
  7. формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
  8. коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
  9. развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ, обусловленных недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи учащимся с ОВЗ с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения учащимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей младшего школьного возраста.

 6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально. В зависимости от выраженности речевого нарушения на основании рекомендаций ППк количество еженедельных занятий может быть увеличено.

Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:

групповое занятие – 40 минут;

подгрупповое занятие – 30–40 минут;

индивидуальное занятие – 20–40 минут.

Цель обучения:

- продолжать коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

-выполнить рекомендации районной ПМПК.

Основное содержание

коррекционного курса «Логопедические занятия» по годам обучения

5 КЛАСС

(первый год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»

Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).

6 КЛАСС

(второй год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»

Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по развитию произношения и навыков чтения.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи фразеологизмов.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).

7 КЛАСС

(третий год обучения на уровне основного общего образования)

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»

Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 7 класса). Практикум по улучшению дикции.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика»

Словообразование деепричастий при помощи суффиксов. Способы словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. Различение букв  и  на конце наречий. Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Образование кратких причастий.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения). Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами. Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного).

Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями).

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Составление рассказа-рассуждения. Составление повествовательного текста. Составление описательного текста. Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Деловое письмо (текст заявления, расписки, объяснительной записки).

 

Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.                                                                                                                                   Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала.      

Планируемые результаты освоения

коррекционного курса «Логопедические занятия»

 на уровень основного общего образования

В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):

По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):

  • правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
  • применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
  • различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука;
  • ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
  • дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;
  • дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки;
  • производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе;
  • выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).

По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»:

  • правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;
  • ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;
  • образовывать сложные слова путем сложения основ;
  • производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова;
  • правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;
  • соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с);
  • правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).

По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:

  • правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;
  • ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное;
  • различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи;
  • уметь образовывать форму изученных частей речи;
  • различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • различать фразеологизмы и свободные словосочетания;
  • различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);
  • различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст);
  • составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции;
  • выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • составлять простые и сложные предложения с однородными членами;
  • применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-7 классах пунктуационными правилами.

По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:

  • уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;
  • излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
  • связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • понимать основное содержание, смысл текста;
  • составлять простой/сложный план текста;
  • использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;
  • аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы;
  • участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;
  • извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;
  • создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;
  • соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;
  • выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.

Тематическое планирование по логопедической коррекции

для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающимся

по адаптированным программам

№ п/п

дата

Фактическая дата

Темы занятий

Кол-во часов.

1.

1.09-10.09

12.09-16.09

Обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

2

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

Фонетика, орфоэпия, графика»

2.

19.09-23.09

19.09-23.09

Повторение пройденного в начальной школе.  Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме.

2

3.

26.09-30.09

26.09-30.09

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение.  Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

2

4.

3.10-7.10

3.10-7.10

Безударные гласные.

2

5.

10.10-14.10

10.10-14.10

Проверяемые безударные гласные в корне

2

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика»

6.

17.10-21.10

17.10-21.10

Падежные окончания имен существительных

2

7.

24.10-28.10

24.10-28.10

Падежные окончания имен прилагательных

2

8.

10.11-11.10

10.11-11.10

Ъ и Ь

2

9

14.11-18.11

14.11-18.11

Буква Ь –показатель мягкости. Сочетания чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

2

10

21.11-25.11

21.11-25.11

Мягкий знак перед суффиксами щик, -щиц, -щин

2

11

28.11-2.12

28.11-2.12

Разделительные Ь и Ъ

2

12

5.12-9.12

5.12-9.12

Мягкий знак на конце слов после шипящих

2

13

12.12-16.12

12.12-16.12

Итоговые упражнения по теме

«Правописание Ь и Ъ»

2

14

19.12-23.12

19.12-23.12

Буквы и, у, а после шипящих

2

15

11.01-13.01

11.01-13.01

Буквы ы, и после ц

2

16

16.01-20.01

16.01-20.01

Буквы о, ё, е после шипящих и ц

2

17.

23.01-27.01

23.01-27.01

Итоговые упражнения по теме

«Буквы о, ё, е после шипящих и ц»

2

18

30.01-3.02

30.01-3.02

Чередование е-и в корнях, в которых написание гласных зависит от суффикса

2

19

6.02-10.02

6.02-10.02

Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от суффикса

2

20

13.02-17.02

13.02-17.02

Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от ударения

2

21

20.02-24.02

20.02-24.02

Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от последнего согласного корня

2

22

27.02-3.03

27.02-3.03

Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от значения слова

2

23

6.03-10.03

6.03-10.03

Обобщение материала по теме «Чередование а-о  в корне слова»

Итоговые упражнения по теме

«Безударные гласные в корне слова»

2

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

24

13.03-17.03

13.03-17.03

Словосочетание и предложение. Согласование слов

2

25

20.03-24.03

20.03-24.03

Связь слов в словосочетании и в предложении.

2

26

4.04-7.04

4.04-7.04

 Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи.

2

27

10.04-14.04

10.04-14.04

Словоизменение глаголов.

2

28.

17.04-21.04

17.04-21.04

Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы.

2

29.

24.04-28.04

24.04-28.04

Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но.

2

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

30.

2.05-5.02

2.05-5.02

Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова).

2

31.

8.05-12.05

8.05-12.05

Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам).

2

32.

15.05-19.05

15.05-19.05

Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов).

2

33.

22.05-26.05

22.05-26.05

Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).

2

34.

29.05-31.05

29.05-31.05

Диагностическое обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

2

всего

68 часов

Тематическое планирование по логопедической коррекции

для учащихся 6-х классов с ОВЗ, обучающимся

по адаптированным программам

№ п/п

дата

Фактическая дата

Темы занятий

Кол-во часов.

1.

1.09-10.09

12.09-16.09

Обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

2

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

Фонетика, орфоэпия, графика»

2.

19.09-23.09

19.09-23.09

Повторение пройденного в 5 классе. Безударные гласные и проверяемые согласные.

2

3.

26.09-30.09

26.09-30.09

Согласные: парные, непроизносимые, удвоенные. Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление)

2

4.

3.10-7.10

3.10-7.10

Правописание Ъ и Ь.

2

5.

10.10-14.10

10.10-14.10

Различение гласных в корне (повторение). Чередующиеся гласные, буква о-ё после шипящих в корне слова

2

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»

6.

17.10-21.10

17.10-21.10

Правописание приставок

2

7.

24.10-28.10

24.10-28.10

Чередование гласных О-А в корнях –лож-, -лаг-, -рос-, -раст-, -ращ-.

2

8.

10.11-11.10

10.11-11.10

Чередование гласных О-А в корнях –кос-, -кас-

2

9.

14.11-18.11

14.11-18.11

Чередование гласных О-А в корнях -гор-, -гар

2

10.

21.11-25.11

21.11-25.11

Различение гласных в приставках (повторение). Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.

2

11.

28.11-2.12

28.11-2.12

Правописание гласных в приставках –про-, -пра-.

2

12.

5.12-9.12

5.12-9.12

Неизменяемые приставки.  Практикум по развитию произношения и навыков чтения.

2

13.

12.12-16.12

12.12-16.12

Приставки, оканчивающиеся на з и с

2

14.

19.12-23.12

19.12-23.12

Приставки раз-(рас-), роз (рос-)

2

15.

11.01-13.01

11.01-13.01

Итоговые упражнения по теме «Правописание приставок»

2

16.

16.01-20.01

16.01-20.01

Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов. Правописание сложных слов.

2

17.

23.01-27.01

23.01-27.01

Сложные слова.

2

18.

30.01-3.02

30.01-3.02

Сложносокращенные слова.

2

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

19.

6.02-10.02

6.02-10.02

Несклоняемые имена существительные. Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными.

2

20.

13.02-17.02

13.02-17.02

Степени сравнения имени существительного

2

21.

20.02-24.02

20.02-24.02

Согласование порядковых числительных с существительными.

2

22.

27.02-3.03

27.02-3.03

Согласование местоимений с существительными.

2

23.

6.03-10.03

6.03-10.03

Изменение глагола по лицам и числам.

2

24.

13.03-17.03

13.03-17.03

Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных

2

25

20.03-24.03

20.03-24.03

Окончания глаголов.

2

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

26

4.04-7.04

4.04-7.04

Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Текст- описание. Характерные признаки текста – описания.

2

27

10.04-14.04

10.04-14.04

Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану).

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста – рассуждения.

2

28

17.04-21.04

17.04-21.04

Составление текста из деформированных предложений.

2

29

24.04-28.04

24.04-28.04

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

2

30

2.05-5.02

2.05-5.02

План. Пересказ текста по составленному плану. Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2).

2

31

8.05-12.05

8.05-12.05

Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану).

2

32

15.05-19.05

15.05-19.05

Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).

2

33

22.05-26.05

22.05-26.05

Проверка результативности коррекционной работы.

2

34

29.05-31.05

29.05-31.05

Работа над ошибками. Подведение итогов.

2

всего

68 часов

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающимся

по адаптированным программам

дата

Фактическая дата

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

1

1.09-9.09

1.09-9.09

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

2

2

12.09-16.09

12.09-16.09

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

2

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика

3

19.09-23.09

19.09-23.09

Повторение пройденного в 5, 6 классах. Безударные гласные и проверяемые согласные. Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала)

2

4

26.09-30.09

26.09-30.09

Согласные: парные, непроизносимые, удвоенные.

2

5

3.10-7.10

3.10-7.10

Практикум по улучшению дикции.

2

6

10.10-14.10

10.10-14.10

Правописание словарных слов

2

7

24.10-28.10

24.10-28.10

Чередующиеся гласные, буква о-ё после шипящих в корне слова.

2

8

10.11-11.10

10.11-11.10

Правописание приставок.

2

9

14.11-18.11

14.11-18.11

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

2

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика»

10

21.11-25.11

21.11-25.11

Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.

2

11

28.11-2.12

28.11-2.12

Правописание гласных в приставках –про-, -пра-.

2

12

5.12-9.12

5.12-9.12

Неизменяемые приставки

2

13

12.12-16.12

12.12-16.12

Приставки, оканчивающиеся на з и с

2

14

19.12-23.12

19.12-23.12

Приставки раз-(рас-), роз (рос-)

2

15

11.01-13.01

11.01-13.01

Итоговые упражнения по теме «Правописание приставок»

2

16

16.01-20.01

16.01-20.01

Наречие как часть речи. Способы словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий.

2

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

17

23.01-27.01

23.01-27.01

Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Анализ предложений с наречиями.

2

18

30.01-3.02

30.01-3.02

Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения).

2

19

6.02-10.02

6.02-10.02

Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами

2

20

13.02-17.02

13.02-17.02

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).

2

21

20.02-24.02

20.02-24.02

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

2

22

27.02-3.03

27.02-3.03

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

2

23

6.03-10.03

6.03-10.03

Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного).

2

24

13.03-17.03

13.03-17.03

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

2

25

20.03-24.03

20.03-24.03

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

2

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

26

4.04-7.04

4.04-7.04

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем).

2

27

10.04-14.04

10.04-14.04

Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом.

2

28

17.04-21.04

17.04-21.04

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

2

29

24.04-28.04

24.04-28.04

План. Пересказ текста по составленному плану. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану).

1

30

2.05-5.02

2.05-5.02

Подробное изложение повествовательных текстов.

2

31

8.05-12.05

8.05-12.05

Подробное изложение с творческими дополнениями.

2

32

15.05-19.05

15.05-19.05

Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).

2

33

22.05-26.05

22.05-26.05

Проверка результативности коррекционной работы.

2

34

29.05-31.05

29.05-31.05

Работа над ошибками.

2

Всего:

68 часов

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая логопедом в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

9. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
  2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
  3. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
  4. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
  6. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
  7. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
  8. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....