ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Коррекционный курс «Логопедические занятия» по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 5,6,7 классов с ОВЗ
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционный курс
«Логопедические занятия»
по предупреждению и коррекции
недостатков устной и письменной речи
для учащихся 5,6,7 классов с ОВЗ
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.
Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
Рабочая программа коррекционного курса для учащихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа разработана с учетом:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Миобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
5. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
7. Фундаментальное содержания общего образования (под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е издание - М.: Просвещение, 2010 – 59 с. (стандарты второго поколения).
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова – изд. – М.: Просвещение, 2009 г.).
9. Проект Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н. Садовниковой (1998г), Л.Н. Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.).
Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 , 6 и 7 классах – 2 часа в неделю.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у школьников 5–7 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития.
Поскольку категория детей с ЗПР многочисленна и неоднородна по своему составу, выраженность речевого нарушения у школьников одной возрастной группы может быть разной. У некоторых обучающихся с ЗПР может сохраняться нечеткость артикуляции и произношения, недостаточная автоматизированность отдельных звуков, недостаточность произвольности, объема и переключаемости артикуляционных движений. В речи могут встречаться нестойкие замены и пропуски звуков.
Трудности письма у школьников с ЗПР на уровне основного общего образования часто обусловлены недостатками фонематических процессов, нарушением языкового анализа и синтеза. Подростки с ЗПР продолжают затрудняться в выделении позиций и последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах, малознакомых или сложных для фонематического восприятия.
У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки словообразования приставочным и суффиксальным способами. Школьники могут применить изученный ранее способ преобразования на других словах формально, без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, что приводит к ошибкам. Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и предложении: ученик может, изменить форму существительного, забыв при этом про форму прилагательного, и наоборот.
У подростков с ЗПР, как правило, недостаточно сформирован лексико-грамматический компонент речи, что приводит к затруднениям при формулировании собственных мыслей. В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
У обучающихся с ЗПР отмечается недостаточный уровень осознанной регуляции и самоконтроля при письме, что при повышении степени их самостоятельности приводит к увеличению количества ошибок. Как правило, они не замечают собственные ошибки, часто отвлекаются в процессе выполнения задания. У большинства школьников с ЗПР наблюдается замедленный темп письма.
На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно затрудняет овладение навыками грамотного письма в 5–9 классах и программным материалом по учебному предмету «Русский язык». Трудности различения фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и смысловых особенностей слов не позволяют школьникам понять и правильно применять орфографическое правило.
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи, которая реализуется в процессе освоения коррекционно-развивающего курса.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии учащихся, их социальная адаптация. Развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи программы:
- Формировать представление о языке, как национальном языке русского народа, государственном языке Российской Федерации и языке межнационального общения, языке русской художественной литературы.
- коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
- совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
- совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
- формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
- коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
- формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
- коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
- развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ, обусловленных недостаткам в их речевом, физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи учащимся с ОВЗ с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения учащимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей младшего школьного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально. В зависимости от выраженности речевого нарушения на основании рекомендаций ППк количество еженедельных занятий может быть увеличено.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:
групповое занятие – 40 минут;
подгрупповое занятие – 30–40 минут;
индивидуальное занятие – 20–40 минут.
Цель обучения:
- продолжать коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
-выполнить рекомендации районной ПМПК.
Основное содержание
коррекционного курса «Логопедические занятия» по годам обучения
5 КЛАСС
(первый год обучения на уровне основного общего образования)
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).
6 КЛАСС
(второй год обучения на уровне основного общего образования)
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по развитию произношения и навыков чтения.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи фразеологизмов.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).
7 КЛАСС
(третий год обучения на уровне основного общего образования)
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»
Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала 7 класса). Практикум по улучшению дикции.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование деепричастий при помощи суффиксов. Способы словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. Различение букв -о и -а на конце наречий. Различение гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Образование кратких причастий.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения). Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами. Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного).
Составление предложений с деепричастным оборотом (по образцу). Составление предложений с местоимениями, замена существительных и прилагательных местоимениями).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»
Работа с текстом (компрессия/сокращение текста объемом не менее 110 слов с опорой на самостоятельно составленный план). Составление рассказа-рассуждения. Составление повествовательного текста. Составление описательного текста. Пересказ текста с использованием приемов сжатия текста (сокращение текста из 6 предложений до 3). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 4 реплик). Деловое письмо (текст заявления, расписки, объяснительной записки).
Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала.
Планируемые результаты освоения
коррекционного курса «Логопедические занятия»
на уровень основного общего образования
В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):
По модулю «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика):
- правильно говорить и писать без специфических ошибок, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
- применять знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
- различать звук как единицу языка, иметь представление о соотношении звуков и букв, системе звуков, в том числе гласных и согласных звуков, иметь навык постановки ударения в словах, давать характеристику звука;
- ориентироваться в понятиях звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
- дифференцировать на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, аффрикаты и их компоненты, определять позиционные чередования звуков;
- дифференцировать при письме сходные по оптическому, кинестетическому принципу буквы, фонетическому принципу звуки;
- производить фонетический разбор слова, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- соблюдать на письме орфографические правила, основанные на фонетическом принципе;
- выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены, антиципации).
По модулю «Обогащение и активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования. Морфемика»:
- правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их;
- ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс;
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов;
- образовывать сложные слова путем сложения основ;
- производить словообразовательный разбор с целью определения способа образования слова;
- правильно образовывать, употреблять формы слова разных частей речи;
- соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с);
- правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова; правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по годам обучения); правописания глаголов (корней с чередованием е // и; использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам обучения).
По модулю «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»:
- правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок словоизменения или минимизируя их;
- ориентироваться в понятиях части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие, причастие, деепричастие, числительное;
- различать и определять с опорой на схему различные морфологические признаки частей речи;
- уметь образовывать форму изученных частей речи;
- различать однозначные и многозначные слова, омонимы, прямое и переносное значение слова;
- подбирать синонимы и антонимы;
- различать фразеологизмы и свободные словосочетания;
- различать и употреблять метафоры, гиперболы, сравнения (в рамках изученного);
- различать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- понимать лексическое значение незнакомого слова исходя из контекста (предложение, текст);
- составлять словосочетания, правильно согласовывать слова и употреблять предложно-падежные конструкции;
- выделять словосочетания в предложении, определять тип связи, главное и зависимое слово;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения с однородными членами;
- применять знания по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании), уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-7 классах пунктуационными правилами.
По модулю «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»:
- уметь формулировать собственное связное высказывание с соблюдением изученных правил и норм современного русского литературного языка;
- излагать основное содержание прослушанного текста, с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы;
- связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, составлять связный рассказ и пересказ на заданную тему; соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения;
- определять тему и основную мысль текста;
- понимать основное содержание, смысл текста;
- составлять простой/сложный план текста;
- использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи, синтаксических конструкций;
- аргументировать собственную позицию, доказывать её, используя различные языковые средства и приемы;
- участвовать в беседе, создавать устные монологические и диалогические высказывания, характеризующиеся широким спектром лексических средств, точностью словаря, использованием разнообразных синтаксических конструкций;
- извлекать нужную информацию, анализировать и систематизировать речевой материал;
- создавать и редактировать тексты, находить и исправлять ошибки;
- соблюдать в устной речи и на письме изученные правила речевого этикета;
- выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением всех пройденных орфоэпических норм, с соблюдением интонации и пунктуационного оформления текста.
Тематическое планирование по логопедической коррекции
для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающимся
по адаптированным программам
№ п/п | дата | Фактическая дата | Темы занятий | Кол-во часов. |
1. | 1.09-10.09 12.09-16.09 | Обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 | |
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» | ||||
2. | 19.09-23.09 19.09-23.09 | Повторение пройденного в начальной школе. Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме. | 2 | |
3. | 26.09-30.09 26.09-30.09 | Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | 2 | |
4. | 3.10-7.10 3.10-7.10 | Безударные гласные. | 2 | |
5. | 10.10-14.10 10.10-14.10 | Проверяемые безударные гласные в корне | 2 | |
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» | ||||
6. | 17.10-21.10 17.10-21.10 | Падежные окончания имен существительных | 2 | |
7. | 24.10-28.10 24.10-28.10 | Падежные окончания имен прилагательных | 2 | |
8. | 10.11-11.10 10.11-11.10 | Ъ и Ь | 2 | |
9 | 14.11-18.11 14.11-18.11 | Буква Ь –показатель мягкости. Сочетания чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ | 2 | |
10 | 21.11-25.11 21.11-25.11 | Мягкий знак перед суффиксами –щик, -щиц, -щин | 2 | |
11 | 28.11-2.12 28.11-2.12 | Разделительные Ь и Ъ | 2 | |
12 | 5.12-9.12 5.12-9.12 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 2 | |
13 | 12.12-16.12 12.12-16.12 | Итоговые упражнения по теме «Правописание Ь и Ъ» | 2 | |
14 | 19.12-23.12 19.12-23.12 | Буквы и, у, а после шипящих | 2 | |
15 | 11.01-13.01 11.01-13.01 | Буквы ы, и после ц | 2 | |
16 | 16.01-20.01 16.01-20.01 | Буквы о, ё, е после шипящих и ц | 2 | |
17. | 23.01-27.01 23.01-27.01 | Итоговые упражнения по теме «Буквы о, ё, е после шипящих и ц» | 2 | |
18 | 30.01-3.02 30.01-3.02 | Чередование е-и в корнях, в которых написание гласных зависит от суффикса | 2 | |
19 | 6.02-10.02 6.02-10.02 | Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от суффикса | 2 | |
20 | 13.02-17.02 13.02-17.02 | Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от ударения | 2 | |
21 | 20.02-24.02 20.02-24.02 | Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от последнего согласного корня | 2 | |
22 | 27.02-3.03 27.02-3.03 | Чередование а-о в корнях, в которых написание гласных зависит от значения слова | 2 | |
23 | 6.03-10.03 6.03-10.03 | Обобщение материала по теме «Чередование а-о в корне слова» Итоговые упражнения по теме «Безударные гласные в корне слова» | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» | ||||
24 | 13.03-17.03 13.03-17.03 | Словосочетание и предложение. Согласование слов | 2 | |
25 | 20.03-24.03 20.03-24.03 | Связь слов в словосочетании и в предложении. | 2 | |
26 | 4.04-7.04 4.04-7.04 | Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. | 2 | |
27 | 10.04-14.04 10.04-14.04 | Словоизменение глаголов. | 2 | |
28. | 17.04-21.04 17.04-21.04 | Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. | 2 | |
29. | 24.04-28.04 24.04-28.04 | Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но. | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» | ||||
30. | 2.05-5.02 2.05-5.02 | Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). | 2 | |
31. | 8.05-12.05 8.05-12.05 | Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). | 2 | |
32. | 15.05-19.05 15.05-19.05 | Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). | 2 | |
33. | 22.05-26.05 22.05-26.05 | Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма). | 2 | |
34. | 29.05-31.05 29.05-31.05 | Диагностическое обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 2 | |
всего | 68 часов |
Тематическое планирование по логопедической коррекции
для учащихся 6-х классов с ОВЗ, обучающимся
по адаптированным программам
№ п/п | дата | Фактическая дата | Темы занятий | Кол-во часов. |
1. | 1.09-10.09 12.09-16.09 | Обследование учащихся. Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 | |
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» | ||||
2. | 19.09-23.09 19.09-23.09 | Повторение пройденного в 5 классе. Безударные гласные и проверяемые согласные. | 2 | |
3. | 26.09-30.09 26.09-30.09 | Согласные: парные, непроизносимые, удвоенные. Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление) | 2 | |
4. | 3.10-7.10 3.10-7.10 | Правописание Ъ и Ь. | 2 | |
5. | 10.10-14.10 10.10-14.10 | Различение гласных в корне (повторение). Чередующиеся гласные, буква о-ё после шипящих в корне слова | 2 | |
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» | ||||
6. | 17.10-21.10 17.10-21.10 | Правописание приставок | 2 | |
7. | 24.10-28.10 24.10-28.10 | Чередование гласных О-А в корнях –лож-, -лаг-, -рос-, -раст-, -ращ-. | 2 | |
8. | 10.11-11.10 10.11-11.10 | Чередование гласных О-А в корнях –кос-, -кас- | 2 | |
9. | 14.11-18.11 14.11-18.11 | Чередование гласных О-А в корнях -гор-, -гар | 2 | |
10. | 21.11-25.11 21.11-25.11 | Различение гласных в приставках (повторение). Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. | 2 | |
11. | 28.11-2.12 28.11-2.12 | Правописание гласных в приставках –про-, -пра-. | 2 | |
12. | 5.12-9.12 5.12-9.12 | Неизменяемые приставки. Практикум по развитию произношения и навыков чтения. | 2 | |
13. | 12.12-16.12 12.12-16.12 | Приставки, оканчивающиеся на з и с | 2 | |
14. | 19.12-23.12 19.12-23.12 | Приставки раз-(рас-), роз (рос-) | 2 | |
15. | 11.01-13.01 11.01-13.01 | Итоговые упражнения по теме «Правописание приставок» | 2 | |
16. | 16.01-20.01 16.01-20.01 | Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов. Правописание сложных слов. | 2 | |
17. | 23.01-27.01 23.01-27.01 | Сложные слова. | 2 | |
18. | 30.01-3.02 30.01-3.02 | Сложносокращенные слова. | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» | ||||
19. | 6.02-10.02 6.02-10.02 | Несклоняемые имена существительные. Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. | 2 | |
20. | 13.02-17.02 13.02-17.02 | Степени сравнения имени существительного | 2 | |
21. | 20.02-24.02 20.02-24.02 | Согласование порядковых числительных с существительными. | 2 | |
22. | 27.02-3.03 27.02-3.03 | Согласование местоимений с существительными. | 2 | |
23. | 6.03-10.03 6.03-10.03 | Изменение глагола по лицам и числам. | 2 | |
24. | 13.03-17.03 13.03-17.03 | Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных | 2 | |
25 | 20.03-24.03 20.03-24.03 | Окончания глаголов. | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» | ||||
26 | 4.04-7.04 4.04-7.04 | Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Текст- описание. Характерные признаки текста – описания. | 2 | |
27 | 10.04-14.04 10.04-14.04 | Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Текст – рассуждение. Характерные признаки текста – рассуждения. | 2 | |
28 | 17.04-21.04 17.04-21.04 | Составление текста из деформированных предложений. | 2 | |
29 | 24.04-28.04 24.04-28.04 | Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. | 2 | |
30 | 2.05-5.02 2.05-5.02 | План. Пересказ текста по составленному плану. Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). | 2 | |
31 | 8.05-12.05 8.05-12.05 | Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). | 2 | |
32 | 15.05-19.05 15.05-19.05 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления). | 2 | |
33 | 22.05-26.05 22.05-26.05 | Проверка результативности коррекционной работы. | 2 | |
34 | 29.05-31.05 29.05-31.05 | Работа над ошибками. Подведение итогов. | 2 | |
всего | 68 часов |
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающимся
по адаптированным программам
№ | дата | Фактическая дата | Тема коррекционного занятия | Кол-во часов |
1 | 1.09-9.09 1.09-9.09 | Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 2 | |
2 | 12.09-16.09 12.09-16.09 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 | |
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика | ||||
3 | 19.09-23.09 19.09-23.09 | Повторение пройденного в 5, 6 классах. Безударные гласные и проверяемые согласные. Фонетический и орфографический анализ слов (в рамках изученного программного материала) | 2 | |
4 | 26.09-30.09 26.09-30.09 | Согласные: парные, непроизносимые, удвоенные. | 2 | |
5 | 3.10-7.10 3.10-7.10 | Практикум по улучшению дикции. | 2 | |
6 | 10.10-14.10 10.10-14.10 | Правописание словарных слов | 2 | |
7 | 24.10-28.10 24.10-28.10 | Чередующиеся гласные, буква о-ё после шипящих в корне слова. | 2 | |
8 | 10.11-11.10 10.11-11.10 | Правописание приставок. | 2 | |
9 | 14.11-18.11 14.11-18.11 | Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. | 2 | |
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса: формирование навыков словообразования. Морфемика» | ||||
10 | 21.11-25.11 21.11-25.11 | Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. | 2 | |
11 | 28.11-2.12 28.11-2.12 | Правописание гласных в приставках –про-, -пра-. | 2 | |
12 | 5.12-9.12 5.12-9.12 | Неизменяемые приставки | 2 | |
13 | 12.12-16.12 12.12-16.12 | Приставки, оканчивающиеся на з и с | 2 | |
14 | 19.12-23.12 19.12-23.12 | Приставки раз-(рас-), роз (рос-) | 2 | |
15 | 11.01-13.01 11.01-13.01 | Итоговые упражнения по теме «Правописание приставок» | 2 | |
16 | 16.01-20.01 16.01-20.01 | Наречие как часть речи. Способы словообразования наречий. Образование новой формы слова с помощью частиц. Различение букв -о, -я, -е после шипящих на конце наречий. | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» | ||||
17 | 23.01-27.01 23.01-27.01 | Различение и употребление в речи различных частей речи (в том числе наречий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий). Анализ предложений с наречиями. | 2 | |
18 | 30.01-3.02 30.01-3.02 | Лексическое значение слова (понимание и объяснение значения). | 2 | |
19 | 6.02-10.02 6.02-10.02 | Работа с омонимами. Работа с фразеологизмами | 2 | |
20 | 13.02-17.02 13.02-17.02 | Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). | 2 | |
21 | 20.02-24.02 20.02-24.02 | Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. | 2 | |
22 | 27.02-3.03 27.02-3.03 | Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. | 2 | |
23 | 6.03-10.03 6.03-10.03 | Работа с пословицами и поговорками. Работа с афоризмами, крылатыми выражениями (на основе изученного). | 2 | |
24 | 13.03-17.03 13.03-17.03 | Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). | 2 | |
25 | 20.03-24.03 20.03-24.03 | Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. | 2 | |
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» | ||||
26 | 4.04-7.04 4.04-7.04 | Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). | 2 | |
27 | 10.04-14.04 10.04-14.04 | Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. | 2 | |
28 | 17.04-21.04 17.04-21.04 | Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. | 2 | |
29 | 24.04-28.04 24.04-28.04 | План. Пересказ текста по составленному плану. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). | 1 | |
30 | 2.05-5.02 2.05-5.02 | Подробное изложение повествовательных текстов. | 2 | |
31 | 8.05-12.05 8.05-12.05 | Подробное изложение с творческими дополнениями. | 2 | |
32 | 15.05-19.05 15.05-19.05 | Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления). | 2 | |
33 | 22.05-26.05 22.05-26.05 | Проверка результативности коррекционной работы. | 2 | |
34 | 29.05-31.05 29.05-31.05 | Работа над ошибками. | 2 | |
Всего: | 68 часов |
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
6.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
7.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
8.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
9. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
Учебные пособия для работы с детьми:
- О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
- И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
- Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
- А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
- Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.
Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...
Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"
Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи для учащихся 1 – 4 классов с ОВЗ
Рабочая программа учителя-логопеда...