Статья "Особенности учебников по русскому языку по программе "Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал на тему

В данной статье рассматриваются методические особенности построения учебников русского языка по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенность учебников по русскому языку по программе «Перспективная начальная школа»

      Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010, с. 4).

Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.         

Конечно, данная концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1–4-го классов, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, комплект учебников  «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Только с учетом сильных сторон всех направлений стала возможна разработка концепции УМК «Перспективная начальная школа» и создание нового учебно-методического комплекта.

     Комплект учебников,  которыми представлена программа, разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

          УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя.  Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

   Если говорить непосредственно об учебниках русского языка, то следует отметить, что начиная со 2 класса за год ученик проходит 3 части: 1 и 3 непосредственное изучение учебного материала, 2 часть представляет собой некоторое методическое пособие по развитию речи, которое включает словари (во 2 классе – 5 словарей, в 3 классе – 6 словарей, в 4 классе – 7 словарей), материал для устных и письменных работ по развитию речи, а художественные репродукции картин известных художников по которым детям предстоит работать располагаются в учебнике литературного чтения.

       Во всех учебниках используется единая  система условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев.  (Рассмотреть условные обозначения) Следует обратить внимание, что в условные обозначения включены не только символы, обозначающие задания, но и формы организации деятельности школьников. Что помогает учителю в планировании проведения  урока.

        Особенности учебника накладывают отпечаток непосредственно на  тематическое планирование уроков русского языка: один раз в неделю, или каждый 5-ый урок  русского языка направлен на развитие речи, что находит свое отражение в плане, в эти же уроки включена «Азбука вежливости» - правила написания писем, открыток, поздравлений. Начиная с первого класса,  детей приглашают стать членами сразу 2 научных клубов - общение ученика, организованное учебником за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки с активом школьных клубов «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», таким образом, дети получают навыки общения через письмо. По окончании каждой четверти  (начиная со 2 класса) учащимся предлагается написать письма научным сотрудникам и поделиться своими впечатлениями.

     Своеобразно построена работа со словом: фонетическая работа над словом  в 1 классе приводит к  морфемному  и словообразовательному анализу во 2 классе. В 3 классе он будет дополняться морфологическим анализом (изменение его форм), и этимологическим (происхождение слов) в 4 классе. Особо ценным в данном курсе русского языка является то, что авторы учебника заставляют детей сомневаться в написании той или иной орфограммы. Создают учебные ситуации, требующие обращения к словарям различных типов, и тем самым формируют представление об информации, которую можно извлечь из разных словарей, элементарные представления об устройстве статей в разных словарях, понимать систему обозначений и сокращений, к которым прибегают словари.

        Особое внимание хотелось бы обратить на работу на уроках русского языка с обратным словарем. Такого вида работы нет в традиционной программе. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но этот порядок не по началу, а по концу слов. Все слова выровнены по правому краю. Если в словах 4 буквы одинаковые, то они будут стоять в алфавитном порядке по 5-ой букве. Выстраивая слова в «обратном словаре» они группируются по грамматическим признакам. Например:  существительные  или  глаголы с одинаковым суффиксом, тоже касается прилагательных и наречий. Виды заданий с «обратным словарем» самые различные (рассмотреть учебник). Работа с «обратным словарем» сохраняя общий принцип с каждым годом расширяется по мере включения конкретных грамматических задач.

      То, что используется в УМК необходимо и достаточно для формирования УУД и навыков практической работы (работать с оглавлением книги, с содержанием учебника, со словарями, с различными источниками информации и т.д.)

        Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1.  - Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны.

       -  Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения.

 2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят.

3.  Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем.

 4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок.

5.  Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

 6.  Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

7.   Для создания или восстановления целостной картины мира.

   

    Одна из особенностей  учебника по русскому языку во 2 классе- инструментальность, которая подготавливает детей к самостоятельной работе с книгой. Сам учебник учит листать книгу, находить в ней нужное, работать одновременно с двумя - тремя книгами, с другими источниками информации - тетрадью, словарями, что способствует умению собирать факты, используя информацию в учебниках для самостоятельной работы.

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи.

    Учебник имеет качественное полиграфическое исполнение, красочные рисунки, шрифт соответствует возрасту учеников. Текст напечатан разным шрифтом, что помогает учащимся хорошо ориентироваться в нём. На форзаце учебника напечатаны основные правила с примерами, что помогает учащимся грамотно писать.

    Очень хорошо организована работа с алфавитом.

Также хорошо, что с первых страниц данного учебника учащиеся знакомятся с четырьмя словарями. Вместе с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей дети узнали о существовании обратного словаря, стали работать с ним. Формированию культуры речи способствует работа со словарем "Произноси правильно". Не менее важно для второклассников является работа со словарем с происхождения слов. Интересно даются понятия "главные и неглавные слова в предложении", "окончания". Сначала как бы настораживает слишком долгая устная работа на уроках. Позже становится понятно, что работа по данному учебнику предполагает формирование у детей активной позиции школьников посредством проблемных диалогов, парной и групповой видов работы.

     Особенностью учебника русского языка в 3 классе является попытка принципиально изменить привычные акценты: традиционно в начальной школе все виды разбора (звуко-буквенный, морфемный, связанный с характеристикой части речи, а также разбор по членам предложения) носили характер "дополнительных" заданий и воспринимались школьниками как ненужное мучение. Цель учебника – сделать эти разборы функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьники обнаружили, что разбор помогает решать практические задачи правописания (первые три вида разбора); помогает понимать смысл сказанного, а в дальнейшем и менять его (четвертый вид разбора).

    Первая часть учебника ("Части слова") посвящена формированию орфографических умений на основе понимания действий Закона сильной позиции. Здесь создаются условия для практического освоения тех орфограмм, осознание которых связано с уяснением состава, этимологии и звуко-буквенного облика слова. Вторая часть учебника ("Части речи") создает условия для наблюдения за орфограммами, порожденными изменениями формы слова (склонением или спряжением).

Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ, а также данные, из какого именно языка они пришли) носят не просто культурологический характер: дело не только в том, чтобы сделать учебник интересным или расширить представления из истории языка. Дело в том, что процедура исторического разбора делает для школьника слово прозрачным. Он зрительно запоминает части этого слова, поскольку каждая из них для него теперь обладает смыслом! Например, если школьник видит, что слово пожалуйста состоит из двух частей – пожалуй и ста, причем смысл каждой части объясняется (пожалуй – от жаловать, дарить любя; ста – либо сударь, либо стало быть), то теперь запоминание правописания того слова уже не будет носить формально-механический характер. То же самое – с другими словами, например, со словом счастье ( с + часть) и т.д. Смысл деления слов с удвоенными согласными в корне на слова, пришедшие в язык из Англии, Франции, Греции и т.д., все тот же: окружить слова определенным ассоциативным ореолом, который делает запоминание их правописания осмысленным. Хотелось бы отучить школьника от пугающего словосочетания "словарное слово". Для него корова должна быть не абстрактным "словарным словом", а словом, в котором есть сочетание -оро-, тогда (по аналогии) и молоко (-оло-), и воробей, и соловей, и золото, и городской, и другие будут не словами "для запоминания", а словами, в которых есть общая закономерность.

В учебнике сделано все возможное для того, чтобы школьники обратили внимание на слово, чтобы слово стало предметом их интереса, то есть стало конструктивно разборным и "прозрачным" сразу в нескольких направлениях: своего происхождения, звуко-буквенного состава, морфемного состава, парадигмы своих возможных изменений и своего контекстного значения.

     В учебнике выстроена система работы, нацеленная на осознание школьниками лексических возможностей речи. Школьники знакомятся с понятиями синонимы, антонимы, фразеологизмы, осваивают их практически. Одна из линий работы ориентирована на практическое освоение школьниками некоторых важных формул речевого этикета, на формирование умений различать и создавать тексты разных видов.

     Очень сильный русский язык: в середине третьего класса уже охвачены падежи, склонения, части речи, полный разбор предложений, состав слова и т. д. Важно, что выводы делает сам ребенок, пусть сначала трудно, но к концу второго класса формируется умение мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Решение проблем развития речи опирается на разделение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усваивать важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. 

    Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».

   На уроках развития речи ученикам понятно, как нужно научиться писать изложения и сочинения. Особенно удачно представлена методика сочинения по картинам.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе

План-конспект урока с презентацией по теме "Антонимы". Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс

Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Тесты по русскому языку 4 класс Начальная школа ХХI века

Тесты по русскому языку  по четвертям для начальной школы  "Начальная школа ХХI века" ...

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....