«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»
статья по теме
Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". Работа сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_4_i_5_klass.doc | 174.5 КБ |
odar_det_prez.ppt | 422.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
по созданию условий развития талантливых детей
в рамках преемственности между 4 и 5 классом.
«Если ученик в школе не
научился ничего творить,
то в жизни он будет
всегда только подражать….»
Толстой Л.Н.
Работа с творческими, талантливыми детьми широко развёрнута во многих образовательных учреждениях не только в гимназиях, лицеях, но и массовых школах, какой является наша школа.
Безусловно, в нашей школе существуют определённые проблемы в работе с такими детьми:
- до 2008 года не было связи, выхода в интернет;
- нехватка педагогических кадров;
- нет возможности для выезда учащихся в город;
- нет учреждений дополнительного образования;
Две крайние точки зрения гласят: все дети талантливы; одаренные дети встречаются редко.
Что же такое одаренность?
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности:
- Интеллектуальная одаренность;
- Коммуникативная одаренность;
- Творческая
- Социальная одаренность (Лидерство);
- Спортивная одаренность.
С 2001 - 2009 являлась руководителем МО учителей начальных классов. Разные вопросы по преемственности рассматривались на заседаниях МО, но труднее всего решался вопрос по созданию условий для развития талантливых детей.
Долгое время считали, что преемственность касается лишь содержания обучения, но в настоящее время согласно закону об образовании и требованиям ФГОС члены МО поставили перед собой цель: организация работы с одаренными детьми на всех этапах обучения (при переходе их из начальной школы в среднюю школу).
Задачи:
- Создания научно-методической базы в работе с одаренными детьми.
- согласовывать изучение учебных программ так, чтобы начальная школа готовила основу для творческого развития ребенка на следующем этапе обучения;
- создать условия для развития творческой самореализации личности в различных видах деятельности (исследовательской, проектной) при переходе в старшую школу.
- создать условия для развития интереса учащихся к участию в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных конкурсах.
- сформировать команды для участия в конкурсах, олимпиадах, НПК на всех уровнях
- создать условия для развития интереса и организации развития творческих задатков через совместные мероприятия с участием родителей;
- Совершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании оптимальных условий для выявления, поддержки и развития природных задатков детей;
- создать условия для развития интереса и организации развития творческих задатков учащихся через сотрудничество с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, театры).
Творческая группа учителей (Нечаева О.Г., Скрипка Е.М., Гутник О.Ю., Колобова И.Д.) по организации работы с талантливыми детьми.
В работе с одаренными детьми можно выделить основные этапы:
1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звезд», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетрадиционные способы решения поставленных перед ними задач.
2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах
3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов. [5]
Выявив таких учащихся, мы определяем направления работы.
Направление деятельности | Мероприятия |
Организационное | Корректировка основного учебного плана с учетом потребностей высокомотивированных учащихся по направлениям: гуманитарное, физико-математическое, естественнонаучное, за счёт часов школьного компонента. Выполнение учебного плана с учетом занятий: - проектно-исследовательская деятельность; - изучение ИКТ как отдельного предмета; -элективные курсы по выбору; - индивидуальные консультации по выбору учащихся. |
Диагностическое | Подготовка диагностических материалов, Изучение интересов и склонностей учащихся Составление базы данных |
Работа по индивидуальным планам | Определение наставников Составление индивидуального плана работы Реализация планов работы |
Интеллектуальное развитие | - система ежегодных школьных олимпиад и конкурсов; -ежегодное проведение конкурса «Ученик года» -подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня: Мониторинг результатов работы Организация выставок, отчетов. |
Дополнительное образование | - организация кружков по интересам; - спортивные секции; |
Научно-исследовательская деятельность | - предметные недели; -ежегодное проведение в школе и участие в НПК |
Учет личных достижений учащихся | - портфолио ученика; |
Работа с родителями | - рекомендации и собеседование с родителями талантливых детей |
Система работы учителей с одаренными учащимися проводится по следующим направлениям:
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Методы работы: |
Личностно-ориентированный подход Деятельностный подход Проблемный диалог Постановка учащимися целей урока Информационно-коммуникационные технологии, Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся Исследовательская деятельность Проектная технология
| - Кружковая работа по предмету (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, ИЗО) Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей Участие 3-4-х кл. в школьной научной конференции «Города Архангельской области», «М.В. Ломоносов его достижения» с защитой учебных проектов Участие в олимпиадах разного уровня Участие в творческих конкурсах разного уровня Участие в традиционных школьных праздниках Участие в школьных конкурсах Участие в международных конкурсах –играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» , «Инфознайка |
Первым шагом в работе с талантливыми детьми является привитие ребенку интереса к предмету.Этот интерес можно поддерживать по-разному:
- Включение в урок задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся;
- Решение задач практического содержания (с использованием межпредметных связей)
- Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, цель которых- расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету развитие инициативы, творчества учащихся.
Невозможно привить интерес ребятам к предмету, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится. Совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации ( все учителя периодически их посещают с последующим отчётом о прослушанном), МО, педсоветы, знакомство с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. У каждого педагога есть тема по самообразованию, учителя составляют индивидуальную программу, олимпиадные и занимательные задачи, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, используют дифференцированный подход к обучению.
Работу по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности начала с 2009 – 2010 год ( был 4 класс).
Работы по созданию условий развития талантливых детей в 4 классе.
Этапы организации работы с талантливыми детьми:
I этап- подготовительный. Анализ результатов работы за 3 года обучения.
II этап - диагностика (в начале учебного года)- при выявлении талантливых детей учитываются их успехи в любой деятельности.
На данном этапе проводила познавательные игры: «Звездный час», «Умники и умницы», «Мой ребенок», «Мисс очарование».
III этап - обучающий - предполагает индивидуальную планомерную работу по развитию тех или иных способностей учащихся. На данных занятиях идет подготовка к конкурсам, олимпиадам, турнирам.
IVэтап – оценка индивидуальных и личных достижений ребенка при выпуске из начальной школы. На этом этапе проводят конкурсы, турниры, научно-практические конференции, составляются проекты, дети принимают участие в интеллектуальных олимпиадах , кружках по интересам.
Vэтап – итоговый. В конце учебного года в школе проходит мероприятие «Ученик года», где подводятся итоги олимпиад, творческих конкурсов, награждаются все дети.
VI этап - развитие творческих способностей детей в среднем звене .
За три года обучения учащиеся показали отличные результаты в обучении, активное участие в КТД. Работала по УМК «Школа России».
Результативность учебной деятельности
Учебный год | Предмет | Процент учащихся, имеющих оценку «5» | Процент учащихся, имеющих оценку«4» | Процент учащихся, имеющих оценку«3» |
2008-2009 2 класс | Русский язык | 50% | 25% | 25% |
Математика | 25% | 25% | -- |
Чтение | 50% | 25% | 25% |
2009-2010 3 класс | Русский язык | 25% | 25% | 50% |
Математика | 25% | 25% | 25% |
Чтение | 60% | 20% | 20% |
2010-2011 4 класс | Русский язык | 25% | 75% | 25% |
Математика | 26% | 58% | 16% |
Чтение | 60% | 20% | 20% |
Формы работы:
Урочная работа.
Создание творческих секций объединенных по интересам ребят: «Оформители», «Эрудиты», «Сочинители».
Внеклассная работа участие в КТД школы и класса.
Участие в школьных и районных художественных выставках.
Предметные недели.
Школьные, районные, областные, всероссийские олимпиады, интеллектуальные игры, дистанционные конкурсы и проекты.
Занятия в кружках, секциях по интересам.
Участие в школьных научно – практических конференциях.
Портфолио – личных достижений.
Высокая эффективность достигается. Если такая работа ведется систематически, а не от случая к случаю.
В рабочую программу для развития творческой одаренности включала часы на изучение РК, творческие пятиминутки, уроки внеклассное чтение, да и сами уроки старалась строить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь.
Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание, иначе ребенок перестает учиться. Одна из причин нежелания учиться, заключается в том, что ученику предлагаются задания, к которым он не готов.
Часто проводила уроки в нестандартной обстановке: у моря, на берегу речки, возле церквей, на загородной дороге. Данные уроки позволяли мне как учителю быть только организатором, дети же сами добывали информацию разными способами (путем наблюдения).
Для формирования у школьников творческого подхода к литературной деятельности нужна система творческих заданий, направленных на развитие познавательных процессов.
Система творческих заданий |
Творческие задания на развитие воображения | Творческие задания дивергентного типа | Творческие задания на развитие беглости, гибкости мышления | Творческие задания развивающие оригинальность мышления |
Одушевление неодушевлённого предмета | Высказывание своей точки зрения при нескольких решениях | Ассоциации | Поиск необычных средств художественной выразительности |
Придумывание сказок, фантастических историй | Твой взгляд на проблему | Сопоставления | Моделирование информации |
Придумывание метафор, сравнений | «Посмотри на мир чужими глазами» | Аналогии | Зашифруй правило |
Этимология слова | Изобретательские задачи | «Полезная ошибка» |
Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанных произведений, но и создание собственного авторского творчества. Совсем не обязательно создавать специальные уроки для развития творчества, достаточно чтобы упражнения для развития творческих задатков присутствовали на каждом уроке.
При изучении различных тем мы создавали мини-театр, пальчиковый театр.
Особую ценность для развития творческих способностей представляют задания:
- выдвини свою точку зрения (можно и фантазировать):
- почему пингвин не летает, хотя и птица?
- расскажи, что видишь, используя рифму
На уроках дети учатся быть квалифицированными читателями, глубоко и полноценно воспринимать искусство слова, приобретают умение анализировать текст, а самое главное сами становятся поэтами, писателями, способными выражать свои мысли и чувства в слове.
Вот здесь прослеживается фантазия ребенка. Рождались стихотворения.
На рябине листики резные,
как ажурные салфеточки- сквозны .
Всеми красками горят.
Бусы яркие висят,
К бусам птички подлетели,
Угостились, улетели.
Скоро деревце уснет
и наряд свой отряхнет.
(Суханова Е, )
В Неноксе живем мы,
На высокой Сопке!
Как красиво смотрятся
Издали три церкви.
Много натерпелись
Ненокса родная.
Люди, сохраните,
Древние постройки! (Дерягина М.)
Город мой любимый, город мой родной.
Я люблю тебя, всей своей душой.
По знакомым улицам долго я хожу.
Я любуюсь городом, где живу, творю.
Милые кварталы, уютные дворы,
Как сказать, что город, сильно я люблю.
(Дерягина М.)
Говорят, что добрым трудно жить на свете,
Разными бывают взрослые и дети.
И совсем не просто нам устроен свет,
Что одним на радость, то другим во вред!
Все мы черно-белые; добрые и злые;
Иногда хорошие, иногда плохие,
Чтоб не сомневаться, кто ты иногда?
Будь со всеми добрый и не делай зла!
(Дерягина М.)
Страна сказок – удивительная и таинственная. Заглянув в нее в детстве, дети и в более старшем возрасте путешествуют в сказочный мир.
«Экологическая Сказка»
Жил был старик со старухой. Небедно жили, но и небогато. Дед вел хозяйство. Сажал на огороде огурчики, помидорчики. Приехала к ним внучка из города погостить. Решила бабка гостинцами попотчевать. Достала мед. Оладьи соленья всякие.
«Отведай, внученька, все свое, домашнее, даже мыть не надо», - говорит дед.
Самыми хорошими удобрениями подкармливал. «Выросли огурцы аж с кабачок» - хвалится дед.
«Вы что, дед и бабка! Вы меня отравить вздумали. В огурчиках содержатся ядовитые вещества, с которыми мой желудок не справится» - возмутилась внучка.
«Что же теперь внученька, не есть русских щей, салатов?»
«Сварить-то можно, но прежде овощи вымочит в воде надобно, чтобы химикаты там остались, а не в желудке»
Запричитала бабка, заохал дед: «Раньше ели, что хотели, не задумывались мы, а теперь от всякой снеди хоть беги, как от чумы»
«Небылица о двери»
Отчего у нас на севере
«Сказка о карандаше»
«Сказка про водное чучело»
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является создание проектов.
«Моя семья», «Моя родословная»
Необычная история
В кадре вся моя семья
Солнце, лето, юг и море…
Кто ж фотографирует тогда?
Уместились все на снимке:
Папа, мама, я и братики мои.
Нету только Шарика на фото.
Он ведь тоже член семьи
(Дерягина М.)
Педагогическим коллективом школы создаются условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Дети принимали активное участие в НПК «Города Архангельской области», «М.В. Ломоносов, его заслуги»
«Мир Белого моря»,
«Биосферный заповедник»
«Животный мир Арктики»
«Моя малая родина»
Расширяется сеть факультативных занятий с учетом удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся: «Экология родного края», «Школа здоровья», «Разноцветная палитра», «Стань звездой», клуб «Почемучек», «Английский в играх», «Веселые нотки», театр «Петрушка», «Компьютерная грамотность»..
В настоящее время самой популярной формой для сельских школьников стали дистанционные турниры, конкурсы.
Участвовать в олимпиадах, региональных конкурсах долго не решались, т.к. не было регулярного доступа в сети Интерне, а положение о каких-либо конкурсах приходило в школу с опозданием.
Первый раз приняли участие в конкурсе «Кенгуру» в 2010 году. Я выпускала 4 класс. Результаты обрадовали, значит, мы не хуже других.
Результат нашей совместной внеучебной деятельности:
2010 – 2011 учебный год – 4класс.
Название конкурса | уровень | место | Куратор |
Дерягина Мария | международный конкурс «Кенгуру» | международный | 1 место в школе 10 в регионе | Нечаева О.Г |
Дерягина Мария | Всероссийский конкурс «Спасатели» | Всероссийский | отлично | Нечаева О.Г Гутник О.Ю. |
Дерягина Мария | Олимпиада по математике | Школьный | 1 место | Нечаева О.Г. |
Дерягина Мария | Олимпиада по окружающему миру | Школьный | 1 место | Нечаева О.Г. |
Дерягина Мария | Создание презентации «Мы выпускники» | Школьный | Нечаева О.Г. |
Дерягина Мария | Ежегодный конкурс «Мисс очарование – 2009» | школьный | победитель | Нечаева О.Г. |
Дерягина Мария | Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка» | Всероссийский | Сертификат | Гутник О.Ю. |
Колобов Андрей | Выставка рисунков «Унылая пора» | Школьный | 1 место | Нечаева О.Г. |
Колобов Андрей | НПК «Города Архангельской области». | школьный | Участник | Нечаева О.Г. |
Колобов Андрей | Выставка рисунков «День Победы» | Городской | 1 место | Нечаева О.Г. |
Колобов Андрей | Выставка «Зимние фантазии» | Городской | Свидетельство |
Колобов Андрей | Конкурс рисунков «Детство свободное от жестокости» | Городской | Сертификат | Нечаева О.Г. |
Колобов Андрей | Выставка декоративно-прикладного творчества «Рождественский подарок» | Городской | Свидетельство |
Колобов Андрей | международный конкурс «Кенгуру» | международный | 3 место в школе
| 2011 |
Колобов Андрей | Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка» | Всероссийский | Сертификат | Гутник О.Ю. |
Чубукина Алина | Конкурс рисунков «Детство свободное от жестокости» | Городской | 1 место | Нечаева О.Г. |
Суханова Елена | Всероссийский конкурс «Спасатели» | Всероссийский | Сертификат | Нечаева О.Г. |
Имамвердиева Виктория | «Русский медвежонок – языкознание для всех- 2011» | международный | Сертификат | Колобова И.Д. |
Чубукина Алина | Конкурс «Ученик – года» | школьный | диплом |
Два года подряд (2007, 2008) ребята были победителями школьного конкурса «Самый здоровый класс» по здоровьесберегающей программе «Здоровье» утвержденной на педагогическом совете школы.
Портфолио учащихся.
В целом за время обучения ребенка в начальном звене у них сформировались следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты внеучебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений со взрослыми и одноклассниками.
Эффект нашей совместной работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей в которых вложена частичка моего труда. Для меня очень важно, чтобы мои ученики превзошли меня - своего учителя.
2011 – 2012 учебный год – 5 класс (5 человек – 3 хорошиста).
При переходе учащихся в 5 класс классные руководители Нечаева О.Г. и Скрипка Е.М. (новый педагог в ОУ) поставили перед собой задачи:
Задачи:
1.Создать банк данных «Наши талантливые дети» (Дерягина М. – литературное творчество, вокал), Колобов А. – художественные способности).
2. Создать условия для возможности интеллектуального и творческого проявления талантливых детей.
3. Привлечь к сотрудничеству учителей-предметников, родителей.
4. Продолжить работу по созданию портфолио ученика.
5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.
Нами были выделены этапы работы:
1. этап. Подготовительный (организационный) 2011год (сентябрь).
2 этап. Основной 2011 2012 год. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с талантливыми детьми.
Поддержка творческого потенциала учащихся через урочные и неурочные формы занятий (Дерягина М., Колобов А.)
Развитие и закрепление интеллектуальной и творческой деятельности в процессе дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися.
Результат: активное участие в конкурсах детского творчества на разных уровнях, участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах на разных уровнях.
3 этап. Завершающий. На данном этапе необходимо проанализировать результаты работы, представить результаты и опыт работы среди родителей, педагогов, определить проблемы, возникшие в ходе работы, наметить пути их решения и составить перспективный план в этом направлении.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
Учителя, ведущие уроки в среднем звене используют такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит, конечно, только в рамках одного класса, т.к. комплектация классов маленькая.
Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
Существенное направление деятельности педагога (психолога в школе нет) – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках.
В учреждении существуют группы социально-психологического тренинга, в которых дети обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
Заместитель директора по От и З Нечаева О.Г. организует работу по сохранению о здоровья детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания для таких детей должен быть самоценным.
Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель по русской словесности, математики, естественных наук, иностранных языков, конкурсы, олимпиады для учащихся всех ступеней обучения. В этот период учащиеся всех классов, под руководством учителей выпускают тематические газеты, участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, что способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.
Вместе с проведением школьных предметных олимпиад, по итогам которых формируются команды учащихся, участников городских предметных конкурсов, проводится подготовка учащихся к городскому конкурсу юных поэтов «Мой дом Россия».
Активно развивается и школьное олимпиадное движение. Во всероссийских олимпиадах школьников за последние 3 года участвовало более 50% учащихся с 1-го по 11-й классы. Для нашей школы это серьёзная цифра.
Все учащиеся награждаются дипломами и памятными подарками.
Результат нашей совместной внеучебной деятельности:
2010 – 2011 учебный год – 5 класс.
Название конкурса | уровень | место | руководитель |
Дерягина Мария | международный конкурс «Кенгуру» | международный | Заявка | Гутник О.Ю. |
Дерягина Мария | Всероссийский конкурс «Спасатели» | Всероссийский | Участник | Нечаева О.Г. |
Дерягина Мария | «Инфознайка» | Всероссийский | отлично | Гутник О.Ю. |
Дерягина Мария | Конкурс стихотворений «Что такое доброта» | школьный | 1 место | Скрипка Е.М. |
Дерягина Мария | XII городской конкурс юных поэтов «Мой дом Россия» | Городской | III место | Скрипка Е.М. |
Яреньгин Дмитрий | XII городской конкурс юных поэтов «Мой дом Россия» | Городской | I место | Голобородько Н.А. |
Колобов Андрей | Конкурс рисунков «Золотая осень» | Школьный | 1 место |
Колобов Андрей | Конкурс рисунков «Подводный мир» | Школьный | 1 место |
Колобов Андрей | Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка» | Всероссийский | Заявка | Гутник О.Ю. |
Колобов Андрей | международный конкурс «Кенгуру» | международный | Заявка | Гутник О.Ю. |
Суханова Елена | Всероссийский конкурс «Спасатели» | Всероссийский | хорошо | Нечаева О.Г. |
Имамвердиева Виктория | «Русский медвежонок – языкознание для всех- 2011» | международный | Сертификат | Нечаева О.Г. |
Учащиеся 5 класса закончили учебный год (3 – хорошиста) – это говорит о том, что интерес к учебному процессу у ребят не угас, они продолжают участвовать в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно практических конференциях, добиваются хороших успехов в центрах дополнительного образования.
Вся информация о наших достижениях размещатся на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.
Классные руководители проводят специальные консультации для родителей талантливых детей, это помогает определиться с тем, какой факультатив выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какой предпочесть режим обучения.
Учителя –предметники и классный руководитель 5 класса проводит целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности
Обязательно в каждом классе выявляются мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
Вывод:
Таки образом, творческая группа учителей (Нечаева О.Г., Скрипка Е.М., Гутник О.Ю., Колобова И.Д.) школы создают условия для развития способностей всех детей, мы должны сделать так, чтобы история развития каждого ученика, история личного успеха каждого ученика велась, по сути, с первых дней его пребывания в школе, и тем самым формировался ресурс или основа для его будущей жизни, багаж его личных достижений. И не менее важной задачей, конечно, является консультирование родителей, потому что если говорить о талантливых детях, то воспитание такого ребёнка, может быть, требует и больших трудозатрат, и материальных затрат, поэтому этим надо заниматься и с родителями.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм поведения, типа семейного воспитания может происходить развитие признаков одаренности детей или их «угасание».
Мы добились средних результатов в работе с одаренными детьми, но это – скорее всего количественные показатели, связанные с расширением сети интеллектуальных соревнований, активным внедрением вариативных программ.
Говорить о качественном преобразовании поиска, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей пока еще рано. Одной из причин, определяющих трудности, является отсутствие разработки методически обоснованных и эффективно работающих систем управленческих стратегий. Речь идет не о системах управления мероприятиями, традиционно связанными с интеллектуальной одаренностью – олимпиады, марафоны, медалисты и т.д., а об управленческих стратегиях, нацеленных на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми.
Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. М. Просвещение, 2007.
Козырева А.Ю «Лекции по педагогике и психологии творчества»
Перспективный план работы
с талантливыми детьми на 2011 – 2013 год
в МБОУ «СОШ №36»
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные |
|
1.1 | Составление и корректировка плана работы с талантливыми детьми | Август | Руководители ШМО |
1.2 | ШМО «Преемственность в работе между начальной школой и средним звеном, адаптация учащихся» | Октябрь | Классный руководитель |
|
2.1 | Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). | Сентябрь В течение года |
2.2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. |
2.3 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. |
2.4 | Выявление и отбор талантливых детей. Составление базы данных одарённых детей, ее пополнение. |
|
3.1 | Определение наставников для талантливых детей | Сентябрь | Руководители ШМО |
3.2 | Составление индивидуальных планов работы с талантливыми детьми. | 1-я неделя октября | Учителя – предметники |
3.3 | Собеседование с учителями – предметниками, и учителями начальных классов по индивидуальному плану работы с талантливыми детьми. Утверждение индивидуальных планов работы с талантливыми детьми. | 2-я неделя октября | Руководители ШМО |
3.4 | Реализация индивидуальных планов работы с талантливыми детьми. | В течение года | Учителя - предметники |
|
4.1 | Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад. | Октябрь | Учителя – предметники Начальные классы |
4.2 | Участие в школьном туре олимпиад. | Ноябрь - декабрь |
4.3 | Участие в районном туре олимпиад. |
4.4 | Участие в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Спасатели», «Инфознайка», выставках, конференциях. | В течение года согласно плану ОУ | Учителя – предметники, Начальные классы |
4.5 | Мониторинг результативности работы с талантливыми детьми. Пополнение данной базы данных. | В течение года | руководители ШМО, |
4.6 | Организация творческих отчетов, выставок, смотров. | В течение года согласно плану ОУ | руководители ШМО, учителя - предметники |
|
5.1 | Курирование кружковой работы: - утверждение программ кружков; - анализ кружковой работы. | Сентябрь, в течение года | ЗД по ВР, ЗД по ОТ и З |
5.2 | Работа спортивных секций. | В течение года согласно графику | Учитель физической культуры |
|
6.1 | Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных талантливых детей; - отчет по реализации индивидуальных планов работы с талантливыми детьми; - анализ результатов олимпиад; -мониторинг результативности работы с талантливыми детьми. | В течение года Апрель Декабрь В течение года | руководители ШМО, учителя - предметники |
6.2 | Сбор и систематизация методических материалов по работе с талантливыми детьми. | В течение года | руководители ШМО, |
6.3 | Итоги работы с талантливыми и детьми. Планирование работы на следующий год. | Май | руководители ШМО, учителя - предметники |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л.Н.Толстой «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он будет всегда только подражать….»
Проблемы: - сельская школа - до 2008 года не было связи, выхода в интернет - нехватка педагогических кадров - нет возможности для выезда учащихся в город - нет учреждений дополнительного образования
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики , которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одар ё нность –
Одар ё нный реб ё нок - реб ё нок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Виды одар ё нности: и нтеллектуальная одаренность к оммуникативная одаренность т ворческая одаренность с оциальная одаренность ( л идерство) с портивная одаренность
Цель: организация работы с талантливыми детьми на всех этапах обучения (при переходе их из начальной школы в среднюю школу)
Задачи : с озда ть научно-методическ ую баз у в работе с талантливыми детьми согласов ать изучение учебных программ так, чтобы начальная школа готовила основу для творческого развития ребенка на следующем этапе обучения создать условия для развития творческой самореализации личности в различных видах Д (исследовательской, проектной) при переходе в старшую школу создать условия для развития интереса учащихся к участию в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах ; интеллектуальных играх, дистанционных конкурсах
с оздать условия для развития интереса и организации развития творческих задатков через совместные мероприятия с участием родителей с овершенствование сотрудничества педагогов и родителей в создании оптимальных условий для выявления, поддержки и развития природных задатков детей с оздать условия для развития интереса и организации развития творческих задатков учащихся через сотрудничество с центрами дополнительного образования (музей, детская библиотека, театры)
О сновные этапы: Разглядеть «зв ё здочек» д ать право выбора предмета л ичностно-ориентированный подход р азвит ие в одар ё нном реб ё нке психологию лидера
Направления работы: о рганизационное д иагностическое р абота по индивидуальным планам и нтеллектуальное развитие р абота с родителями
Методы работы: Учебная Д: л ичностно-ориентированный подход д еятельностный подход п роблемный диалог п остановка учащимися целей урока и нформационно-коммуникационные технологии а лгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся и сследовательская деятельность п роектная технология
Внеурочная Д : к ружковая работа по предмету (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир, ИЗО) п роведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель м ероприятия по предмету в классе с приглашением родителей у частие 3-4-х кл ассах в школьной научной конференции «Города Архангельской области», «М.В. Ломоносов его достижения» с защитой учебных проектов у частие в олимпиадах разного уровня у частие в творческих конкурсах разного уровня у частие в традиционных школьных праздниках у частие в школьных конкурсах у частие в международных конкурсах –играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» , «Инфознайка»
Работы по созданию условий развития талантливых детей в 4 классе. I этап- подготовительный II этап – диагностика III этап – обучающий I V этап – оценка индивидуальных и личных достижений ребенка при выпуске V этап – итоговый
Формы работы: у рочная работа. с оздание творческих секций объединенных по интересам ребят: «Оформители», «Эрудиты», «Сочинители» в неклассная работа участие в КТД школы и класса у частие в школьных и районных художественных выставках п редметные недели ш кольные, районные, областные, всероссийские олимпиады, интеллектуальные игры, дистанционные конкурсы и проекты з анятия в кружках, секциях по интересам у частие в школьных научно - практических конференциях Портфолио личных достижений
Система творческих заданий: Творческие задания на развитие воображения Творческие задания дивергентного типа Творческие задания на развитие беглости, гибкости мышления Творческие задания развивающие оригинальность мышления Одушевление неодушевлённого предмета Высказывание своей точки зрения при нескольких решениях Ассоциации Поиск необычных средств художественной выразительности Придумывание сказок, фантастических историй Твой взгляд на проблему Сопоставления Моделирование информации Придумывание метафор, сравнений «Посмотри на мир чужими глазами» Аналогии Зашифруй правило Этимология слова Изобретательские задачи «Полезная ошибка»
Рябинка. На рябине листики резные, как ажурные салфеточки- сквозны е . Всеми красками горят. Бусы яркие висят, К бусам птички подлетели, Угостились, улетели. Скоро деревце уснет и наряд свой отряхнет. (Суханова Е. )
Посвящается Н ё ноксе. В Неноксе живем мы, На высокой Сопке! Как красиво смотрятся Издали церковки. Много натерпелись Ненокса родная. Люди, сохраните, Древние постройки! (Дерягина М.)
Город мой. Город мой любимый, город мой родной. Я люблю тебя, всей своей душой. По знакомым улицам долго я хожу. Я любуюсь городом, где живу, творю. Милые кварталы, уютные дворы, Как сказать, что город, сильно я люблю. (Дерягина М.)
XII городской конкурс юных поэтов «Мой дом Россия». Говорят, что добрым трудно жить на свете, Разными бывают взрослые и дети. И совсем не просто нам устроен свет, Что одним на радость, то другим во вред! Все мы черно-белые; добрые и злые; Иногда хорошие, иногда плохие, Чтоб не сомневаться, кто ты иногда? Будь со всеми добрый и не делай зла! (Дерягина М. )
Проектная деятельность.. «Моя семья», «Моя родословная» Необычная история В кадре вся моя семья Солнце, лето, юг и море… Кто ж фотографирует тогда? Уместились все на снимке: Папа, мама, я и братики мои. Нету только Шарика на фото. Он ведь тоже член семьи. (Дерягина М.)
Научно-исследовательская и поисковая деятельность. «Мир Белого моря» «Биосферный заповедник» «Животный мир Арктики» «Моя малая родина» НПК «Города Архангельской области», «М.В. Ломоносов, его заслуги»
Факультативные занятия. «Экология родного края» «Школа здоровья» «Разноцветная палитра» «Стань звездой» клуб «Почемучек» «Английский в играх» «Веселые нотки» театр «Петрушка» «Компьютерная грамотность»
Задачи в 5 классе: 1. Создать банк данных «Наши талантливые дети» 2. Создать условия для возможности интеллектуального и творческого проявления талантливых детей 3. Привлечь к сотрудничеству учителей-предметников, родителей 4. Продолжить работу по созданию портфолио ученика. 5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.
Этапы работы: 1) Подготовительный (организационный) 2) Основной (планируется систематическая и целенаправленная работа с талантливыми детьми) 3) Завершающий (анализ, обсудить возникшие проблемы, представить работы родителям, награждение + перспективный план )
Эффективность развития талантливых детей профессионализм и особенности личности педагога методы и формы обучения талантливых учащихся организация деятельности групп по интересам психологическое состояние учащихся группы социально-психологического тренинга сохранение здоровья детей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса по созданию условий для развития у детей учебной мотивации
Методические рекомендации для родителей учащихся I класса разработаны с целью обеспечения повышения компетенции родителей в вопросе формирования мотивации учения у детей 6-7 лет и создания условий,...
Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...
Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования
Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...
Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....
«Развитие единого здоровьесберегающего пространства в рамках преемственности между школой и семьей»
Психологические рекомендации родителямв ситуации перехода на дистанционное обучение.- Актуальность проблеммы- Принципы помощи ребенку-Принципы помощи самому родителю...
«Создание условий для развития у детей социально-бытовых компетенций, посредством реализации программы «Разговор о правильном питании» 2 часть
Первый опыт социально-бытовой ориентировки дети получают в семье, а начиная с начальной школы, они учатся решать несложные бытовые и учебные задачи благодаря занятиям по реализации програм...