Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
статья на тему

 Валентина Алексеевна Плетнева

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак

Ленинского района Еврейской автономной области

Опыт работы

«Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности

между дошкольным и школьным начальным образованием»



Плетнева Валентина Алексеевна,

учитель начальных классов, руководитель филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак


Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.

Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,
  • самостоятельность,
  • креативность,
  • любознательность,
  • произвольность.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Возможные задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Методы и формы обеспечения преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. На схеме 1 представлена организация работы по преемственности обучения и воспитания на территории села Башмак.

        Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и развивающей основе. Для этого ежегодно педагогами всех ступеней образования разрабатывается совместный план работы. К примеру, план работы за 2017-2018 учебный год:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ «Детский сад с. Башмак»

_______________Башвинова И. В.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

________________Плетнева В. А.

План работы по преемственности

Мероприятия  

Примерные сроки

Место проведения

Ответственный

Совместное совещание по планированию работы на учебный год

Конец августа

Школа  

Плетнева В. А.

Башвинова И. В.

Линейка, посвященная Дню знаний

1 сентября

Школа  

Плетнева В. А.

Воспитатель Сурдейкина О. Ю.

Совместное физкультурное мероприятие «Будем сильными, ловкими, смелыми!»

сентябрь

Школа  

Учитель физической культуры Николенко Н. Я.

Сурдейкина О. Ю.

Тестирование «Готовность первоклассников к школе»

сентябрь

Школа  

учитель 1 класса

Анкетирование родителей учеников 1 класса

сентябрь

Школа

учитель 1 класса

Посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в 1 классе

октябрь

Школа  

Сурдейкина О. Ю.

Праздник Букваря

По плану

Школа  

учитель 1 класса

Новогодний утренник

Конец декабря

Дом культуры

Работники клуба

Сазонова И. Г.

учителя начальных классов

Родительский лекторий  «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Январь

Школа

Учитель  начальных классов Кудрешова С. В.

Спортивный праздник «Зимние забавы»

февраль

Школа  

Николенко Н. Я. Сазонова И. Г.

Масленица

февраль

Дом культуры

Работники клуба

Сазонова И. Г.

учителя начальных классов

День открытых дверей в детском саду

апрель

Детский  сад

Башвинова И. В.

День открытых дверей в школе

апрель

Школа

Плетнева В. А.

Посещение НОД в  подготовительной группе

весенние каникулы

Детский  сад

учитель 1 класса

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

апрель

Школа

Башвинова И. В. учитель 1 класса

Определение уровня ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве.

апрель

Детский  сад

Сурдейкина О. Ю.

Акция «Забытый полк»

9 мая

Дорога  «Автобусная остановка – Дом культуры»

Плетнева В. А.

Башвинова И. В.

Линейка, посвященная Последнему звонку

25 мая

Школа

Плетнева В. А.

Сурдейкина О. Ю.  

Международный День защиты детей

1 июня

Дом культуры

Работники клуба

Сазонова И. Г.

Воспитатели 1 смены

Организация летнего отдыха будущих первоклассников

июнь-июль

Школа  

директора смен

Совместное спортивно-развлекательное мероприятие «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

июнь

Игровая  площадка

Воспитатели смен

Сурдейкина О. Ю.  

Работа с педагогами может включать:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;
  • аттестация педагогических работников ДОУ.

Так, например, руководитель филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак, учитель высшей квалификационной категории  Плетнева В. А., была назначена председателем аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников МКДОУ «Детский сад с. Башмак» в целях подтверждения соответствия занимаемой должности  в 2015 году.

На фотографиях запечатлены моменты взаимопосещений уроков и мероприятий педагогами школы и детского сада.C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\DSC00675 - копия.JPG

C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\P4080135 - копия.JPG

 

C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\P4090609 - копия.JPG

C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\CIMG4979 - копия.JPG

Следующие документы касаются проведения аттестации музыкального руководителя детского сада Сазоновой И. Г.

Отзыв о проведении открытого музыкального занятия

в МКДОУ «Детский сад с. Башмак»

Дата посещения  - 12.11.2015

Цель посещения – аттестация музыкального руководителя Сазоновой И. Г.  на соответствие занимаемой должности.

Тема занятия – Осень

         На занятии присутствовало 8 человек из 9 по списку.

В ходе занятии были использованы следующие атрибуты и инструменты: зайчик (мягкая игрушка), осенние листья, деревянные ложки, металлофон, музыкальный треугольник, трещотка, клавиатура «Ямаха».  

Музыкальное занятие было выстроено методически грамотно и включало в себя следующие разнообразные упражнения:

  1. упражнения на развитие музыкального слуха и голоса (вводная часть, нотный стан, заключительная часть);
  2. слушание и анализ музыки (песня «Зайка»);
  3. разучивание песни «Осень»;
  4. развитие музыкально-ритмических навыков (маршировка, танец «Листопад»);
  5. музыкальная игра «Ловишка»;
  6. творческое проявление детей в оркестре («песня «Бабушки»).

Занятие соответствовало уровню развития детей. Хочется отметить положительно грамотность использования программного музыкального материала, соотнесение музыкального материала с природным календарем,  создание непринужденной обстановки на занятии, готовность музыкального руководителя  к занятию.

Музыкальный руководитель создаёт необходимые условия для развития у детей музыкальных способностей: развивает у детей музыкальный слух, певческие способности, музыкально-ритмические движения, учит владеть классическими и народными музыкальными инструментами.

        Необходимо отметить следующую деятельность и организацию большинства детей на занятии: непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность, сосредоточенность при выполнении заданий, сохранение интереса на протяжении всего занятия, умение подчиниться определенным правилам поведения.

        Выводы и предложения:

  • Формы работы музыкального руководителя Сазоновой И. Г. способствуют повышению интереса детей к музыкальным занятиям, создают эмоциональный комфорт.
  • Сазоновой И.Г. рекомендуется добиваться выполнения упражнений всеми детьми (Постников Матвей не смотрел на музыкального руководителя, не пел, не маршировал), организовать индивидуальный подход к этому ребёнку, вести учёт возможностей и особенностей его развития.

Учитель высшей квалификационной категории

 филиала МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

Плетнева В. А.

Отзыв о проведении открытого мероприятия

в МКДОУ «Детский сад с. Башмак»

Дата посещения  - 27.11.2015

Цель посещения – аттестация музыкального руководителя Сазоновой И. Г.  на соответствие занимаемой должности.

Тема мероприятия  – Празднование Дня Матери

         В открытом мероприятии участвовало 9 детей из 9 по списку. Количество приглашенных родителей и родственников – 9, представителей общественности – 4. В рамках совместной  работы по преемственности детского сада и школы в качестве ведущих выступали ученики начальной школы села Башмак.

В ходе мероприятия были использованы музыкальные инструменты, музыкальный центр и др.

Место проведения – актовый зал детского сада, который был украшен к празднику.

Форма мероприятия  – «Программа передач».

Мероприятие  было выстроено методически грамотно и включало в себя следующие разнообразные части: музыкальные игры, песни, танцы, декламация стихотворений, интервью, конкурсы и игры для детей и их мам, выступление оркестра, вручение подарков мамам. Смена вида деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Длительность занятия составила 30 минут, что соответствует требованиям СанПина.

При подготовке мероприятия учитывались возрастные особенности детей, их творческие и умственные способности.

        Необходимо отметить следующую деятельность и организацию большинства детей вовремя мероприятия: непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность, сосредоточенность при выполнении заданий, сохранение интереса на протяжении всего занятия, умение подчиниться определенным правилам поведения.

Выводы и рекомендации:

  • Мероприятие, посвященное Дню матери, было направлено на улучшение микроклимата в семьях воспитанников, на установление доверительных отношений между взрослыми и детьми, на воспитание уважения и заботы, желания сделать приятное маме, самому дорогому человеку на земле.
  • Основная цель мероприятия - вовлечение родителей в воспитательные мероприятия детского сада,  была достигнута.

Сазоновой И. Г. рекомендуется

  • добиваться от воспитанников качественного и выразительного чтения рифмованных тестов,
  • учить воспитанников навыкам публичного выступления.

Учитель высшей квалификационной категории

 филиала МКОУ СОШ с. Биджан в селе Башмак

Плетнева В. А.

Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • проведение опроса будущих первоклассников;
  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

        На нижеследующих фотографиях можно найти моменты реализации программы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников и школьников в селе Башмак.

C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\P1060950 - копия.JPGC:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\P1060926 - копия.JPGC:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\CAM00729 - копия.jpgC:\Users\Первый Компьютер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P4300194 - копия.jpgC:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\P4300199 - копия.JPGC:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\IMG-20180601-WA0037 - копия.jpg

C:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\20150220_161406 - копия.jpgC:\Users\Первый Компьютер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06163.jpgC:\Users\Первый Компьютер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0526 - копия.jpgC:\Users\Первый Компьютер\Downloads\преемственность\преемств\106_5010 - копия.jpg

.

Для определения уровня ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве воспитатели детского сада используют в своей практике документ 3.

Список вопросов для будущих первоклассников

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. Какие профессии ты знаешь?
  26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
  • Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне ориентирования будущего первоклассника в окружающем пространстве, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Взаимодействие с родителями возможно через:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания;
  • анкетирование  родителей;
  • информирование родителей о результатах адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

В своей работе мы использует следующую форму анкетирования родителей по адаптации первоклассников, хотя, как было замечено в предыдущие годы, не все родители отвечают на вопросы анкеты предельно честно: документ 4.

Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе

Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.

Анкета

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?
  • неохотно (ДА);
  • без особой охоты (ВДА);
  • охотно, с радостью (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
  • пока нет (ДА);
  • не совсем (ВДА);
  • в основном, да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
  • скорее нет, чем да (ДА);
  • не вполне (ВДА);
  • в основном, да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • иногда (ВДА);
  • довольно часто (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • в основном отрицательные впечатления (ДА);
  • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
  • в основном, положительные впечатления (А).
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
  1. Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто (ДА);
  • иногда (ВДА);
  • не нуждается в помощи (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • перед трудностями сразу пасует (ДА);
  • обращается за помощью (ВДА);
  • старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
  • настойчив в преодолении трудностей (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • сам этого сделать не может (ДА);
  • иногда может (ВДА);
  • может, если его побудить к этому (А);
  • как правило, может (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1.  Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  • довольно часто (ДА);
  • бывает, но редко (ВДА);
  • такого практически не бывает (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1.  Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • нет (ДА);
  • скорее нет, чем да (ВДА);
  • скорее да, чем нет (А);
  • затрудняюсь ответить.

Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации: 

  • А — адаптация;
  • ВДА — возможна дезадаптация;
  • ДА — дезадаптация.

Преемственность - это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и организовывает свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Список источников

  1. http://pedsovet.su/fgos/6726_preemstvennost_detskogo_sada_shkoly - И. Иванова «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации»

  2. http://pedsovet.su/ns/6295_sovety_roditelyam_pervoklassnikov_v_period_adaptacii  - М. Маремова «Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе. Тест-анкета родителям по адаптации. Памятка родителям».

  3. http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534  - Л. А. Атиян «Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1.     Современные проблемы пре...

Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...

Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...