Система работы по созданию условий для профессионального совершенствования
материал

Надежда Борисовна Дамбаева

В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы по вопросам начального образования. Целью творческой группы является системная организация    партнерства и сотрудничества, которая повысит профессиональный уровень педагогических кадров начальных классов района и   окажет существенное влияние на повышение качества образования младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по созданию условий

для профессионального совершенствования и повышения результативности педагогической деятельности,

развития исследовательской активности педагогов и младших школьников.

        

        Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

        Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

        Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Проведение учебных исследований мы рассматриваем как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Но организации исследовательской деятельности учащихся должна предшествовать организация исследовательской деятельности самих педагогов. Если не умеешь сам – как научишь детей?

В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы по вопросам начального образования. Целью творческой группы является системная организация    партнерства и сотрудничества, которая повысит профессиональный уровень педагогических кадров начальных классов района и   окажет существенное влияние на повышение качества образования младших школьников. Деятельность Творческой группы:

  • планирует работу по повышению профессионального уровня учителей начальных классов;  
  • разрабатывает  программу «Одаренные дети» на текущий учебный год;
  • организовывает обобщение и внедрение передового педагогического опыта учителей начальных классов;
  • проводит конкурс методических проектов по проблемам начального образования;  
  • анализирует успеваемость учащихся 3-4 классов на основе мониторинга.

В рамках творческой группы эффективно работает экспертный совет, который производит экспертизу методических проектов учителей начальных классов, проводит экспертизу ученических проектов и работ по итогам конкурса исследовательских проектов младших школьников «Я – исследователь».

Следует отметить активную и ответственную работу заместителей директоров по учебной работе Орликской средней общеобразовательной школы:

− Внедрение в практику работы педагогов начальных классов научно обоснованных и экспериментально апробированных методик и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания через дальнейшее управление профессиональным ростом педагогов начальных классов.

− Дальнейшее расширение пропаганды передового опыта педагогов начальных классов  среди педагогов, родителей, общественности в средствах массовой информации.

− Повышение качества образования на основе личностно-деятельностного и коммуникативного подхода, развития исследовательской активности и уровневой дифференциации.

− Осуществление методической поддержки личностного самовыражения и саморазвития педагогов начальных классов.

Для осуществления контроля уровня успешности учащихся начальных классов под руководством Молоровой Л.Я. работает  творческая группа, которая занимается разработкой учебно-методического и дидактического сопровождения контроля учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Это:        

  1. Разработка стартовых контрольных работ по русскому языку, бурятскому языку, математике для 2, 3, 4 классов на начало учебного года.
  2. Подбор заданий для проведения школьных олимпиад по русскому языку и математике за курс начальной школы /4 класс/.
  3. Разработка  контрольных работ по русскому языку, бурятскому языку, математике для 2, 3, 4 классов за первое полугодие.
  4. Разработка  итоговых   тестовых работ по русскому языку, математике для 1-4 классов.
  5. Отбор, редактирование и издание методических материалов из опыта учителей начальных классов школы,

 На основе диагностики педагогических запросов на текущий учебный год  творческой группой разработана серия проблемных семинаров-практикумов, целью которых является координирование деятельности педагогов начальной школы по проблемным вопросам:

         1 триместр – октябрь: Индивидуализация и дифференциация при оценивании знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах урока. Создание ситуации успеха, стимулирующей получение знаний, развивающей творческую и исследовательскую активность школьников. /Фрагменты уроков, практикум/.

2 триместр – декабрь: Опыт работы Дамбаевой Н.Б. «Работа над эффективными приёмами и методами, обеспечивающие формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения».

3 триместр – март: Варианты моделирования уроков с использованием компьютерной  и мультимедийной техники.

Методические заседания, открытые уроки проходят на высоком профессиональном уровне с использованием современных информационно-компьютерных ресурсов и интерактивных форм, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке и проведению, мастерстве педагогов, дают  положительную  результативность в  профессиональном росте педагогов, стимулируют их исследовательскую активность.

Организацию  исследовательской деятельности с педагогами мы начали, когда изучили и исследовали новые методики и технологии, вели по ним экспериментальную и инновационную работу. Работая по экспериментальным и инновационным площадкам мы учились в системе вести исследования: ставить цели и задачи к исследуемой проблеме, выдвигать гипотезы, планировать поэтапно работу, отчетность, отслеживать результативность, сравнивая экспериментальные классы или группы с контрольными, учились оформлять свою работу по строгим канонам, которые предлагали научные консультанты. Сложно было, но полезно, так как мы пришли к выводу, что такая работа привела к высокой исследовательской активности педагогов и учащихся, вызвала положительный резонанс у родителей и других педагогов района. Они тоже активизировались в своей педагогической практике, появилось хорошее здоровое соперничество и содружество по идентичным проблемам.

По такой же системе и сейчас строится у наших педагогов работа по самообразованию с выходом на оформленный опыт своей деятельности по конкретным педагогическим или методическим проблемам.

При работе по инновационным проектам педагогических технологий  наши коллеги научились анализировать, выделять наиболее эффективные приемы в отдельных технологиях. Достигли хороших результатов в повышении  познавательного интереса, активности и во вовлечении в учебную деятельность и жизнь школы отдельных родителей и даже целые семьи. Это  проекты, реализуемые через работу в группах и коллективную деятельность с привлечением  общественности; методика критического мышления. Видя результативность как в личностном развитии детей, педагогов и родителей, так и с позиции богатства накопившегося в ходе подготовки и презентации проектов материала, и возможности использования его в своей дальнейшей деятельности, мы и вышли на готовность обучения  учащихся грамотной и качественной организации исследовательской деятельности. В этой работе активизировалась деятельность педагогов и учеников в изучении и использовании компьютерных программ для исследований, создания проектов.

В рамках проекта  «Истоки» в 2008 г. в школе прошла конференция «Первые шаги в науку», конкурс детских исследовательских  работ и проектов «Я – исследователь». Разработано Положение о проведении ежегодной  районной конференции «Первые шаги в науку» для учащихся начальных классов, выработаны рекомендации. 

В  течение этого учебного года до апреля месяца в учебных учреждениях проводится исследовательская деятельность, результатом которой станет финал конкурса с компьютерной презентацией. Работы будут представлены «как у взрослых» с темой, целью, задачами, гипотезой, этапами исследований, экспериментами, выводами. Защита, как правило, в сопровождении компьютерной презентации. Как  результат: у детей, родителей и учителей возрос интерес к исследованиям, изменилось мировоззрение, повысились коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, появились потребности и в учебной деятельности на уроках использовать исследовательские навыки.

Соотнеся с приобретенными навыками изученные и апробированные   педагогические технологии мы выбрали наиболее эффективные из них с позиции адаптации учащихся в социуме, деятельности в сотрудничестве, поиска решения проблемных задач и разрешения проблемных ситуаций, выявлении причинно-следственных связей, планировании учебно-познавательной деятельности, самоутверждения и коммуникативности, личностного развития каждого ребенка и, что особенно важно, с позиции здоровьесбережения. Внедряя в комплексе систему исследовательской деятельности и активные формы работы мы убедились в ее эффективности и результативности.

        За период начальной школы наши ученики овладевают простейшими умением исследовательской деятельности, а ученики, которые принимали участие в конкурсе «Я – исследователь» свободно ориентируются в системе исследований по разнообразной тематике.

Обучение учащихся исследовательской деятельности начинается с первого класса: учителя в своей работе используют специальные игры и занятия, позволяющие ставить проблемные вопросы, искать мотивированные ответы, показывают, откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. Эта работа позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогает осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

Впоследствии проводятся  уроки-тренинги, на которых дети учатся собирать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Например, при работе над проектом по технологии «Шаг за шагом» можно предложить задание, приготовить сообщение о буром медведе. Задача учителя подвести ребят к идее, что набор методов зависит от  реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, дети совместно с учителем, родителями, друзьями начинают собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым нужно объяснить цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А учитель с учащимися заносят необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения анализируются и обобщаются, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводится его обсуждение. Слушателям дается возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности.   На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

Начиная со второго класса, а с отдельными учениками или группой учеников, проявивших наибольшую активность и готовность к участию в конкурсе, учитель работает над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

        Для развития умения видеть проблемы учителем предлагаются задания и упражнения, которые применяются на практике.  Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого можно предложить следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали камешком на дороге);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

        Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее идет обучение выдвижению гипотезы, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Гипотезы   возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

        Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого используются следующие упражнения: показ картинок с изображением людей, животных и предложение задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

        Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того, чтобы учиться определить понятие, можно применить относительно простые приёмы: описание предмета, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение признаков описываемых предметов (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. Для обобщения можно предложить  из приведённых понятий  построить по аналогии ряды.

        Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки.  Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

        Также обязательно надо научить детей  классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Предметы классифицируются по основному признаку, по цвету, по форме и т. д.

        Ещё важно научить детей наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнений на развитие внимания и наблюдательности много, их знают все, и мы не будем на них останавливаться.

        Для исследовательской деятельности необходимо научить детей проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. В этом хорошо поможет курс «Человек и мир», но экспериментировать можно на любом учебном предмете.

        Далее через любые уроки можно обучать детей анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

        Вся работа над исследованием заканчивается его защитой. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать и представлять добытую информацию. Вам сегодня будет предоставлена возможность увидеть разные варианты защиты или представления исследовательских проектов учениками – победителями в разных номинациях городского конкурса «Я – исследователь».

        Еще один момент: Выполненные работы, прежде чем попасть в финал конкурса, проходят экспертизу   экспертного совета, где дается оценка положительных качеств  исследовательского проекта, определяются лучшие работы в разных номинациях, выявляются недочеты и даются рекомендации по доработке или по продолжению исследования. Ученики и педагоги могут получить советы для улучшения работы.

        Лучшие проекты рассматриваются в финале конкурса, где представляются и защищаются в последней номинации: на лучшее представление проекта.

        Презентация работ становится для школьников, педагогов и родителей праздником, на котором все получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников не только в своей школе, но и в городе.  

Ребята с огромным удовольствием готовились к выступлению, набирались практического опыта работы с компьютером.

Не все работы, конечно, соответствовали критериям исследовательской работы, но передо мной стояла более важная задача – показать детям, что  ответы на интересующие их  вопросы можно добывать самостоятельно.

Поисково-исследовательская деятельность в начальной школе рассматривается  как средство самореализации личности. Она позволяет не только расширить рамки школьного урока, получить дополнительную научно-техническую информацию, но и развивать творческие способности младших школьников.

 Список используемой литературы:

  1. Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.
  2. Дубинина В.В. Методики определения индивидуальных особенностей школьников при работе с информацией: Сборник диагностических тестов. –Казань: Институт повышения квалификации и переподготовки работников  образования Татарстана, 1995.
  3. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. – Самара:  Издательский дом «Федоров». – 2007.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
  6. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: познавательное общение в начальной школе. - Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
  7. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения: от наблюдения к описанию и сравнению. - Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.
  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки  документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М.: 2004. – 221с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа по созданию условий для перехода школы на ФГОС

В  статье  освещена  методическая  работа  в  начальной  школе  по  внедрению  ФГОС. Представлен  анализ   работы  по  созданию  условий  для  перехода  школы на  ФГОС. Дана  оценка  качества  методич...

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....

Наличие системы работы по созданию внеурочного пространства на 2018 – 2019 уч.год

Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя...

"Совершенствование работы учителя в условиях модернизации системы образования "Учиться самому, чтобы учить других"

План:1. Возможности 21 века.2. Роль учителя. 3. Можноно ли  научиться мылить более эффективо...4. Интерактивные формы обучения.5. Формирование функционально грамотных людей.6. Игры и игровые...