Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования
статья по теме
Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования
В современном образовании математике отводится важное место, влияющей на формирование высокой умственной деятельности ребенка. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, компьютеризацией, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. В связи с этим перед школой стоит главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, анализировать, логически мыслить, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает.
Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить фундамент развития индивидуальной личности со сформированным самостоятельным мышлением, подготовленной к исследовательской практической деятельности.
В нашей прогимназии между детским садом и начальной школой уже давно установились прочные деловые отношения. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности и в течении года работаем по нему. Воспитатели и учителя заинтересованы, чтобы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе.
Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные, считают и решают задачи. Высокий уровень подготовки дошкольников позволяет учителю вести обучение с опережением.
При изучении математики мы обязательно используем межпредметную взаимосвязь, как того требует ФГОС. Например, при обучении грамматики , когда ученики составляют рассказ по иллюстрациям, мы развиваем не только речь , но и углубляем знания порядкового, количественного счета и пространственные представления.
В детском саду педагоги воспитатели активно практикуют проектную деятельность. Дощкольники на экскурсиях знакомятся с родным городом, явлениями природы, наблюдают жизнь растений и животных. Свои наблюдения при помощи родителей и воспитателей реализуют в проектах.
И эта работа над проектной деятельностью продолжается и в школе. Знания ребят в этих областях углубляются, расширяются. Ребята уже в первом классе выполняют полноценные проекты: и групповые и индивидуальные. Такие как « Моя семья»,«Наши питомцы»,
« Математика в пословицах и в загадках». Учащиеся сами находят информацию , оформляют её красочно и представляют её классу. А четвероклассники выходят со своим проектом на НПК и побеждают.
Повышение интереса к математической деятельности происходит путем совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
В нашу практику прочно вошли такие инновационные технологии, как проектирование на основе системно - деятельностного подхода, ИКТ, технология игрового обучения.
Педагоги являются авторами инновационных проектов, получивших высокую оценку на Республиканском уровне:
«Проектирование уроков на основе системно -деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы» Мальцева О.
Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания» Смелова Т.Л. (на основе занимательного математического материала происходит улучшения качества обучения детей чтению. )
Лепбуки первые ввели дошкольники, а учителя охотно переняли этот опыт и активно используют в своей работе. Серия созданных детьми и родителями Лэпбуков содержат в себе головоломки, е задачки, ребусы, считалки и поговорки о числах и цифрах на темы: «Весёлые задачки», «Математические ребусы», «Народная мудрость о математике»
Педагоги ДОУ различные темы математического содержания изучают с помощью системно-деятельностного подхода .Введение таких геометрических понятий как: прямая линия, замкнутая, ломаная линия, луч, отрезок ребята приобретают в ходе выполнения различных заданий.
Слайд 6
Н-р: « Раздели на группы», « Объедини в множества», « Продолжи ряд» и т.п. Педагоги в школе продолжают эту линию. Полученные ранее знания позволяют решать геометрические задачи повышенной сложности.
В прогимназии широко используется нформационно- коммуникационная технология (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, интерактивный пол, лингофонный кабинет английского языка, компьютерный класс- где дошкольники занимаются в кружке « Инфознайка» , а ученики разрабатывают тестовые программы ,телевизоры, DVD, Интернет, аудио-видеотека). Всё это в полной мере обеспечивает эффективность, системность и преемственность процесса сознательного и прочного овладения воспитанниками и учащимися знаниями и умениями в математической области .
Слайд
Уже с детского сада ребята с большим желанием посещают кружки. Прогимназия представляет большой перечень дополнительных образовательных услуг, который удовлетворяет запросы родителей.
Интеллектуальные кружки и студии:
- информатика для малышей « Инфознайка»
- «Белая ладья»( шашки и шахматы)
- МУР-клуб (клуб молодых ученых – рационализаторов);
- академия головоломок
- экономика для дошколят
- « Умники и умницы»
- «Всезнайка»
- « Занимательная геометрия»
Учителя и воспитатели выстраивают свою педагогическую деятельность под девизом: «Смотрим в одну сторону, мыслим в одном диапазоне».
Мы построили работу традиционным путем, т.е. проводим различные совещания, педсоветы, семинары, взаимопосещение занятий и уроков, в которых принимают участие директор прогимназии, старшие воспитатели, воспитатели групп, учителя начальных классов, логопеды.
Мы пришли к выводу, что самыми удачными мероприятиями являются:
- взаимопосещение уроков в школе,
- занятий в детском саду,
- экскурсии в школу,
- организация совместных спортивных праздников.
- театрализованных праздников (школа приглашает детей из детского сада;
детский сад приглашает школьников).
Благодаря таким мероприятиям наши дети из детского сада и школы знают друг друга, общаются, имеют общие интересы.
А последующий анализ взаимопосещений уроков и занятий, обсуждение, обмен опытом, способствует как профессиональному развитию воспитателей и учителей, так и преемственности в их работе.
Педагоги ДОУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать учебно-воспитательный процесс по подготовке детей к школе.
А учителя в результате таких встреч лучше узнают своих будущих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении.
Ещё одним из показателей преемственности и непрерывности образования в стенах Прогимназии, является то, что воспитатели имеют возможность наглядно увидеть, оценить, проанализировать качество своей работы по предшкольной подготовке, простроить преемственные связи, в том числе и по развитию математических способностей.
Этому способствуют и проведение совместных мероприятий математической направленности, где участниками становятся как дошкольники, так и школьники:
заседание клуба «Юные дидактики», театрализованные представления «История любимой цифры», «Сказка о том, как цифры и буквы подружились», досуги «Знайки», «Логические гонки» , игра «Геоконт»и др. Со старшими дошкольниками и учениками первых классов организуются дидактические игры, например с конкретными множествами, величинами: измерение, наглядного моделирования разных количественных отношений.
Такие мероприятия дают возможность детям продемонстрировать качество усвоенных математических знаний, творческий потенциал, гибкость мышления, умение аргументировать, исследовать и проектировать. Учащиеся участвуют в различных олимпиадах и конкурсах.В организации олимпиадного движения в прогимназии педагогов дошкольников курируют учителя.
Среди достижений наших воспитанников и учащихся
- первые места в Очной открытой олимпиаде для учащихся г. Казани и РТ «Скорочтение-скоросчет» по математике и чтению;
- призовые места в очной открытой олимпиаде для учащихся г. Казани и РТ «Выше радуги» по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру;
- призовые места в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Этих достижений могло бы и не быть, если бы педагоги и воспитатели не работали в одной связке.
Вы можете подробно ознакомиться с опытом работы педагогического коллектива Прогимназии №14 «Журавушка», который представлен в статьях, опубликованных в ведущих научно-методических журналах:
«Управление дошкольным образовательным учреждением», «Обруч», «Наука и школа», «Дошкольное образование». Так же распространение передового педагогического опыта происходит путем выступления на педсоветах, участия в дистанционных, он-лайн конкурсах.
Эффективность сотрудничества детского сада и школы заметна всем, особенно детям. И ради этого мы стараемся найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит и в дальнейшем добиться положительных результатов в работе. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у нас общее имя – педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Создание условий индивидуального развития и учета достижений учащихся, стимулирование их творческой активности.
Педагогические мастерские. Развитие творческих способностей у детей....
статья Информационная компетентность как средство обеспечения непрерывного образования
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность....
"Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья"
В презентации автор делится своим опытом создания Индивидуальной образовательной программы....
Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...
Создание условий для развития жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ
Аннотация: В статье раскрываются основные направления и требования к результатам специальной работы в сфере развития жизненной компетенции обучающихся в ОВЗ. Ключевые слова: жизненные компетенции, Фед...
Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...