Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования
статья по теме

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится  стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleshchuk_v.vstatya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Полещук Виктория Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ ШР «Гимназия»

Создание условий для развития индивидуальных способностей младших школьников как ключевой принцип преемственности образования

              Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится  стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся» [2, с.3].

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

              Системное использование индивидуального подхода в обучении дает возможность каждому педагогу скорректировать цели образования, ориентировать свою деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся.  Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержка и развитие самобытности с целью самостоятельного выбора обучения. Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:

  • учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
  • один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей.

Принципы индивидуального подхода:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация полученных результатов и их рефлексия;
  • постановка новых педагогических задач.

Таким образом,  в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении [О.С.Газман, педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, разработчик «педагогики поддержки»]

             Гимназия – особое учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с одаренными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую мотивацию к учению. Гимназия дает образование повышенного уровня, готовит учащихся к творческому, интеллектуальному труду. Для учащихся моего класса характерна умственная, интеллектуальная одаренность. Под одаренностью детей понимается степень их творческой самореализации в образовательной области. Чем больше ребенку удается выразить себя в разных областях, тем более его следует считать талантливым и одаренным.

Леонардо да Винче сказал: «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». А как взрастить такого ребенка, какие применять технологии, методики, методы обучения?

В первую очередь, созданы условия для:

  1. Диагностики и самодиагностики ученика, позволяющей ему узнать свой образовательный потенциал, выстраивать свой путь в образовании, чувствовать веру и поддержку учителей и родителей.
  2. Формирования у учащихся системы оценивания, чтобы каждый смог включиться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. Именно формирующее оценивание является самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика.
  3. Овладения учителем технологиями продуктивного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивание образовательных  достижений, ИКТ - технология) для сопровождения индивидуализации образовательного процесса.

        Основополагающим критерием индивидуализации обучения является возможность предоставления ученикам творить знания, создавать образовательный продукт по всем учебным предметам, решать возникшие проблемы, оценивать свою роль на каждом этапе урока. Используя в своей педагогической практике эвристический метод обучения, успешно организуется активный поиск решения познавательных задач,  следовательно, результативность таких уроков повышается. В процессе поиска решения проблемы, мыслительный процесс ученика  приобретает продуктивный характер. Эвристический метод нужен для подготовки учащихся к самостоятельной постановке проблемы и ее решения. Под результатом можно понимать выдвинутую учеником гипотезу, нахождение нескольких способов решения, личностные цели, обобщение изученного в виде выполненного продукта (творческого, интеллектуального направлений). Данные мини-проекты могут впоследствии перерасти в научно-исследовательскую работу, с которой ученики могут выступить на НПК «Шаг в будущее, Юниор!», исторических чтениях.    

            Широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных  и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование  лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.

Используемые виды домашнего задания:

  • единое для всех;
  • групповое;
  • индивидуальное;
  • творческое.

Задания могут быть:

  • по выбору;
  • по желанию;
  • обязательные.

     В своей практике активно использую таблицу самоопределения деятельности учеников при выборе домашнего задания, при выборе задания работая в группе или индивидуально на уроке.  Механизм работы:

1.Ученики читают домашнее задание (оно представлено дифференцированно);

2.Каждый ученик, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут домашнего задания.

3. Если задание, которое он будет выполнять с другом или группой учащихся, то происходит обсуждение, дети решают, кто с кем будет выполнять домашнее задание. Совместно записывают себя в клеточку.

4.Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками.

    Такой прием стимулирует каждого ученика к планомерной организации собственной деятельности. А учителю в подготовке к уроку. Кроме этого, данный прием помогает учителю увидеть проблемы учеников и тем самым спланировать работу с учетом данных направлений.

Пример домашнего задания

Друзья! Вам нужно выполнить задания. Вы можете выполнить его индивидуально, парами или группой. Надеюсь, Вам будет интересно!

Задания

Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Весенние изменения в природе»

№1

№2

№3

№4

1.Прочитать и пересказать

Иванов Максим

2.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №2

( работа с текстом)

Соколова Софья

3.Прочитать, пересказать, ответить на вопрос №3 (работа исследовательского типа). Используй разные источники информации. Для выполнения задания можешь работать индивидуально или

 с другом.

Петров Сергей и Максимов Миша

4.Прочти, перескажи.

Если весь материал понял и он тебе интересен, Нужно оформить буклет по теме

«Народные приметы, связанные с весенними изменениями в неживой и живой природе».

Эту работу выполните в группе.

Иванова Люда

Михалева Таня

Конышев Миша

      Таким образом, домашнее задание – это важный этап индивидуализации обучения, требующий от педагога знаний особенностей развития учеников и способствующий личностному росту каждого. От уровня домашнего задания зависит мотивация каждого ученика к предмету.

      Внеурочная деятельность для учащихся начальной школы – это огромный спектр реализации своих интеллектуальных возможностей и желаний. Как правило, ученики получают огромный багаж опережающего компонента в развитии. Программы внеурочной деятельности экологический клуб «Росточек», «Я-исследователь», «Уроки Духовности», «Час здоровья», «Театральная студия»  направлены на развитие учащихся и учитывают необходимость преемственности между начальным и основным уровнем образования. Палитра внеурочной деятельности расширяет возможность индивидуального обучения.  В этом поле творчества, радости, успеха каждый ученик имеет свою траекторию обучения, составленную вместе с учителем, где указаны цель, виды деятельности, сроки, метапредметные результаты. Индивидуальный выбор направлений внеурочной деятельности стимулирует школьников на реализацию своих способностей.

Индивидуальное обучение предполагает выполнение

норм педагогической этики:

  • Нужно проявлять к ученику внимание, положительные эмоции, заинтересованность в его развитии и успехах;
  • Нужно отмечать достижение результатов, а не участие вообще;
  • Нужно ориентировать ученика не на соревнование, соперничество с другими, а на умение организовать собственную работу для достижения положительных результатов как индивидуальных, так и групповых;
  • Нужно сравнивать результаты индивидуального роста учащегося, для того, чтобы была радость познания;
  • Нужно способствовать проявлению у учащихся интереса, увлеченности новой работой, когда есть уже определенный опыт;
  • Нельзя вторгаться в процесс работы ученика, нужно создать творческую атмосферу, деловые отношения, обоюдную заинтересованность заданием, проблемой;
  • При рефлексии процесса образования обращать особое внимание ученика на рост его умений.

В заключение отмечу, что для развития учеников, которые бы превзошли учителя, нужны специальные индивидуальные маршруты, выстроенные на знаниях индивидуальных особенностей детей, их интересах и желаниях добывать знания самостоятельно, но рядом с мудрым, профессиональным   педагогом.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г.Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.:Смысл,2007
  2. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. - М.1993
  3. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.,1985
  4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьников. - М.1982
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009,рег. №17785 от 6 октября 2009 г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Создание условий для развития творческих способностей младших школьников

1 Вступление2 Значение игры3 Виды игрРоль игры в процессе обучения...

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей младших школьников

Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, т...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Создание условий для развития индивидуальных способностей и интересов неслышащих младших школьников через участие в предметных олимпиадах и конкурсах

В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенци...

Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время

Выступление на РМО    "Создание условий для развития познавательной активности младших   школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...