«Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии «Портфолио», как средства персонального движения младшего школьника»
статья по теме
Данный доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение с использованием технологии "Портфолио", как средства персонального движения младшего школьника" был представлен на районном методическом объединении учителей начальной школы в 2012 - 2013 уч. г.г. К докладу приложение: презентация к выступлению и презенетация "По страницам портфолио"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Портфолио" | 58.95 КБ |
Презентация "Портфолио младших школьников" | 474.78 КБ |
"По страницам портфолио" | 813.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме «Личностно-ориентированное обучение
с использованием технологии «Портфолио»
как средства персонального движения
младшего школьника»
учителя начальных классов МБОУ СОШ №5
Димковой Натальи Анатольевны
2012 г.
«Нет большего преступления,
чем убить мечту
и нет высшей добродетели,
чем осуществить её»
Хорхе Анхель Ливрага
Слайд 1-2.
Слайд 3.
Портрет выпускника начальной школы:
- Деятельный и активный; - Креативный, - Любознательный;
- Инициативный; - Открытый внешнему миру; - Доброжелательный и отзывчивый; - Положительное отношение к себе; - Уверенность в своих силах; -Чувство собственного достоинства; - Саморегуляция; - Коммуникативность; - Исследовательский интерес; - Ответственность;
- Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения;
-Навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Слайд 4.
Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Главным компонентом этого подхода является признание каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Роль учителя состоит не в передачи знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Слайд 5. ПОРТФОЛИО
для ученика – осознание самого себя, «Какой я?»;
для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения;
для родителей – возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка – к ученику».
Слайд 6. Основная цель и задача портфолио
внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Слайд 7.
Портфолио – коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – вид аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамику образовательных достижений ученика в широком образовательном контексте.
В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция портфолио достижений ученика.
Слайд 8. функции портфолио
диагностическая (фиксирует изменения и рост знание учащихся за определенный период времени);
целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика)
Слайд 9. Особенности работы с портфолио
портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся;
необходимо наличие перечня материалов и рецензий или отзывов на работы учеников;
эстетичность оформления;
цель портфолио - представить отчет по процессу образования учащегося;
работа с портфолио должна быть организована в системе;
создание портфолио - совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя, обмен информацией;
родители - участники создания портфолио
Слайд 10. Портфолио позволяет:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (и том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 11. Этапы введения портфолио
1.- подготовительный этап;
2. –основной этап
3.-заключительный
Слайд 12. Подготовительный этап
На заседании методического объединения учителей начальных классов необходимо разработать «Положение о портфолио учеников начальных классов»
общие положения, цели и задачи,
порядок формирования, структура, содержание, оформление портфолио,
критерии оценки достижений учащихся.
изучается мотивацию учащихся, подготовка рабочих материалов;
учащихся и их родителей информируются о значимости портфолио и необходимости его ведения (лучше это сделать на собрании, где присутствуют классный руководитель, школьный психолог, родители).
Портфолио можно торжественно вручить на линейке 1 сентября первоклассникам или на родительском собрании.
Для оформления портфолио используются краски, ручки, карандаши, цветная бумага.
Слайд 13. Основной этап (как и чем наполнить портфолио ученика)
Титульный лист: содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество ученика; учебное заведение, класс).
Возможные разделы портфолио:
Раздел 1. Знакомьтесь, это я! Моя семья.
Раздел 2. Моя школа. Мой класс.
Раздел 3. Мои учебные достижения.
Раздел 4. Копилка достижений (грамоты, сертификаты).
Раздел 6. Мои творческие проекты.
Раздел 7. Пожелания и отзывы.
Слайд 14. Заключительный этап
Проводится:
работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
диагностика возможностей: анализ результатов успеваемости и досуговой деятельности учащихся;
формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
получение промежуточных результатов по формированию портфолио (классный руководитель, школьный психолог);
диагностика интересов, потребностей и склонностей учащихся;
анализ результатов диагностики интересов, потребностей и склонностей учащихся;
индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик (классный руководитель, школьный психолог);
проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио (классный руководитель).
Слайд 15- 16. Необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися основных результатов начального образования:
формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития
эмоциональной, познавательной, саморегуляции. (Слайд 17.)
дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных и сквозных (междисциплинарных) программ;
интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, и сфере саморегуляции.
Слайд 18 II. Общие требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Портфолио должно строиться на критериальной основе.
Поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфолио, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы.
Слайд 19.
III. Каждый материал, включаемый в состав портфолио, должен фиксироваться письменно и храниться в определенной системе.
Только этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.
Слайд 20.
IV. Основные результаты начального образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся.
школьная деятельность
внешкольная деятельность
Слайд 21. Школьная деятельность.
- учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса);
групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
Слайд 22. Внешкольная деят-ть
учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса);
групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
Слайд 23. В портфолио входят
Выборки детских работ - формальных и творческих;
Систематизированные материалы наблюдений ;
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Слайд 24. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности
три основные группы результатов:
личностные , метапредметные и предметные.
Слайды 25-30
Слайд 31 Вывод
Слайд 32.
Портфолио интегрирует три составляющие процесса обучения (преподавание, учение и оценивание).
Портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащеюся с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нет большего преступления, чем убить мечту и нет высшей добродетели, чем осуществить её» Хорхе Анхель Ливрага
Деятельный и активный; Креативный ; Любознательный; Инициативный; Открытый внешнему миру; Доброжелательный и отзывчивый; Положительное отношение к себе; Уверенность в своих силах; Чувство собственного достоинства; Саморегуляция ; Коммуникативность ; Исследовательский интерес; Ответственность; Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения; Навыки самоорганизации и здорового образа жизни. ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Главным компонентом этого подхода является признание каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Роль учителя состоит не в передачи знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
ПОРТФОЛИО для ученика – осознание самого себя, «Какой я?»; для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей – возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка – к ученику».
Основная цель и задача портфолио - внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
Портфолио – коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио – вид аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамику образовательных достижений ученика в широком образовательном контексте. В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция портфолио достижений ученика.
функции портфолио диагностическая (фиксирует изменения и рост знание учащихся за определенный период времени); целепалагания (поддерживает учебные цели ученика); содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ); развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году); мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей); рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика)
Особенности работы с портфолио • портфолио в начальной школе носит обучающий характер и предназначено для формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся; необходимо наличие перечня материалов и рецензий или отзывов на работы учеников; эстетичность оформления; цель портфолио - представить отчет по процессу образования учащегося; работа с портфолио должна быть организована в системе; создание портфолио - совместная деятельность обучающихся, родителей и учителя, обмен информацией; родители - участники создания портфолио
Портфолио позволяет: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (и том числе самооценочной ) деятельности учащихся; формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Этапы введения портфолио I. Подготовительный этап II. Основной этап III. Заключительный этап
Подготовительный этап На заседании методобъединения учителей начальных классов необходимо разработать «Положение о портфолио учеников начальных классов» общие положения, цели и задачи, порядок формирования, структура, содержание, оформление портфолио, критерии оценки достижений учащихся. изучается мотивацию учащихся, подготовка рабочих материалов; учащихся и их родителей информируются о значимости портфолио и необходимости его ведения (лучше это сделать на собрании, где присутствуют классный руководитель, школьный психолог, родители). Портфолио можно торжественно вручить на линейке 1 сентября первоклассникам или на родительском собрании. Для оформления портфолио используются краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д.
Основной этап (как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы) Титульный лист : содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество ученика; учебное заведение, класс). Возможные разделы портфолио : Раздел 1. Знакомьтесь, это я! Моя семья. Раздел 2. Моя школа. Мой класс. Раздел 3. Мои учебные достижения. Раздел 4. Копилка достижений (грамоты, сертификаты). Раздел 6. Мои творческие проекты. Раздел 7. Пожелания и отзывы.
Заключительный этап Проводится : работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; диагностика возможностей : анализ результатов успеваемости и досуговой деятельности учащихся; формирование умения ставить цели , планировать и организовывать собственную деятельность ; получение промежуточных результатов по формированию портфолио (классный руководитель, школьный психолог); диагностика интересов , потребностей и склонностей учащихся; анализ результатов диагностики интересов, потребностей и склонностей учащихся; индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик (классный руководитель, школьный психолог); проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио (классный руководитель).
Структуру портфолио каждое учебное заведение определяет самостоятельно. Информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказывать родители и классный руководитель . В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).
I . Необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися основных результатов начального образования: формирование предметных и у ниверсальных способов действий , а также опорной системы знаний , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
дифференцированные оценки , характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных и сквозных (междисциплинарных) программ; интегральные оценки , характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач; продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания; индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, и сфере саморегуляции .
II . Общие требования к системе оценки достижения планируемых результатов Портфолио должно строиться на критериальной основе . Поэтому портфолио должны сопровождаться специальными документами , в которых описаны состав портфолио, критерии , на основе которых оцениваются отдельные работы.
III. Каждый материал, включаемый в состав портфолио, должен фиксироваться письменно и храниться в определенной системе. Только этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.
IV . Основные результаты начального образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся. школьная деятельность внешкольная деятельность
Школьная деятельность: учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса); групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы; общеклассных и/или общешкольных мероприятий , проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
Внешкольная деятельность: групповых и индивидуальных учебных занятий , реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования; внеклассных и/или внешкольных мероприятий , реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады); свободно избираемой образовательной деятельности , реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе участие в конкурсах, олимпиадах, посещение музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.); свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности , реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).
В Портфолио входят: Выборки детских работ - формальных и творческих; Систематизированные материалы наблюдений ; Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности три основные группы результатов: личностные метапредметные предметные
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел I . Знакомьтесь это я. Мои первые документы Моя семья. Личностные универсальные учебные действия Самоопределение Формирование основ идентичности личности Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории Развитие Я-концепции и самооценки личности Нравственно-этическая ориентация Развитие толерантности Формирование моральных норм и самооценки Развитие доброжелательности Коммуникативные универсальные учебные действия
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел II. Моя школа . Мой класс . Личностные универсальные учебные действия Нравственно-этическая ориентация Развитие доброжелательности, положительного отношения к жизни Формирование установления на здоровый и безопасный образ жизни Знание основных моральных норм Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности Коммуникативные универсальные учебные действия
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел III. Мои учебные достижения Личностные универсальные учебные действия Смыслообразование 1. Формирование целостных ориентиров и смысла учебной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей Готовность к преодолению трудностей Формирование оптимистического восприятия мира Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные учебные действия Универсальные логические действия Коммуникативные универсальные учебные действия
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел IV. Копилка достижений (сертифицированные документы, благодарственные письма, сертификаты, грамоты, дипломы) Личностные универсальные учебные действия Самоопределение 1. Развитие Я-концепции и самооценки личности Нравственно-этическая ориентация 1. Формирование моральной самооценки Регулятивные универсальные учебные действия Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку со стороны Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел V. Мои творческие проекты. Личностные универсальные учебные действия Смыслообразование 1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия Умение учиться и способствовать к организации своей деятельности Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные учебные действия Универсальные логические действия Коммуникативные универсальные учебные действия
Разделы портфолио Универсальные учебные действия Раздел VI. Пожелания и отзывы. Личностные универсальные учебные действия Самоопределение Нравственно-этическая ориентация Регулятивные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия
Преимущества портфолио Портфолио интегрирует три составляющие процесса обучения (преподавание, учение и оценивание). Портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка , а также самоанализ и самоконтроль учащегося. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащеюся с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. Портфолио - форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Спасибо за внимание Творческих успехов и хорошего настроения!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портфолио – коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"
Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой "интеллектуальной зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...