Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся
консультация по изобразительному искусству (изо) по теме
Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность: определение понятия Проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
Одним из путей повышения мотивации эффективности учебной деятельности в основной школе является включение у обучающихся исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности: Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции обучающихся в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющих значимость для других. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для обучающихся представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Важной особенностью реализации проектно-исследовательских работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества. Обще- учебные умения и навыки Рефлек- сивные Поисковые (исследо- вательские) Работа в сотрудни- честве Менед- жерские Коммуни- кативные Презента- ционные Умения отвечать на незапла- нированные вопросы
Классификация проектов: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации; по продолжительности; по направленности; по координации; по форме.
Разнообразие проектов По характеру координации с открытой, или явной, координацией со скрытой координацией
По характеру координации с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
Разнообразие проектов По количеству участников личностные парные групповые (коллективные)
Разнообразие проектов По продолжитель- ности краткосрочные (урок, занятие) средней продолжитель- ности долгосрочные (год и более)
Разнообразие проектов По уровеню контактов внутренний (внутри- школьный) региональный международный (участники разных стран)
Разнообразие проектов По направленности монопроект (творческое задание) интегрированный (межпредметный)
Разнообразие проектов по виду деятельности (по Е.С. Полату) исследова- тельские творческие ролево – игровые информа- ционные практико- ориентиро- ванные
Исследовательские проекты Отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Творческие проекты Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком либо объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Ролево–игровые проекты Структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Информационные проекты Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
Практико-ориентированные проекты Требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
Разнообразие проектов По характеру результатов информационный и исследовательский проект обзорный проект продукционный проект проекты- инсценировки, или организационные проекты
Разнообразие проектов По форме: Исследовательские проекты Данные проекты представляют собой мини исследование, проводимое в любом направлении, и требуют хорошо продуманной структуры. Продукционные проекты Направлены на создание материальных изделий (инструментов, приспособлений, учебно-наглядных пособий). Комплексный проект Проект, включающий компоненты всех проектов
Творческие проекты Не требуют хорошо проработанной структуры. Результатами могут быть газета, презентация, видеофильм, сценарий ит.д. Ролево-игровые проекты Участники данного вида проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Практико-ориентированные проекты Требуют хорошо продуманной структуры. ориентированы на социальные интересы учащихся. Результатами могут быть сообщения по разделам профессионального и технологического циклов; рекомендации, справочный материал, дизайн помещения ит.д.
Основные компоненты проекта название проекта; цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта; общая характеристика проекта; идея проекта; цели и задачи проекта; участники проекта; сроки реализации проекта;
этапы проведения проекта; условия участия в проекте (организационные, технические, другие); особенности проведения проекта, виды деятельности участников; критерии оценки работ участников, всего проекта; жюри или другая диагностическая и оценочная группа; призы и награды; возможное продолжение и развитие проекта; авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
Основные этапы метода проектов: Целеполагание – педагог может помочь школьнику (с учетом возраста) выбрать наиболее приоритетную задачу на определенный срок. Разработка проекта – план деятельности участников, обеспечивающий достижение цели. (сбор информации, систематизация материала, источники информации; материально-техническая база; учебно-методическое обеспечение) Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – результаты, выводы, выявление проблем и определение задач для новых проектов.
Методические рекомендации для учителя 1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для школьников, его разработчиков. 2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и качества его личности. 3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить различные элементы: изготовление предметов, рисунков, аппликации, записи на пленку, интервью и т.п. 4. Не ошеломляйте школьников своим видением проекта. Пусть ребята сделают меньше, но именно так, как они для себя его определили. Постарайтесь, чтобы у них оставалось время и на другие виды деятельности. 5. Всегда будьте рядом с учениками, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевить их. Пытайтесь вовлечь и других учителей в работу над проектом. 6. Установите ограничители: если это письменный проект, сразу оговорите количество страниц; не допускайте состязания между членами проектной группы. 7. Обязательно прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают будто наименее важную.
Педагогу необходимо: умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые идеи учеников; владение арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовывать последовательную самостоятельную работу учащихся; умение организовывать различные виды деятельности школьников в индивидуальных, парных и групповых формах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей»
Доклад на тему: «Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей» (районная научно – практическая конференция, 25 марта 2009 года, учитель Гладких И.М.) ...
Использование технологии «Портфолио» как средство выявления и развития индивидуальных творческих способностей детей.
Материал из опыта работы...
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".
Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний родителей....
Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.
В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....
Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.
В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях....
Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.
В данной статье изложена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства....